Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование сельского хозяйства рассматривается чаще всего как воздействие со стороны государства на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие рынка, рыночных отношений и рыночного механизма 4
1.1 Рынок, преимущества и недостатки 4
1.2 Основные элементы рыночного механизма 7
1.3 Субъекты рыночных отношений 11
1.4 Специфика рынка в сельском хозяйстве 13
Глава 2. Современное состояние рыночных отношений в сельском хозяйстве 14
2.1 Рыночные отношения сельского хозяйства с ресурсопроизводящими отраслями 14
2.2 Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве 18
2.3 Сельскохозяйственные предприятия как субъект рыночных отношений 21
Глава 3. Основные направления совершенствования рыночных отношений в сельском хозяйстве 24
3.1 Совершенствование правовой базы и антимонопольной политики государства 24
3.2 Создание рыночной инфраструктуры 29
3.3 Совершенствование ценообразования и ценовой политики предприятия 30
Завершение 32
Список используемой литературы: 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика сх.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

Поэтому для улучшения использования трудовых ресурсов некоторые авторы правомерно, на наш взгляд, предлагают для этого совершенно конкретные пути. Среди них:

    • совершенствование структуры и видов сельскохозяйственного производства на отдельно взятом сельскохозяйственном предприятии для сглаживания сезонного характера работы в сельском хозяйстве;
    • использование систем экономического стимулирования работников такого производства, отвечающих условиям и состоянию развития рыночных отношений (выплата дивидендов по акциям членам акционерных обществ);
    • развитие системы подготовки и переподготовки его кадров;
    • создание лучших условий труда и быта для своих работников;
    • совершенствование организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, наиболее приемлемых для каждого региона страны с учетом наличия трудовых ресурсов и природно-климатических условий;
    • строительство дорог, санаториев и профилакториев;
    • комплексная механизация, автоматизация и электрификация труда работников, занятых в данной сфере;
    • расширение и укрепление межхозяйственных связей;
    • развитие личных подсобных хозяйств;
    • развитие предпринимательской деятельности.

2.2 Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

Государственное регулирование – это целенаправленное, регламентированное законодательством  воздействие государственных органов (должностных лиц) на участников аграрных правоотношений с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

Государство является реально независимым лишь при высокой степени продовольственного самообеспечения, поэтому правовыми, административными и экономическими рычагами государство воздействует на аграрный сектор экономики в своих политических, экономических, социальных и иных интересах.

Государственное регулирование сельского хозяйства  рассматривается чаще всего как  воздействие со стороны государства  на систему аграрного предпринимательства, функционирующую преимущественно  на рыночной основе с применением  методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а в  случае необходимости и административных методов управления сельским хозяйством (государственных заказов, квот, лицензий и др.). Учитывая, что государственное  регулирование осуществляется посредством  использования правового механизма  и в соответствующих правовых формах, к элементам государственного регулирования относят также  принятие законов и других нормативных  актов, регулирующих аграрные отношения, осуществление мер государственной  поддержки сельского хозяйства, создание системы и определение  компетенции органов управления в данной сфере.

Государственное регулирование, как и управление, является упорядочивающей, организующей деятельностью. Однако предполагается, что государственное регулирование  предоставляет участникам аграрных отношений возможность выбора выгодного  для них варианта поведения, что  не предусматривает управление.

Объективная необходимость государственного регулирования  в сельском хозяйстве обусловлена  тем, что только государство может  обеспечить проведение аграрной реформы, рациональное использование земли  в сельскохозяйственном производстве, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции; гарантировать развитие предпринимательства, производство качественных продуктов питания. Поэтому государственное регулирование – это не только организационно-экономическая, но и политико-правовая категория.

Основными задачами государственного регулирования  АПК на современном этапе являются:

• повышение  эффективности агропромышленного  производства с целью достижения его устойчивого развития;

• обеспечение  продовольственной безопасности страны;

• удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания, а промышленности в сельскохозяйственном сырье;

• достижение экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями  экономики;

• поддержка  и защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного  производства на внутреннем и внешнем  рынках.

К основным направлениям государственного регулирования  сельского хозяйства относятся:

• реализация аграрной реформы;

• регулирование  ценообразования, кредитования, расчетов и страхования в сельском хозяйстве;

• формирование экономико-правового механизма государственной  поддержки сельскохозяйственного  производства;

• обеспечение  развития социальной сферы села и  аграрной науки.

Одним из актуальных направлений государственного регулирования является формирование рынка сельскохозяйственного сырья  и продовольствия и обеспечение  его стабильности. Во многих странах  указанная цель достигается посредством  проведения закупочных и товарных интервенций. Закупочная интервенция представляет собой организованную закупку сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения  сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции, формирования стабилизационных фондов, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция – это организованная распродажа сельскохозяйственной продукции из стабилизационных фондов с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на товарном рынке. Осуществляются закупочные и товарные интервенции, как правило, специальными субъектами, определяемыми государством.

В Республике Беларусь рынок сельскохозяйственного  сырья и продовольствия находится  лишь в начальной стадии своего формирования, а проблема его нестабильности решается в основном за счет поставок сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд. Кроме этого, в целях обеспечения  бесперебойного снабжения населения  продуктами питания в межсезонный  период с 1998 г. предусмотрено ежегодное  создание в областях и в г. Минске стабилизационных фондов продовольственных  товаров (мяса, животного масла, сычужных твердых сыров, сухого молока, творога, овощей, фруктов, картофеля, сахара). Указанные  фонды формируются в областях за счет местных ресурсов, в г. Минске – за счет товаров, поставляемых из областей, а их объемы определяются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством экономики.

Накопление  и хранение стабилизационных фондов продовольственных товаров осуществляется на условиях договоров, заключаемых  облисполкомами и Минским горисполкомом  с субъектами хозяйствования, выполняющими функции оптового звена (оптовые  базы, склады розничных торговых предприятий, плодоовощные и заготовительные  комбинаты, предприятия мясо-молочной промышленности и др.). Затраты по хранению этих фондов производятся за счет собственных средств указанных субъектов хозяйствования. В то же время расходы, связанные с уплатой процентов за пользование банковскими кредитами (бюджетными ссудами), и потери банков, обеспечивающих льготное кредитование создания и хранения фондов, компенсируются из средств местных бюджетов.

2.3 Сельскохозяйственные предприятия как субъект рыночных отношений

Финансовое  и экономическое благополучие каждого  сельскохозяйственного предприятия  во многом зависит от объемов и  качества сельскохозяйственной продукции, для реализации которой должны быть созданы при рыночных отношениях определенные условия:

–физические свойства сырья сельскохозяйственного  производства и готовых продуктов  питания, (это продукция, не требующая дополнительной переработки, может быть реализована напрямую от товаропроизводителя к потребителю – картофель, овощи, фрукты, яйцо, молоко, а другие виды продукции, которые требуют переработки, реализуются заготовительным организациям или перерабатывающим предприятиям – зерновые культуры, сахарная свекла, подсолнечник, мясо, шерсть, молоко и т.д.);

–реальные затраты потребителя (это когда продукция, предлагаемая покупателю по одной цене, в которую включены все затраты плюс прибыль, не кажется реальной, и покупатель назначает свою цену, видя в товаре иную стоимость, но когда покупатель отдает предпочтение, например, экологически чистой продукции, то в этой ситуации цены на продукцию будут намного выше, а покупателей мало – только состоятельные люди);

–целесообразные затраты сельхозтоваропроизводителя (они связаны прежде всего с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса и передового опыта, а также с сокращением затрат на единицу продукции, что является непременным условием эффективного функционирования каждого сельскохозяйственного предприятия);

–распределение  товаропроизводителей и потребителей продукции сельского хозяйства  по территориальному признаку;

–технологии производства и затрат в секторах торговли и переработки.

Что же касается основных продовольственных рынков, то эта система очень тесно связана с сельскохозяйственным производством и призвана круглосуточно и бесперебойно предлагать населению высококачественные и экологически чистые продукты питания, способствовать ускоренному продвижениюпродовольственных товаров к конечному потребителю, создавать заслон множественному количеству перекупщиков продовольственных товаров, главная цель которых состоит прежде всего в наращивании цены на реализуемый вид продукции и обогащение.

Разумеется, все это необходимо учитывать  постоянно – при наличии спроса и предложения на рынкепродовольственных товаров, но особое место это имеет при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции, на котором пока победителем является не сельхозтоваропроизводитель, а поставщик готовой продукции.

Рынок материально-технических  ресурсов. Он обеспечивает сельскохозяйственное предприятие техникой, материально-производственными ресурсами для сельскохозяйственного производства и имеет четыре основных направления своего непосредственного влияния: рынок сельскохозяйственных машин, механизмов и оборудования; рынок материально-производственных запасов (горюче-смазочные материалы, электроэнергия, промышленное сырье и материалы); рынок минеральных удобрений; рынок кормов для животноводства.

Таким образом, три первых направления рынка  материально-технических ресурсов являются внешними, а рынок кормов для животноводства сформирован  в одной отрасли (сельское хозяйство), но продавцом является растениеводство, а покупателем – животноводство.

Рынок сферы  услуг. На этом рынке сельскохозяйственные предприятия имеют возможность получить услуги, которые являются крайне необходимыми для дальнейшего осуществления процесса производства. К ним относятся такие услуги как: информационные (в том числе услуги связи); консалтинг; научно-исследовательские (включая элитное семеноводство); технические (если сельхозпредприятие использует технические мощности специализированных предприятий); зооветеринарные; мелиоративные; изыскательские; землеустроительные.

Рынок сферы  торговли. Этот рынок создается при условии, если сельскохозяйственное предприятие не может реализовать продукцию самостоятельно и вынуждено обращаться к услугам специализированных торговых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  рыночных отношений в сельском хозяйстве

3.1 Совершенствование правовой  базы и антимонопольной политики  государства

Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические  функции. Это деятельность государственных  органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед  каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

Немаловажно и то, что надлежащее качество и  обоснованный уровень цен на эти  услуги играет важную роль в становлении  и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

Продолжительное время в вопросах цен и тарифов  на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением  цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан  принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые  центральными и местными исполнительными  органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным  и местным исполнительным органам  по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.

В целях  реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц  на свободу предпринимательской  деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

Информация о работе Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве