Пути повышения уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования рыночной экономики в России одним из приоритетных направлений осуществления социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения.
Тема уровня жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для экономики нашей страны, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и показатели уровня жизни населе-ния…………………....5
1.1. Уровень жизни населения и значение его повыше-ния………………5
1.2. Основные индикаторы уровня жизни населения………………….…6
1.3. Виды, источники и показатели дифференциации доходов
населе-ния…………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России за 2009–2012 гг….………13
2.1. Анализ динамики номинальных и реальных денежных доходов, структуры и дифференциации доходов населе-ния………………………13
2.2. Анализ потребления и структуры потребительских расходов……..17
2.3. Анализ обеспеченности населения жильем, медицинскими и
образовательными услугами………………………………………………19
2.4. Региональные различия в уровне жизни населения России………..26
Глава 3. Пути повышения уровня жизни населения…………………………..30
3.1. Основные федеральные (региональные) программы в социальной сфере………………………………………………………………………...30
3.2. Результаты и проблемы реализации федеральных (региональных) социальных про-грамм……………………………………………………..36
Заключе-ние……………………………………………………………………….46
Список использованной литерату-ры…………

Вложенные файлы: 1 файл

кур-к по эк. тр.Уровень жизни.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

4. Непрозрачность процедур закупки лекарственных средств для медицинских учреждений. По данным Независимого института социальной политики, широко распространенной практикой в субъектах Российской Федерации является проведение за счет средств региональных бюджетов централизованных закупок лекарственных средств для стационаров. Вместе с тем информация о порядке проведения таких закупок, уровнях закупочных цен, структуре поставщиков малодоступна. Проведение закупок на тендерной основе редко содействует возникновению ценовой конкуренции, поскольку обычно либо предложение делает только одна компания, либо имеется неформальное соглашение между оптовиками об уровне предлагаемых цен. Организаторы тендеров не анализируют информацию о ценах на одинаковые препараты в других регионах. Все это ослабляет результативность проводимых тендеров в качестве механизма экономии государственных средств.

5. Отсутствие у медицинских учреждений стимулов к повышению эффективности деятельности. Разорванность государственного финансирования здравоохранения на бюджетную и страховую системы имеет следствием двойственность источников и методов финансирования бюджетных учреждений за предоставление населению медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования. Согласно федеральным рекомендациям, бюджетные и страховые средства должны использоваться для покрытия разных статей расходов, но на практике нередко отдельные статьи расходов лечебно-профилактических учреждений покрываются одновременно из двух указанных источников.

Еще одним недостатком двухканальной системы финансирования является отсутствие возможностей для конкуренции государственных лечебных учреждений с частными. Тарифы медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования заведомо не покрывают затрат на предоставление соответствующих услуг, а следовательно, частные медицинские организации не заинтересованы участвовать в "Системе обязательного медицинского страхования.

Решение проблемы разрыва между государственными гарантиями оказания медицинской помощи и их финансовым обеспечением включает 4 главные составляющие:

1) увеличение государственного  финансирования здравоохранения по мере экономического роста и увеличения бюджетных доходов;

2) конкретизация государственных  гарантий бесплатной медицинской  помощи;

3) создание эффективной системы  государственного финансирования  здравоохранения;

4) реструктуризация системы медицинской помощи [14, c. 60].

Решение задачи конкретизации государственных гарантий в значительной мере зависит от действий федеральных органов власти. Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации должны обеспечить правовую базу государственных гарантий медицинской помощи.

С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения в образовательной системе России. Повысился престиж высшего профессионального образования, снизилась привлекательность начального профессионального образования из-за сокращения занятости в реальном секторе экономики. Определенное влияние на образование оказал демографический фактор - снижение рождаемости и сокращение численности детей и молодежи. В ходе налоговой реформы 2000-2001 годов в России были введены налоговые вычеты на образовательные цели из подоходного налога. Однако данная практика, как и система вычетов по расходам, направленным на оплату услуг здравоохранения, пока не получила широкого распространения. Кроме того, необходимо отметить, что в отечественной системе образования сохраняется целый ряд других серьезных проблем:

- несистемное планирование бюджетных мест;

- низкий уровень заработной платы педагогических работников не позволяет привлечь в систему образования высококвалифицированные кадры;

- учебно-материальная база большинства образовательных учреждений нуждается в обновлении;

- требуется увеличение объемов средств на капитальный ремонт, строительство, оборудование системами безопасности образовательных учреждений;

- стипендии не обеспечивают минимальных условий жизнедеятельности студентов;

- сельские общеобразовательные учреждения испытывают большие трудности в вопросах обеспечения учебниками, а также доставки обучающихся в школы из отдаленных населенных пунктов.

