Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - раскрыть источники формирования и направления использования прибыли на предприятии и проанализировать их. Доказать экономическую эффективность процесса производства и реализации, как уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеристику успехов в достижении прибыли как конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.
В ходе дипломной работы исследования предполагается изучить источники формирования конечного финансового результата предприятия и направление использование прибыли. Проанализировать динамику прибыли по составу и структуре, провести факторный анализ, изучить порядок распределения и использования прибыли, а также обобщить результаты и выявить неиспользованные возможности и резервы роста прибыли предприятия на основании данных СУ-207 ОАО "МАПИД".

Содержание

Введение
1. Теоретические вопросы прибыли и источники её образования
1.1 Экономическое содержание прибыли и её классификация
1.2 Источники формирования прибыли и факторы её роста
2. Анализ формирование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
2.1 Качество и динамика изменение прибыли
2.2 Оценка факторов формирование прибыли и резервов её роста
3. Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")
3.1 Анализ распределение и использование прибыли
3.2 Оптимизация процессов распределение прибыли
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прибыль.docx

— 312.27 Кб (Скачать файл)

Состав  затрат включаемых в непосредственное обращение продукции, влияет размер прибыли предприятия, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет, поэтому во всех странах он регламентируется государством. В Республике Беларусь их перечень определен законом о  налоге на прибыль и доход. В себестоимость  продукции включаются следующие  основные затраты:

- непосредственно  связанные с производством продукции,  подготовкой, обслуживанием и  управлением производства, а также  обусловленные сбытом продукции,  подготовкой, набором и использованием  кадров предприятий;

- на  воспроизводство основного капитала;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные  отчисления в государственные целевые фонды;

- другие  виды затрат, связанные с производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия.

В смете  производства затраты группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основного капитала, износ нематериальных активов и прочие затраты.

Структура издержек весьма динамична. Происходящие изменения в технике, технологии и организации производства отражаются и на количественном соотношении  между отдельными видами затрат. Изучение состава, структуры и тенденции  изменения издержек производства позволяет  выявить источники и факторы  их снижения на конкретных предприятиях.

Снижение  издержек, во-первых, является важнейшим  источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера  средств направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых  видов продукции, на социальное обеспечение  членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества-предприятия;

  во-вторых, обеспечивает возможность  уменьшения цен на изделие.  Снижение цен позволяет предприятию  привлечь большее число покупателей,  занять большую долю на рынке,  потеснив конкурентов и увеличить  общую сумму прибыли за счет  роста объема продаж;

  в-третьих, уменьшает потребность  в оборотных средствах, что  позволяет увеличить расходы  на производственные и социальные  нужды предприятия.

Возможности снижения издержек производства выделяются и анализируются по направлениям: по источникам и факторам.

Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. На величину издержек существенное влияние  оказывает изменение цен на сырье  и материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении уменьшаются [24, c.164].

Планирование  прибыли - составная часть финансового  планирования. Оно проводится раздельно  по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено  различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В  процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных  управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики  планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической  и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.

Планирование  прибыли использует все параметры  бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия. Следует  усвоить связь планирования при были с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого  счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага [31, c.50].

Метод прямого  счета. Прямой метод основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно  на цены реализации и на себестоимость  каждой единицы. Разность между суммами  обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый  объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

При этом используют формулу:

 

П=В-З или П=П1+Пт-П2, (7)

 

Где: П - прибыль;

В - выручка  от реализации продукции по оптовым  ценам;

З - полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;

П1, П2 - соответственно прибыль в остатках готовой продукции  на начало и конец планового года;

Пт - прибыль  в товарной продукции планового  года, определяемая исходя из плана  производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому  изделию, смет управленческих и коммерческих расходов [31, c.51].

Прибыль в переходящих остатках готовой  продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки  учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним  исчисляют как разницу между  суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и  управленческие расходы условно  относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости  и уровня рентабельности к себестоимости  за 4 квартал соответственно отчетного  и планового года.

Объем и  состав остатков нереализованной готовой  продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. При определении выручки "по оплате" остатки готовой продукции включают:

  • готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;
  • товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.

Если  учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой  продукции представляют собой готовую  продукцию и товары для перепродажи  на складе.

Прямой  счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно  возрастает. Расчет требует:

  • определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
  • составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
  • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;
  • установления цен реализации выпускаемой продукции [31, c.52].

Большим недостатком метода является то, что  он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод находит применение при  планировании прибыли с широким  ассортиментом продукции, при отсутствии инфляционного роста и цен.

Расчет  аналитическим методом ведется  раздельно по сравнимой и несравнимой  товарной продукции. Сравнимая продукция  выпускается в базисном году, который  предшествует планируемому, поэтому  известна ее фактическая полная себестоимость  и объем выпуска. По этим данным можно  определить базовую рентабельность Ро:

 

Ро = (По : ПСтп) · 100%, (8)

 

где: По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли  ведется в конце базисного  года, когда точный размер прибыли  еще не известен);

ПСтп - полная себестоимость товарной продукции  базисного года.

Расчет  ведется в определенной последовательности.

В целях  сопоставления с плановым годом  всю ожидаемую валовую прибыль  за отчетный год корректирует на изменение  цен, даже если оно произошло в  конце года. Кроме того, из нее  исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают  с производства.

При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой  товарной продукции, прибыль в переходящих  остатках готовой продукции и  прибыль от продаж в планируемом  году.

При расчете  прибыли по сравнимой товарной продукции  анализирует влияние на нее изменения  по сравнению с отчетным годом  отдельных факторов: себестоимости  продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет ведется в  определенной последовательности.

1. С помощью  базовой рентабельности ориентировочно  рассчитывается прибыль планируемого  года на объем товарной продукции  планируемого года, но по базисной  себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется  влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие  расчеты выполняются по специальным  таблицам на основе плановых  данных об ассортименте продукции,  ее качестве, сортности.

4. После  обоснования цены на готовую  продукцию планируемого года  определяется влияние роста (или  снижения) цен.

5. Влияние  на прибыль всех перечисленных  факторов суммируется. Прибыль  от производства сравнимой продукции  в планируемом году определяется  с учетом прибыли, исчисленной  на 1-м и последующих шагах.

6. Далее  учитывается изменение прибыли  в нереализованных остатках готовой  продукции на начало и конец  планируемого периода.

Аналитический метод показывает влияние различных  факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования [31, c.53].

В период высоких темпов инфляции рост прибыли  обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции  ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль  посредством этого фактора. На очередь  приходит метод снижения затрат.

В современном  рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам  ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать  структуру расходов, оперативно реагировать  на отклонения от нормаль ной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они не сутответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей [31, c.57].

Учет  по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет — это сочетание  финансового и производственного  планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе  управления бюджеты используются для  планирования, оценки исполнения, координации  и установления коммуникаций.

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные  модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан  на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь  осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового  планирования.

Первый  этап планирования — организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые  исследования, изучаются возможности  производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции или производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй  этап - производственное планирование. Цель этого этапа -разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной программы  осуществляется с учетом уже имеющихся  запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рас считываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

Третий  этап связан со вторым и включает в  себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они  складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также про изводственных накладных расходов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

Информация о работе Распределение и использование прибыли (на примере СУ-207 ОАО "МАПИД")