Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий и определение путей ее повышения на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» г. Орша, Витебской области. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: - исследовать экономическую эффективность мясоперерабатывающих предприятий; - проанализировать особенности экономической эффективности на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; -разработка путей повышения экономической эффективности мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; - оценить эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции 5
1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей промышленности Республики Беларусь 7
1.3 Проблемы развития мясной промышленности Республики Беларусь 10
1.4 Пути решения проблем развития мясной промышленности на примере модернизации мясоперерабатывающих предприятий Витебской области 11
1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий 14
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Краткая история развития предприятия 17
2.2. Стратегия развития предприятия 18
2.3. Организация управления на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 19
2.4. Трудовые ресурсы предприятия 20
2.5. Характеристика основных фондов и основных видов выпускаемой продукции 24
2.6 Контроль качества продукции 31
2.7 Стратегия развития маркетинга 32
2.8 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности 34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Значения
показателей эффективности
Таблица 2.5.4 − Показатели финансового состояния в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Показатели |
2011 год |
Норматив | |
на начало года |
на конец года | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-0,1 |
-0,2 |
0,2 и выше |
Коэффициент текущей ликвидности |
1 |
0,9 |
1,5 и выше |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,7 |
0,6 |
Не выше 0,85 |
Коэффициент платёжеспособности |
0,9 |
0,8 |
1 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже норматива, что говорит о том, что предприятию не хватает оборотных средств для нормального функционирования. Следовательно, финансовое положение предприятия не устойчивое.
Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 года составил 0,9, что также ниже нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие не в состоянии погашать свои финансовые обязательства.
Отдел производственно-ветеринарного контроля обеспечивает контроль качества вырабатываемой и реализуемой потребителям продукции, ее соответствие требованиям ветеринарных и санитарных правил, стандартов, технических условий и технологических инструкций и другим нормативным документам. В состав отдела производственно-ветеринарного контроля входит производственная лаборатория, созданная для осуществления входного контроля качества поступающего сырья и вспомогательных материалов, контроля качества продукции на всех стадиях технологического процесса производства и контроля качества готовой продукции.
Лаборатория проводит испытания по физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности (радиационной безопасности, содержанию токсичных элементов и массовой доли нитритов и нитратов).
Лабораторию возглавляет начальник
лаборатории, который подчиняется
непосредственно начальнику отдела
производственно-ветеринарного
Деятельность лаборатории
Производственная лаборатория
соответствует критериям
Организационная структура лаборатории установлена Положением, утвержденным генеральным директором предприятия.
В состав лаборатории входят следующие подразделения:
Исследования на содержания токсических элементов в мясе и мясопродуктах осуществляется лабораторией Витебского ОПО мясомолочной промышленности по графику.
Исследования на содержание антибиотиков и афлатоксинов мяса и мясопродуктов осуществляет Витебский центр стандартизации и метрологии и Витебский центр гигиены и эпидемиологии.
Радиационный контроль вырабатываемой продукции, сырья, вспомогательных материалов и объектов внешней среды осуществляется согласно схемы радиологического контроля, утвержденной генеральным директором предприятия и согласованной с Государственным санитарным врачом города Орша.
Стратегия маркетинга ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» основывается на концепции маркетинга-микс, которая определяется набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion). Каждому из этих направлений на предприятии уделяется должное внимание.
ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» также ставит в рамках данного проекта для себя следующие цели:
Маркетинговые функции на предприятии выполняет отдел маркетинга, который проводит регулярный анализ факторов внешней среды и деятельности самого предприятия.
Анализ внешней среды включает в себя:
Анализ внутренней среды на предприятии или ситуационный анализ включает в себя:
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», утверждаемой генеральным директором предприятия и включающей в себя следующие основные мероприятия:
С целью рационального
использования мясного сырья
при производстве колбасных изделий
и мясных полуфабрикатов используются
заменители мяса в виде различных
наполнителей растительного и животного
происхождения и пищевые
С целью увеличения объемов переработки мяса для выпуска продукции и обеспечения улучшения качества выпускаемой продукции, на предприятии разрабатываются перспективные направления. Эти направления включают в себя:
Кроме улучшения качества выпускаемой продукции, на предприятии большое внимание уделяется и ее упаковке.
Для изучения спроса на свою продукцию и демонстрации образцов продукции предприятие ежегодно принимает участие в специализированных выставках и конкурсах.
Таким образом, анализ организационно-экономической характеристики ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» свидетельствует о эффективном функционировании исследуемого предприятия.
В настоящее время современный маркетинг представляет собой особую концепцию управления фирмой в целом. Его отличает ориентация на конечные результаты производства, на реальные требования и пожелания потребителей, то есть ориентация на рынок, программно-целевой подход к управлению всеми сторонами деятельности организации. Основная особенность маркетинговой концепции управления организацией заключается в сочетании рыночной ориентации и долгосрочного планирования. Являясь фундаментальной основой для всех управленческих решений стратегического характера, маркетинг превращает современный менеджмент в своеобразную маркетинговую модель управления предприятием.
Главная причина того, что большинство предприятий отдает предпочтение финансовым целям перед стратегическими, состоит в том, что разработка и использование маркетингово-конкурентной модели управления требует немалого времени и значительных затрат, постоянного совершенствования выполнения всех функций менеджмента (планирования, организации, мотивации, контроля), наличия квалифицированных кадров, применения новых методов ценообразования и так далее, что нередко ведет к уменьшению текущей прибыли и рентабельности.
Фундаментальной основой процесса управления маркетингом является стратегическое планирование. Благодаря ему поддерживаются все необходимые пропорции, обеспечивается согласованная направленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. Особое значение приобретает перспективное стратегическое планирование - основа маркетинговой деятельности предприятий АПК, главный ориентир их текущей деятельности.
Современное состояние мясного подкомплекса АПК Республики Беларусь отражает тенденции развития белорусской экономики. В Республике Беларусь мясная отрасль представляет собой крупную индустриальную отрасль пищевой промышленности, вырабатывающую широкий ассортимент продукции. Всего в республике насчитывается около 300 мясоперерабатывающих предприятий различных форм собственности [18].
Исследование внешней маркетинговой среды мясного подкомплекса АПК Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что наметившиеся позитивные тенденции в социально-экономическом развитии страны еще недостаточно устойчивы. В условиях постоянного роста цен на потребительские товары усиливается дифференциация в расходах на продукты питания между отдельными группами населения.
Предприятия перерабатывающей промышленности замыкают технологический цикл сельскохозяйственного производства. Поэтому самая актуальная проблема для них - гарантированная заготовка высококачественного сырья, позволяющего выпускать конкурентоспособную продукцию, пользующуюся потребительским спросом.
Состояние потребительского рынка мяса и мясопродуктов в последние годы является следствием положения на сырьевом рынке, для которого характерны рост затрат и снижение эффективности функционирования отраслей животноводства, что приводит к увеличению себестоимости продукции.
В связи со значительной конкуренцией на рынках сбыта производство готовой продукции должно концентрироваться на предприятиях, способных вкладывать значительные средства в модернизацию производства, мобильно реагирующих на изменение конъюнктуры рынка, постоянно расширяющих свой ассортимент. Дальнейшее развитие мясной отрасли связано не только с ростом производства продукции, но и с увеличением эффективности работы предприятий, выпуском конкурентоспособной продукции, реализуемой на внутренних и внешних рынках [6, c. 277-279].