Важно подчеркнуть, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ радикально изменил законодательство в сфере образования.

Общее образование фактически передано на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В ведении федеральных органов власти осталось практически только высшее образование и ряд образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Начат процесс передачи с федерального на региональный уровень профтехучилищ, техникумов, колледжей.

Вопросы финансирования обеспечения выполнения государственных стандартов общего образования образовательными учреждениями общего образования возложены действующим законодательством главным образом на субъекты Российской Федерации.

В настоящее время финансовая обеспеченность и, соответственно, фактические нормативы обучения одного ученика общеобразовательной школы различаются по разным регионам в 10-15 раз. Следовательно, конституционные гарантии образования, предусматривающие "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях", обеспечиваются государством в неравной степени - в зависимости от территории проживания.

Сосредоточение полномочий по финансированию учебного процесса на региональном уровне создает предпосылки для внедрения нормативного подушевого финансирования в сфере общего, а также начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), что способствует внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, а также созданию стимулов для реструктуризации сети образовательных учреждений. В то же время многоканальность финансирования общего образования может создать определенные трудности, в управлении двумя различными финансовыми потоками и размывает ответственность за предоставление общеобразовательной услуги в целом.

Несмотря на то, что подушевые расходы на одного обучающегося в последние годы росли практически по всем видам образовательных услуг, предоставляемых на региональном и местном уровнях, система финансирования образования по-прежнему характеризуется рядом существенных недостатков. К основным из них можно отнести:

- сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования;

- негибкость, неэффективность принятого сметного порядка бюджетного финансирования бюджетных учреждений;

- отсутствие стимулов для использования прозрачных механизмов привлечения внебюджетных средств.

В сфере дошкольного образования необходимо разделить расходы на содержание ребенка и его обучение. Расходы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) должны покрываться полностью родителями. Для малообеспеченных семей эти расходы должны субсидироваться из муниципальных бюджетов. Основной задачей муниципалитетов является недопущение резкой дифференциации родительской платы в муниципальных детских садах, связанной с объективными различиями в их материально-технической базе.

В школьном образовании основная задача состоит в том, чтобы увеличить бюджетное финансирование и повысить эффективность использования бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств может быть обеспечено путем перехода на нормативное подушевое финансирование. При этом достаточно спорным является вопрос о необходимости финансировать программы повышенного типа (гимназии, лицеи и т. п.) на основе более высоких подушевых нормативов. Более оправданно, если повышенный тип программ по сравнению с обычной (массовой) школой будет реализовываться за счет средств родителей (при этом по обычному нормативу будет оплачиваться обучение в соответствии с общим стандартом). Финансирование по повышенным нормативам (либо субсидирование из бюджета) возможно только для детей из малообеспеченных семей. Тот же подход должен использоваться и в отношении других дополнительных образовательных услуг.

Аналогичные механизмы должны применяться и в сфере начального и среднего профессионального образования. Общедоступность и бесплатность данных услуг, как уже указывалось выше, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Особенностью рыночных отношений в реализации конституционных норм по обеспечению жильем стала самостоятельность регионов в проведении жилищной политики — на территории Российской Федерации действуют правовые акты субъектов Российской Федерации, которые используются в практике регулирования жилищных отношений на местном уровне, отражая самобытность, традиции и экономические возможности регионов в реализации конституционных прав граждан. Правовое регулирование в этой сфере вызывает особый интерес исследователей, потому что в регионах часто и активно применяются новые нормы и приемы реализации государственной жилищной политики.

