Регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы организации и регулирования выставочной деятельности в Республике Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия выставок и ярмарок, а также определение основных целей выставочно-ярмарочной деятельности, вопросов регулирования выставочной деятельности;
- рассмотрение классификации выставок и ярмарок;
- изучение вопросов организации и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

По своей сути договор  об участии в выставке является смешанным, т.е. он содержит элементы других договоров, как поименованных, так и не поименованных  в законодательстве РБ. Причем сочетание включаемых в такой договор элементов различных сделок очень велико.

Рассмотрим наиболее распространенные элементы предмета такого договора. Условно их можно разделить  на основные и дополнительные. К  основным относят те, которые следует  включать в любые договоры и без  которых не обходится ни один договор об участии в выставке. Дополнительные элементы стороны включают в договор при наличии у экспонента соответствующих пожеланий.

 

Основные элементы договора

Экспонент заинтересован  в предоставлении ему соответствующих  площадей для экспонирования товаров (работ, услуг). Такие площади могут быть предоставлены экспоненту в аренду, если речь идет об отдельном объекте, который может выступать арендуемым имуществом, либо может быть обеспечено экспонирование товаров (работ, услуг) в рамках иных правоотношений.

Экспоненту должны быть оказаны услуги по организации выставки: подготовительные мероприятия, включающие размещение информации в средствах массовой информации о ее проведении, распространение сведений об участниках выставки среди заинтересованных лиц, выпуск каталога участников выставки, проведение рекламной компании, открытие выставки и обеспечение ее работы в течение определенных сроков, организация доступа заинтересованных лиц на выставку и т.д.

 

Дополнительные элементы договора

Дополнительные элементы договора об участии в выставке могут быть очень разнообразны и зависят от тематики выставки, экспонируемых товаров (работ, услуг) и т.д.

В дополнение к выставочным  площадям в аренду экспоненту могут  быть переданы мебель, стенды, различное  оборудование и другое имущество. Иногда устроитель выставки может принимать на себя обязательства организовать изготовление таких стендов (оборудования) и осуществление монтажа, реже - обязательства изготовить их самостоятельно.

Устроитель выставки может разрабатывать для экспонента дизайн-проект выставочного стенда (оборудования), рекламных материалов, оказывать экспоненту рекламные услуги, предоставлять персонал для работы на выставочных площадях экспонента и т.д.

 

Для участия в выставке можно заключить договор с посредником

Договор об участии в выставке необходимо отличать от посреднических отношений в чистом виде, когда исполнитель не организует выставку и обеспечивает участие в ней экспонента, а только организует участие экспонента в выставке. Для этого во исполнение поручения экспонента он заключает договор с устроителем выставки. С экспонентом он заключает посреднический договор (договор поручения, агентский и т.п.).

 

Организация выставки - это не рекламная деятельность

Договор об участии в  выставке нельзя отнести к договору об оказании рекламных услуг. Как отмечалось выше, он представляет собой смешанный договор. Причем деятельность устроителя выставки в большей степени носит далеко не рекламный характер, хотя он и может оказывать определенные рекламные услуги экспоненту.

Так, в соответствии с Законом РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» реклама - это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. Соответственно рекламная деятельность - это деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению).

По мнению автора, обязательства  устроителя выставки заключаются в  ее организации и обеспечении  участия в ней экспонента. И  именно сам экспонент рекламирует  себя или свои товары в ходе участия в выставке.

Впрочем, в законодательстве РБ данный вопрос освещен достаточно слабо. Более того, в нем можно обнаружить положения, на основании которых некоторые ошибочно относят выставки к рекламной деятельности, что неверно. Так, на основании подп.1.12.10 п.1 ст.146 Налогового кодекса РБ (далее - НК) объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее - налог на доходы), признают полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь доходы от оказания услуг по рекламе (за исключением выплачиваемых иностранным организациям доходов, связанных с участием белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в выставках и ярмарках в иностранных государствах).

Рекламные услуги могут  присутствовать в смешанном договоре об участии в выставке, но только как один из элементов, причем не самый главный. Необходимо учитывать, что указанная норма ст.146 НК вовсе не отождествляет организацию и проведение выставки с рекламной услугой. В ней говорится о доходах от рекламных услуг, связанных с участием в выставках и ярмарках. То есть между получением таких доходов и поведением выставки есть определенная связь, но это не значит, что выставочная деятельность является деятельностью по оказанию рекламных услуг.

 

 

 

Правильная квалификация договора имеет существенное значение для налогообложения

Для налогообложения  очень важна правильная квалификация договора об участии в выставке. Так, при оказании отдельных услуг устроителем выставки экспоненту (например, консультационных, посреднических (при поручении устроителю выставки реализации товаров после ее завершения)) может возникнуть обязанность удержать налог на доходы. Верная квалификация договора позволит правильно определять место реализации услуг, от чего зависят налоговые обязательства по уплате НДС.

Справочно

Порядок определения  места реализации работ, услуг, имущественных  прав приведен в ст.33 НК.

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если:

1) работы, услуги непосредственно  связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских  судов и судов внутреннего  плавания, а также космических  объектов), находящимся на территории  Республики Беларусь.

Приведенное положение  применяют и в отношении сдачи  в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и наем недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны  с движимым имуществом, находящимся  на территории Республики Беларусь;

3) услуги фактически  оказывают на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель (приобретатель)  работ, услуг, имущественных прав  на объекты интеллектуальной  собственности осуществляет деятельность  на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Беларусь. Настоящее положение применяют в отношении:

- оказания аудиторских,  консультационных, маркетинговых, юридических,  бухгалтерских, инновационных (включая  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации и информационному обеспечению и иных идентичных работ, услуг;

- услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если  персонал работает в месте  деятельности покупателя;

- аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, за  исключением транспортных средств;

- оказания услуг агента, привлекающего от имени основного участника договора лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп.1.4 п.1 ст.33 НК;

5) деятельность организация  или индивидуальный предприниматель  осуществляют на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполнены работы, оказаны услуги, реализованы имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 НК.  

Смешанный договор может  содержать различные составляющие работы (услуги), место реализации которых  нужно определять в соответствии с перечисленными нормами.

Существует мнение, что  в таком случае место реализации нужно определять для каждой работы (услуги) в отдельности. Тогда в договоре необходимо предусмотреть и стоимость каждой такой отдельной работы (услуги). Если это условие не соблюсти, то невозможно будет произвести налогообложение работ (услуг), местом реализации которых будет признана территория Республики Беларусь.

Такой подход, по мнению автора, не учитывает, что смешанный  договор предусматривает единый комплекс обязательств. Поэтому нет  юридических оснований для разделения его на отдельные услуги (работы), в т.ч. и для целей определения места реализации. Ни НК, ни другие акты налогового законодательства не содержат правил, которые позволяли бы прийти к такому выводу. Хотя контролирующие органы, усмотрев в смешанном договоре элементы рекламных услуг, для целей налогообложения могут квалифицировать весь договор как исполненный на территории Республики Беларусь.

По мнению автора, в  данном случае необходимо учитывать  положения п.2 ст.33 НК. Они предусматривают, что если реализация работ, услуг  носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ, услуг, то местом реализации такой вспомогательной работы (услуги) признают место реализации основных работ, услуг. Таким образом, основной услугой является именно организация участия экспонента в выставке, а реклама носит лишь вспомогательный характер. В таком случае местом реализации рекламных услуг следует признавать территорию Республики Беларусь только тогда, когда устроителем выставки является белорусская организация.

 

Реализация экспонируемых товаров

Многие экспоненты предпочитают не возвращать экспонируемые товары, а реализовать их после завершения выставки. Это позволяет избежать расходов на транспортировку таких товаров. Если же экспонент принимает участие в выставке-ярмарке, то реализацию товаров осуществляют в ходе проведения выставки.

При отчуждении товаров  на выставках стороны заключают  обычный договор купли-продажи.

Иногда реализацию товаров  после завершения выставки поручают устроителю выставки. Такая договоренность может быть достигнута между ним  и экспонентом еще до ее начала, тем самым экспонент застрахован от необходимости возврата товара в Республику Беларусь или поиска потенциальных покупателей в стране проведения выставки. В таком случае в целях продажи товара стороны могут заключить договор комиссии или агентский договор.

При заключении и исполнении договоров в иностранных государствах экспоненту необходимо учитывать требования законодательства этих государств.

 

Внешнеторговые операции находятся  под контролем

И при заключении договора об участии в выставке, и при  отчуждении товаров на выставке (после ее завершения) белорусские организации обязаны соблюдать требования Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

На сегодняшний день Указом № 178 предусмотрено, что в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны предусмотреть в документах, посредством которых проводят внешнеторговые операции, условия расчета (подп.1.16.4 п.1 Указа № 178). При этом под условиями расчета следует понимать установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

Указ № 178 предусматривает обязанность резидентов обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в определенные Указом № 178 сроки, в частности при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг.

Отметим, что требования Указа № 178 не распространяются на внешнеторговые операции, осуществляемые резидентами за пределами Республики Беларусь при осуществлении выездной розничной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПРАКТИКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСТАВОЧНОЙ И ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

4.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

 

Производственное республиканское  унитарное предприятие «Минский завод специального инструмента  и технологической оснастки» (МЗ СИиТО) входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» (ПО МТЗ).

МЗ СИиТО создан в 1967 году на базе инструментального  производства  МТЗ на основании приказа Министра тракторного и сельхозмашиностроения  СССР от 18.02.67 №38. Предметом  деятельности завода являются:

  1. производство и реализация средств технологического оснащения, товаров народного потребления, запасных частей, других видов машиностроительной продукции и оказание услуг по заказам потребителей;
  2. проведение технического перевооружения и реконструкции действующего производства;
  3. выполнение конструкторских и проектно-технологических работ для технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта;
  4. организация фирменной торговли, сервисного обслуживания реализованной потребителям продукции и товаров;
  5. осуществление внешнеэкономической деятельности;
  6. выполнение конструкторских и проектно-технологических работ по новой технике, всестороннее её испытание;
  7. организация маркетинговой деятельности и материально-технического снабжения;

В настоящее время  производственное республиканское  унитарное предприятие «Минский  завод специального инструмента  и технологической оснастки» (ПРУП «МЗ СИиТО»)- это предприятие по производству инструмента и технологической  оснастки для МТЗ, заводов-филиалов производственного объединения МТЗ, промышленных предприятий РБ и СНГ.

Информация о работе Регулирование и организация выставочной деятельности в Республике Беларусь