Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий и определение путей ее повышения на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» г. Орша, Витебской области. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: - исследовать экономическую эффективность мясоперерабатывающих предприятий; - проанализировать особенности экономической эффективности на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; -разработка путей повышения экономической эффективности мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; - оценить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции 5
1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей промышленности Республики Беларусь 7
1.3 Проблемы развития мясной промышленности Республики Беларусь 10
1.4 Пути решения проблем развития мясной промышленности на примере модернизации мясоперерабатывающих предприятий Витебской области 11
1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий 14
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Краткая история развития предприятия 17
2.2. Стратегия развития предприятия 18
2.3. Организация управления на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 19
2.4. Трудовые ресурсы предприятия 20
2.5. Характеристика основных фондов и основных видов выпускаемой продукции 24
2.6 Контроль качества продукции 31
2.7 Стратегия развития маркетинга 32
2.8 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности 34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по организации.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий

 

Согласно большинству прогнозов, следует ожидать, что потребности человека в мясе в последующие годы и десятилетия явно увеличатся. Для этого имеется много причин. Количество людей на нашей планете возрастет еще на несколько миллиардов, и многие из них будут охотно потреблять мясо и мясные продукты, если им представится такая возможность.

С ростом доходов в странах с  увеличивающимся населением потребление  мяса возрастает, что в настоящее  время происходит, прежде всего, в  Китае.

В Австралии исходят из того, что  люди в развивающихся странах  в 2020 году будут потреблять в среднем  более 36 кг мяса, то есть вдвое больше, чем в 1980 году.

В промышленно развитых странах  люди также в 2020 году будут потреблять в основном мясо, в среднем, около 90 кг в расчете на душу населения в год.

Знания о таком продукте и  о возможности консервирования  мяса, которое без соответствующей  обработки становится легко портящимся пищевым продуктом, во всем мире углубляются, и в результате увеличивается его потребление.

Некоторые страны - среди них Бразилия, Австралия и Новая Зеландия - могут  и готовы экспортировать больше мяса. Бразилия уже сейчас является самым крупным экспортером говядины, а Австралия и Новая Зеландия, наряду с говядиной, поставляют большое количество баранины. Новая Зеландия имеет имидж страны с «чистой» окружающей средой, что способствует росту экспорта мяса, например, в Японию.

США также имеют большие возможности  для экспорта мяса, как говядины, так и свинины.

В Европе ведущее место в экспорте свинины занимает Дания, где благодаря многолетней селекции получили прекрасные породы свиней. Объемы убоя свиней в Дании в последние десятилетия постоянно возрастают. В настоящее время в стране сложилась такая ситуация, когда не хватает рабочих для боен. Для выполнения подобной работы были созданы роботы, которых уже успешно используют при убое свиней.

В Германии произошла концентрация процессов убоя и переработки  мяса. Немецкая фирма «Теннис» (Tonnies), самая крупная частная бойня в Европе, перерабатывает 20 тыс. голов свиней в день и разделывает 8 тыс. говяжьих полутуш в неделю. Полученное мясо поставляют в охлажденном виде на мясоперерабатывающие и колбасные предприятия, а в расфасованном виде - в супермаркеты.

Около 50% экспорта говядины в США  приходились до некоторого времени на доходный японский рынок. Однако примерно два года тому назад японцы перестали покупать американское мясо, после того как стали известны первые случаи BSE (губко-образная форма энцефалопатии крупного рогатого скота).

Во всем мире мясо перерабатывают для производства разнообразных  мясных продуктов, которые являются частично региональными деликатесами, например, мясо солнечной сушки «Charque» в Бразилии, нарезанное полосками вяленое мясо «Biltong» на юге Африки или подсоленное вяленое мясо из Швейцарии, но могут быть также типичными для целого региона. Так, мясные продукты из Европы существенно отличаются от таковых из Азии. В Европе доминируют колбасы, которые часто представляют собой несколько подсушенные продукты с высокой активностью воды и поэтому требуют охлаждения; в Китае и других азиатских странах традиционные мясные продукты интенсивно высушивают. Такие продукты имеют среднюю влажность (так называемые «продукты с промежуточной влажностью») и не требуют охлаждения.

Имеются также примеры глобализации мясных продуктов. Так, в Китае в  последние десятилетия стали  очень популярными так называемые «плавленые тягучие продукты» (Fusion-Produkte), или так называемые «колбасы из реторты», которые подвергают тепловой обработке в автоклаве.