Реформа отрасли, затрагивающая интересы всего населения, по затратности и остроте возникающих в ее ходе проблем - одна из сложнейших в спектре преобразований, начатых в 90-х годах. Важнейшими направлениями жилищной реформы являются: развитие института частной собственности в этой сфере, формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной защиты малоимущих семей.

Реализуемая ныне жилищная политика ориентирована на решение жилищных проблем наиболее благополучных россиян, которые пока еще не решили свой жилищный вопрос. Сделать это предполагается через содействие развитию рынка жилья и повышение доступности приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. Но доля тех, кто хочет и способен сегодня решить свою жилищную проблему с помощью ипотеки, составляет не более 8% населения [18, c. 5].

В целом социологическое исследование показало, что проводимая реформа ЖКХ и, в частности, системы оплаты жилищно-коммунальных услуг, воспринимается населением негативно. Сегодня, по мнению россиян, эта реформа не решает главных проблем, существующих во взаимоотношениях между гражданами и службами жилищно-коммунального хозяйства, и не повышает качества жилищно-коммунального обслуживания. Она будет способствовать дальнейшему обеднению наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения, лишению их одного из важнейших условий существования собственного жилья. Причем, в условиях, когда четверть населения не имеет собственного отдельного жилья.

Причинами системного кризиса явилось то, что переход к рыночным условиям управления и хозяйствования в этой сфере начался позже и происходил медленнее, чем в других отраслях. Решающее негативное влияние на состояние жилищного сектора оказывают также макроэкономические диспропорции в экономике, недооценка фактора оплаты труда. Это находит выражение в несоответствии между темпами роста цен на жилье, ресурсы и услуги ЖКХ и уровнем доходов населения.

Основная цель реформы жилищно-коммунального комплекса - обеспечение высокого уровня и качества жилищно-коммунальных услуг населению России на базе эффективной и рентабельной работы предприятий жилищно-коммунального сектора.

Реформа должна идти по трем направлениям. Первое касается организационно-технологических проблем, связанных с оказанием услуг населению, включая обновление жилого фонда, изменение «коммунальной начинки» жилых помещений, касающейся водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения. Второе направление связано с обеспечением населения минимальными жилищно-коммунальными услугами и, прежде всего, минимальной жилой площадью на уровне 9-17 кв. метров. И, наконец, третье направление, к которому сегодня по существу сводится реформа ЖКХ - это 100%-ная оплата населением жилищно-коммунальных услуг.

Для улучшения сложившейся ситуации в сфере ЖКХ предлагается осуществить следующую программу мероприятий [18, c. 6]:

- проведение инвентаризации в технической части или инфраструктуре ЖКХ, подписание актов разграничения предметов ведения, оформление прав собственности (практически в половине регионов до настоящего момента не проведена инвентаризация имущества ЖКХ, а следовательно, имущества муниципального образования);

- внедрение системы контроля за уровнем цен и тарифов на ЖКУ, топливно-энергетические ресурсы и проведение инвентаризации в системе формирования тарифов и цен на услуги ЖКХ - от норм потребления к обоснованным объемам потребления услуги, введение приборов учета за счет предприятий ЖКХ. Необходимо проводить обязательный аудит всех тарифов на ЖКУ, по итогам которого органами утверждаются тарифы. Аудит должны проводить независимые аудиторские организации;

- принятие единой системы учета затрат и расходов для предприятий ЖКХ;

- единообразное представление на уровне понятийного аппарата об уровне возмещения населением затрат на ЖКУ;

- долевая оплата населением затрат на содержание инфрастуктуры ЖКХ;

- мониторинг цен и тарифов, публичное представление результатов мониторинга, включая программу прекращения перекрестного субсидирования по тарифам на электроэнергию и теплоэнергию;

- развитие инфраструктуры предоставления адресной социальной помощи выделенным группам населения или оплата «федеральных мандатов», предоставление социальной помощи малоимущим слоям населения на оплату ЖКУ. Такие субсидии не должны выделяться с помощью унижающих человека процедур стояния в очередях и сбора документов.

Для решения проблем ЖКХ необходимо:

Информация о работе Пути повышения уровня жизни населения