Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование сельского хозяйства рассматривается чаще всего как воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие рынка, рыночных отношений и рыночного механизма 4
1.1 Рынок, преимущества и недостатки 4
1.2 Основные элементы рыночного механизма 7
1.3 Субъекты рыночных отношений 11
1.4 Специфика рынка в сельском хозяйстве 13
Глава 2. Современное состояние рыночных отношений в сельском хозяйстве 14
2.1 Рыночные отношения сельского хозяйства с ресурсопроизводящими отраслями 14
2.2 Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве 18
2.3 Сельскохозяйственные предприятия как субъект рыночных отношений 21
Глава 3. Основные направления совершенствования рыночных отношений в сельском хозяйстве 24
3.1 Совершенствование правовой базы и антимонопольной политики государства 24
3.2 Создание рыночной инфраструктуры 29
3.3 Совершенствование ценообразования и ценовой политики предприятия 30
Завершение 32
Список используемой литературы: 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика сх.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

В современных  условиях экономика управляется  не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая  функция рынка - самая важная. Она  связана с воздействием рынка  на все сферы экономики. Рынок  дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.

Американские  профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).

Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять  друг другу разрушительный ущерб, когда  они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения  ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства.

Объектом  конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны:

1) она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу  негативных сторон можно отнести:

1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства;

2) ведет  к дифференциации доходов и  создает условия для их несправедливого  распределения;

3) ее  следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

1.3 Субъекты рыночных отношений

Рыночные отношения – это отношения и связи, которые складываются между продавцами и покупателями в рыночных процессах купли-продажи товаров. Субъектами рыночных отношений являются потребители, производители и поставщики ресурсов.

Потребителями выступают те субъекты, которые имеют  деньги: предприниматели, наемные работники, мелкие товаропроизводители, пенсионеры, учащиеся и студенты. Таким образом, субъектом рыночных отношений выступает  почти все население страны. В  условиях рыночной экономики чтобы  потреблять, нужно сначала купить на рынке.

Производителями продукции являются предприятия - капиталистические и простые товаропроизводители. Они производят товары и услуги, которые должны удовлетворить потребности потребителей - покупателей.

Поставщиками  ресурсов, таких как земля, труд, капитал и предпринимательский  талант, являются владельцы этих ресурсов. Землю как производственный ресурс поставляют землевладельцы, труд - ее носители - рабочие, инженерно-технические работники, менеджеры, другие специалисты. Капитал  поставляют владельцы средств производства - капиталисты, а предпринимательские способности - предприниматели.

При анализе  рыночных отношений принято также  выделять два таких основных субъекта как: домохозяйства и предприятия. Эти субъекты присущие модели чистой рыночной экономики, при которой  роль государства в экономических процессах минимальна.

Домохозяйства выполняют две основные функции  в рыночной экономике: как правило, они являются основными и главными поставщиками всех экономических ресурсов и в то же время основной расходной  группой в национальном хозяйстве.

Предприятия являются вторым основным  и немаловажным компонентом частного сектора. Предприятия - это основное звено народного хозяйства, которое обеспечивает производство товаров и услуг и осуществляет коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Предприятия по домохозяйству крайне разнообразны - от гигантов, таких как холдинговая компания "Луганскуголь", которая имеет 35 предприятий с общим количеством 29 тыс. работников, до крошечных мастерских и бакалейных магазинов - с одним-двумя работниками.

В смешанной  рыночной экономике важным субъектом  рыночных отношений является государство (по определению западных экономистов - правительство). Государство как и рыночная система делят между собой основные фундаментальные проблемы рыночной экономики. Благодаря этому функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется государственным сектором различными способами, такими, например, как перераспределение дохода и богатства; корректировки распределения ресурсов, контроль за уровнем занятости и инфляции и т.д..

Основными объектами рыночных отношений являются:

1) товары  и услуги, которые снабжены на  рынок или могут быть снабжены  при определенном уровне цены. К товарам мы включаем и  капитальные блага, т.е. средства  производства;

2) рабочая  сила, или труд;

3) земля  и многие другие природные  ресурсы;

4) недвижимость: здания, сооружения, жилье.

Рыночные  отношения находят свое воплощение в такой категории, как рынок.

1.4 Специфика рынка в сельском хозяйстве

Как и  любой другой сектор экономики, рынок  сельского хозяйства является своего рода посредником между продавцом (производителями сельскохозяйственной продукции) и покупателем. Вот поэтому  именно рынок и регулирует цену на сельскохозяйственную продукцию.

Тем не менее, рынок сельского хозяйства имеет  некоторые специфические особенности. Начнем с того, что цены на сельскохозяйственную продукцию во многом зависят от факторов, не зависящих от производителей.

Например, большое влияние имеют погодные условия, а также рынок зерна  устанавливает совершенно разные цены каждый год, в зависимости от того, какое количество урожая удалось  собрать.