В Италии сырокопченые колбасы и  окорока редко подвергают копчению, однако в Германии это обычный  способ, в то время как там редко  встречаются продукты, созревающие  под слоем плесневых грибов.

Другими известными продуктами в Италии являются окорока воздушной сушки (например, пармские окорока) и колбаса  «мортаделла» с длительным сроком хранения без режима охлаждения. В общем, мясные продукты в Италии отличаются высоким  качеством, однако в Германии их ассортимент  более широкий (около 600 различных видов). Даже малые мясоперерабатывающие производства - мелкие предприятия с магазинами - производят от 50 до 150 видов мясных продуктов. Обычно их хранят и реализуют при температурах ниже      10 °С, хотя за последние десять лет были разработаны такие продукты (продукты, произведенные по барьерной технологии), которые не требуют охлаждения.

В Германии функционируют 200-300 предприятий  мясной промышленности с численностью работников более 100 человек и около 20 тыс. мелких мясоперерабатывающих производств с магазинами (чаще всего, менее 50 работников).

Многие мелкие мясоперерабатывающие производства с собственными магазинами имеют несколько филиалов, и таким  образом в Германии имеется около 30 тыс. точек по продаже мяса и  мясных продуктов.

Мясная промышленность реализует  свою продукцию через супермаркеты. Еще несколько лет тому назад около 50% обеспечения населения мясом и мясными продуктами в Германии осуществлялось через мелкие мясоперерабатывающие предприятия, которые продавали мясо и мясные продукты в своих собственных магазинах в неупакованном виде. Однако в последнее время торговля охлажденным мясом на таких мелких предприятиях с магазинами сокращается, так как супермаркеты предлагают мясо, упакованное в пленку, по более выгодным ценам. С учетом этого мелкие мясоперерабатывающие производства изыскивают дальнейшие возможности для сбыта мясных продуктов. Выгодную, но интенсивную по затратам труда возможность представляет обслуживание вечеров - так называемый «сервис для вечеринок».

Многие мелкие мясоперерабатывающие предприятия, имеющие магазины, поставляют на дом мясные продукты, а также хлеб, овощи и рыбу для семейных торжеств. Кроме того, на таких производствах организуют «прилавки с горячими закусками», то есть в собственных магазинах таких предприятий можно получить горячую пищу, чтобы съесть ее на месте или взять с собой домой. Другой новой возможностью является продажа маринованного мяса со специями (продукт для быстрого приготовления), которое домашняя хозяйка может просто обжарить или потушить, чтобы подать на стол вкусное блюдо.

Большое разнообразие мясных продуктов - что типично для Германии -потребовало  создания группы сопоставщиков, которые  осуществляют поставки для мясной промышленности и небольших мясоперерабатывающих производств.

В качестве примера можно привести отрасль по производству специй и  машиностроение.

В Германии действуют около 30 предприятий, которые производят разнообразные специи и их смеси, а также добавки для мясных продуктов. Фирмы по поставке специй предоставляют также своих консультантов, которые обеспечивают технологическую поддержку для мясной промышленности в целом и мелких мясопереpaбатывающих производств в частности. Имеются также мощные машиностроительные фабрики, которые специализируются на производстве оборудования для переработки мяса. Техническое оснащение современных мясоперерабатывающих предприятий находится на высоком уровне [17].

2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ                                  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 2.1. Краткая история развития предприятия

 

Оршанский мясоконсервный комбинат был сдан в  эксплуатацию 5 января 1930 года с проектной  мощностью по выработке мяса 30 тонн в смену и колбасных изделий 8 тонн в смену.

В 1935 году вступил в строй консервный цех.

В годы Великой Отечественной войны  предприятие было полностью разрушено. После войны предприятие было восстановлено и довоенного уровня достигло в 1953 году. 

Последующие годы отмечены вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей. В 1960 году построен новый консервный цех мощностью 47,8 туб. в смену, в 1969 году - новый холодильник емкостью 2000 тонн единовременного хранения.

За  последние годы на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» проведены работы по усовершенствованию технологии производства, внедрению новой техники, организации труда.

Однако  в связи с тем, что полной и  комплексной реконструкции комбината не производилось, длительная эксплуатация зданий, сооружений и технологического оборудования привела к тому, что в настоящее время производственные здания предприятия требуют дорогостоящего ремонта, а часть технологического оборудования и средств механизации в основных цехах имеют большой износ, низкопроизводительны и морально устарели. Так за последние несколько лет предприятие проводит мероприятия по реконструкции цехов, приобретает в лизинг оборудование, автотранспорт и орг. технику.

На  сегодняшний день ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» является одним из крупнейших предприятий мясомолочной промышленности Республики Беларусь, обеспечивающих мясными продуктами население г. Орша, близлежащих районов Витебской области, Могилевской области, республиканский фонд г. Минска, и единственным производителем в Республике Беларусь мясных, мясорастительных и рыборастительных консервов для питания детей в возрасте от 7 месяцев до трех лет.

По Витебской области ОАО  «Оршанский мясоконсервный комбинат»  занимает следующий удельный вес:

- мясо и субпродукты 1 категории – 30%;

- колбасные изделия – 25%;

- консервы – 100%;

- детское питание – 100%;

- мясные полуфабрикаты – 25%;

- жиры пищевые – 46%.

Для производства деликатесных изделий  оборудован новый цех копченостей, вырабатывающий свыше 50 наименований. Одновременно модернизировано и расширено ливерное отделение, ассортимент продукции которого включает более 25 наименований.

Внедрение современного оборудования и новых технологий позволяет значительно расширить ассортимент колбасных изделий. Важное место занимает продукция с использованием пищевых добавок, специй и декоративных обсыпок, что увеличивает выход готовой продукции, снижает ее стоимость и придает изделию неповторимый вкус, На комбинате используются пищевые добавки фирм «Могунция», «Белтрумф», «Ван Хеес», НПА «Кориандр», цветные специи «Карнарум», декоративные смеси из паприки, перца, тмина.

На  ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»  разработан план перспективного развития предприятия на период до 2010 – 2015 года, которое заключается в проведении реконструкции основных производственных мощностей. Проведение запланированных инвестиционных мероприятий позволит предприятию повысить качество продукции, увеличить объемы продаж, обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических требований, повысить экономию всех видов ресурсов, изготавливать гомогенизированные консервы для детей в возрасте 5-6 месяцев, что позволит повысить конкурентоспособность детского питания, расширить ассортимент продукции и увеличить объемы реализации, в том числе за пределы Республики Беларусь[12].

2.2. Стратегия развития предприятия

 

Производственная деятельность ОАО  «Оршанский мясоконсервный комбинат» ориентирована на закупку и переработку скота с массовым выпуском продуктов питания.

Основной  стратегической целью ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» является перспективное развитие предприятия, которое заключается в создании прибыльного производства с сохранением занятых позиций на внутреннем и внешнем рынках сбыта, за счет проведения реконструкции и технического перевооружения отдельных производств предприятия. Проведение реконструкции и технического перевооружения позволит увеличить объемы производства и улучшить качество выпускаемых мясных продуктов за счет выпуска их на новом импортном оборудовании с использованием технологий глубокой и качественной переработки мясного сырья и снижения себестоимости.

В рамках мероприятий по финансовому оздоровлению ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»  наиболее значимыми мероприятиями  являются:

  1. увеличение оборачиваемости финансовых средств;
  2. наращивание объемов экспорта продукции;
  3. сокращение непроизводственных расходов;
  4. разработка планов доходов и расходов и установление ежедневного контроля за их исполнением;
  5. пересмотр графиков и маршрутов доставки сырья от хозяйств сырьевой зоны с целью исключения неэффективных транспортных затрат;

6) реализация программ по энергосбережению и техническому перевооружению.

Реализация  стратегических целей предприятия  также снизит и негативные последствия: не будет требоваться значительное сокращение работников и продажи части активов, не будут снижаться объемы производства и продаж. Предприятие, получая больший доход, сможет, обновив оборудование и закупая качественное сырье, сконцентрировать все ресурсы для улучшения экономического положения.

Стратегия развития комбината состоит из целей  текущего момента и долгосрочных перспектив.

Основной  целью текущего момента является решение проблемы получения необходимого объема инвестиций для реконструкции и технического переоснащения предприятия, закупки, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования в соответствии с бизнес-планом развития предприятия на 2010 – 2015 годы.

2.3. Организация управления на  ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

 

Управление  предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.

Органами управления предприятием являются:

  • собрание акционеров;
  • наблюдательный совет;
  • дирекция предприятия.

Полномочия органов управления определены Уставом предприятия.

Высшим  органом управления является общее  собрание акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. Вопросы на собрании решаются по принципу: одна акция - один голос.

Для осуществления  общего руководства деятельностью  Общества в период между собраниями акционеров избирается наблюдательный совет.

Контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  Общества осуществляет ревизионная комиссия.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»