Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:26, контрольная работа
Цель данной работы – изучить роль творческого потенциала в решении бизнес задач.
Исходя из цели, определены задачи работы:
Рассмотреть сущность и понятие творческого потенциала персонала;
Рассмотреть его роль в решении поставленных перед организацией задач.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие творческого потенциала……………………………………………4
2. Роль творческого потенциала в решении бизнес задач……………………..5
3. Роль творческих команд в решении бизнес-задач………………………….11
Заключение………………………………………………………………………17
Описание и разбор конкретной деловой ситуации «Пригласительный билет»………………………………………………….………………………....19
Список литературы………………………………………………………………24
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Организационное поведение»
На тему «Роль творческого потенциала в решении бизнес задач»
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие творческого потенциала……………………………………………4
2. Роль творческого потенциала
в решении бизнес задач……………………
3. Роль творческих команд в
решении бизнес-задач…………………………
Заключение……………………………………………………
Описание и разбор
конкретной деловой ситуации «Пригласительный билет»………………………………………………….…………
Список литературы…………………………………
Введение
Несмотря на кризис, организации не спешат высвобождать персонал. Это связано с тем, что в период устойчивого развития у них были очень серьезные проблемы по его привлечению. Заново собрать коллектив очень трудно, это требует времени и больших затрат. В то же время творческий потенциал персонала является средством достижения стратегических целей организации, одним из важнейших ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактором повышения ее эффективности, что особенно актуально для инновационной экономики.
Творческий потенциал персонала можно определить как способность и решимость к преодолению препятствий, решению поставленных бизнес-задач. При этом различают мотивированный и немотивированный подходы. В первом случае творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии, культурные универсалии и т.д. Во втором случае знание может не играть решающей роли, и тогда процесс использования творческого потенциала становится интуитивным, идет путем проб и ошибок. В этих условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала организации для наиболее эффективного решения бизнес задач.
Цель данной работы – изучить роль творческого потенциала в решении бизнес задач.
Исходя из цели, определены задачи работы:
1. Понятие творческого потенциала
Творческий потенциал связан с практической деятельностью человека и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Творческий потенциал персонала, его социальную роль, то есть действия человека от цели к результату, можно понять и оценить только исходя из общей системы организации предприятия.
Вот почему исследование творческого потенциала не должно замыкаться в нем. Исследование творческого потенциала может считаться эффективным только в том случае, когда это исследование охватывает этап практической деятельности, то есть выходит за рамки собственно оценки творческого потенциала.
Реализация творческого потенциала каждого сотрудника, как индивидуально-субъективный образ достижения потребности, находится внутри человека и выносится вовне через самореализацию личности, то есть через реализацию его творческого потенциала. Творческий потенциал каждого совокупного сотрудника реализуется только в том случае, если содержит в себе компонент идентичный потребности предприятия в целом.
Творческий потенциал персонала представляет собой сочетание творческих потенциалов совокупного работника компании, реализуемых в полной мере в процессе творческой деятельности в среде творческого взаимодействия и направленных на решение бизнес-задач.
Реализация творческого потенциала персонала – это социальное действие, которое выходит за пределы индивидуального. В этом социальном действии существенно снижены, сглажены, трансформированы личностные побуждения.
Творческий потенциал персонала – есть способность и решимость к преодолению препятствий, решению поставленных задач. Здесь речь идет о мотивированном и немотивированном подходе. В первом случае творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии, культурные универсалии и т.д. Во втором случае знание может не играть решающей роли, и тогда процесс использования творческого потенциала становится интуитивным, идет путем проб и ошибок.
Понятие использования (реализации) творческого потенциала персонала как идеализирующей деятельности, выходящей за рамки существующих условий, заключается в том, чтобы сформировать новый образ средств и результата предстоящей деятельности предприятия.
Для того, чтобы можно было отвечать не только за цели, но и за результаты деятельности организации, необходимы знания того, как использовать творческий потенциал персонала, как его оценить. Чтобы оценить творческий потенциал персонала необходимо его активизировать, то есть необходимо создать условия для его реализации в рамках организации.
2. Роль творческого потенциала в решении бизнес задач
Решение ни одной бизнес-задачи не обходится без использования творческого потенциала персонала, поэтому для того чтобы субъект деятельности мог в полной мере отвечать не только за цели, но и за результаты, необходимы знания – как использовать творческий потенциал персонала, как его оценить. Для оценки творческого потенциала персонала необходима его активация, то есть необходимо создать условия для его реализации в рамках предприятия.
При решении определенной бизнес-задачи существует противоречие между тем, что есть и тем, что необходимо организации. Данное противоречие и есть с одной стороны — внутренний побудительный стимул активизации творческого потенциала каждого сотрудника, с другой — побуждение к внешней активности в решении задач.
Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. Так из опыта американских фирм следует, что каждые 35 тыс. долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. долларов.
Существует множество
описаний творческого решения бизнес-
Рисунок 1. Процесс творческого решения бизнес-задачи.
Процесс состоит из следующих этапов:
Определенно, не каждый руководитель может использовать творческий потенциал персонала. Некоторые применяют методы и методики его развития и вполне успешно. Однако когда перед руководителем встает проблема серьезная, он не использует творческий потенциал персонала, потому как это «рискованно». В лучшем случае он использует свой творческий потенциал, либо потенциал персонала, но только на этапе генерации идей.
Существует множество методик исследования активизации творческого потенциала персонала организации.
Методы генерации идей включают в себя: классический мозговой штурм; метод номинальной группы; провокации; принудительные взаимосвязи; обратный ход; два слова; коллективная записная книжка; метафоры; синектика; бионика; горизонтальное мышление; парадоксальное мышление; ценностно-функциональный анализ; творческая визуализация; метод фокальных объектов; метод лестницы; метод Кавакито с использованием стикеров; диснеевская креативная стратегия; анализ характеристик; рефрейминг; морфологический анализ; анализ темы; ментальные карты; контрольные списки: список SCAMPER, метод CREATIVITY, метод шести вопросов, контрольный список усовершенствования продукта; тренинги и др.
Самыми распространенными методами активации и использования творческого потенциала персонала часто называют следующие методы:
- «мозговой штурм» и его разновидности: индивидуальный, письменный, прямой и массовый виды. Также известны двойной метод, метод с оценкой идеи, обратный метод, метод «корабельного совета», метод «конференции идей»;
- метод фокальных объектов;
- морфологический анализ;
- тренинги;
- коучинг.
Метод «мозговой штурм» был разработан Алексом Осборном как метод поиска решений проблемы или анализа возможности, основанной на накапливании максимально доступного числа различных идей, спонтанно генерируемых всеми участниками процесса. Процесс генерации подразумевает быстрый сбор различных вариантов решений по конкретному поставленному вопросу для дальнейшей экспертной обработки и прогнозирования результативности отобранных вариантов решения.
Метод фокальных объектов. Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса. Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, то есть «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.
Морфологический анализ. Сущность этого метода состоит в том, что поставленная проблема разделяется участниками процесса на более мелкие этапы. Которые в последующем будут проанализированы и оценены отдельно друг от друга. В процессе анализа составляются все возможные варианты сочетаний вероятных свойств и принципов действий, затем для каждого составляется соответствующий проект.
Тренинги. Понятие «тренинг» чаще всего используется как термин групповой работы людей. Изначально это понятие зародилось в научной психологии, но с течением времени стало очень распространенным и в менеджменте. В менеджменте тренинги используются как способ повышения уровня знаний сотрудников без отрыва от производства, улучшения психологической атмосферы в коллективе, а также для выявления творческого потенциала в каждом сотруднике. Кроме того, тренинги используются с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и бизнес-задач на предприятии.
Кроме того, к методам
активации творческого
Метод «дельфи», который предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. В данном методе прямые дебаты заменены тщательно разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования.
Метод организованных стратегий в определенной мере помогает преодолеть инерцию мышления. В его основе лежит принцип так называемого рассмотрения объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Метод сценариев – это метод декомпозиции задачи исследования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е. сценариев), в совокупности охватывающих всевозможные варианты развития событий.
Для развития творческого потенциала таких команд все чаще применяется коучинг. Коучинг — это модель взаимодействия, благодаря которой топ-менеджер повышает уровень мотивации и ответственности, как самого себя, так и своего персонала.
Организация, применяющая
коучинг в отношении топ-
Система коучинга строится на определенных принципах. Основополагающим принципом коучинга является уверенность в том, что все люди обладают гораздо большими внутренними возможностями и потенциалом, чем те, которые они проявляют и реализуют в повседневной жизни. Изначальной предпосылкой коучинга является вера в уникальный творческий потенциал человека (организации), что позволяет добиваться высоких позитивных результатов во всех областях и сферах производственно-хозяйственной деятельности. Коучинг направлен на то, чтобы выявить и максимально использовать имеющиеся у человека или коллектива способности и потенциальные возможности.
В своей работе коуч использует элементы менеджмента, организационного поведения, организационной психологии, тренерской подготовки.
Топ-менеджеры нанимают коуча с целью:
Информация о работе Роль творческого потенциала в решении бизнес задач