Количество  собранного урожая напрямую зависит  от погодных условий. Ещё одним фактором рынка сельского хозяйства является то, что спрос на сельскохозяйственную продукцию постоянно растет. И  в связи с этим не представляется возможным достаточно точно спрогнозировать  цены даже на ближайший год.

Рынок сельского  хозяйства зависит во многом от человеческого  фактора, а так же от технической  оснащенности. Например, если вся техника, в том числе, и компрессорное оборудование, высокого качества, а применяемые технологии, современные, то, соответственно, повышаются объемы урожая.

А ещё  очень важно предохранить урожай сельского хозяйства от вредителей. Как становится понятно, рынок сельского  хозяйства является весьма специфическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние  рыночных отношений в сельском хозяйстве

2.1 Рыночные отношения сельского  хозяйства с ресурсопроизводящими  отраслями

Поскольку эффективность сельскохозяйственного производства и конечные результаты труда находятся в прямой зависимости от уровня подготовки кадров, квалификации и степени использования трудовых ресурсов, возникает объективная необходимость поиска путей улучшения их использования. 

Поэтому степень вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство правомерно определять по формуле:

Ку =

ТРф

 

ТРн


 

Где Ку – коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;

ТРф – трудоспособное население, принимающее участие в сельскохозяйственном производстве, чел.;

ТРн – трудовые ресурсы, имеющиеся в наличии на территории предприятия, чел.

Коэффициент использования трудовых ресурсов в течение года можно определить по формуле:

Ки =

Рф

,

Рв


 

Где Ки – коэффициент использования трудовых ресурсов в течение года;

Рф – фактически отработано в течении года, чел;

Рв – возможный фонд рабочего времени.

Причем, для полной характеристики годового фонда рабочего времени можно использовать два показателя: номинальный и реальный. Номинальный фонд рабочего времени – это разность между календарным фондом рабочего времени и выходными, праздничными днями, а также днями трудового отпуска. Он в среднем составляет 285–290 дней. 

Реальный фонд рабочего времени меньше номинального на количество нерабочих дней, которые связаны с болезнями, родами, с погодными и иными условиями. Это фактически возможное рабочее время, которое в среднем составляет 265 дней.

Коэффициент использования рабочего времени. Он учитывает использование трудовых ресурсов повседневно, в течение рабочего дня (показывает отношение чистого времени работы к возможному дневному времени) и определяется по формуле:

Крв =

Вф

,

Вр


 

Где Крв – коэффициент использования рабочего времени;

Вф – чистое рабочее время за смену, день, ч;

Вр – установленное время рабочего дня, смены, ч.

Общий коэффициент использования рабочего времени определяется по формуле:

Ко =

РФ

=

Вф

,

Рв

Вр


 

Где Ко – коэффициент использования рабочего времени.

В напряженные периоды года (посевная и уборка) продолжительность рабочего дня значительно превышает 8-часовой рубеж, особенно если стоит благоприятная погода.

Учитывая наличие в сельском хозяйстве сезонности труда используют также следующие показатели.

Помесячное распределение затрат труда. Этот показатель определяется в процентах к годовым. По данным В.А. Добрынина, при равномерном использовании труда среднемесячные затраты составляют 8,33% годовых (100:12).

Коэффициент сезонного использования трудовых ресурсов. Он определяется отношением максимальной или минимальной месячной занятости сельскохозяйственных работников к среднегодовой.

Правомерно использовать в сельскохозяйственном производстве и такое понятие, как размах сезонности. В рыночных условиях этот показатель имеет определенное значение для сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм собственности и хозяйствования, так как определяется отношением максимальных месячных затрат труда к минимальным.

Среднегодовая численность рабочих в растениеводстве определяется путем деления всех человеко-часов, затраченных в отрасли, на количество рабочих часов в году. Полученный результат показывает, какое количество работников требуется для растениеводческой отрасли.

Количество человеко-часов в животноводстве определяется умножением среднегодовой численности работников отрасли на количество рабочих часов в году.

Численность механизаторских кадров планируется из расчета по два человека на К-700, по одному на колесный трактор и комбайн. На вспомогательных и обслуживающих производствах численность работников определяется в зависимости от наличия рабочих мест, времени их использования и  возможности взаимозаменяемости (совмещаемости).

Таким образом, подсчитав потребности сельскохозяйственного предприятия, переходят к подсчету возможности ее удовлетворения и составлению баланса труда, который состоит из двух разделов. В первом – отражаются потребности в трудовых ресурсах, во втором – источники покрытия трудовых ресурсов. Сопоставляя данные этих двух разделов, можно легко установить степень обеспеченности сельскохозяйственного предприятия трудовыми ресурсами и наметить пути устранения возможных неувязок с их наличностью.

Информация о работе Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве