Система менеджмента качества на предприятии ОАО «Городейский сахарный комбинат» на основе требований международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Качество продукции — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Показатель качества продукции — это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых) предприятий и технических условиях.
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.

Вложенные файлы: 1 файл

4Теоретическая часть.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    1. Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции

Качество продукции — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Показатель  качества продукции — это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых) предприятий и технических условиях.

Для оценки качества продукции используется система  показателей, которая включает следующие  группы.

1. Обобщающие, характеризующие  общий уровень качества продукции:  объем и долю прогрессивных  видов изделий в общем выпуске,  сортность продукции (в легкой, цементной отраслях промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.

2. Комплексные,  характеризующие несколько свойств  изделий, включая затраты, связанные  с разработкой, производством и эксплуатацией продукции показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

    1. Сущность технического контроля и требования к его организации

Качество продукции  во многом зависит от усилий в производственной среде — на ее повышение должна быть нацелена вся производственная система.

Одним из элементов  системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии.

Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его.

Основной задачей  технического контроля является обеспечение  выпуска высококачественной и комплектной  продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.

Система контроля качества продукции – это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.

Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующий требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, представлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющие большинство из них является неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию. Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждения потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом – работниками заводского отдела технического контроля (ОТК).

Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:

  • технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
  • техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;
  • эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
  • система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
  • система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля мотивации.

Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованно, через  отдел технического контроля (ОТК) — самостоятельное структурное подразделение.

    1. Виды и организационные формы технического контроля.

По формам технический контроль может быть пассивным, когда просто фиксируются данные о качестве продукции (констатируется факт), и активным, когда не только оценивается качество, но и оказывается активное воздействие на технологический процесс с целью управления качеством.

Основными требованиями, предъявляемыми к рациональной организации  технического контроля, являются:

1) профилактичность, т. е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции;

2) достаточная  степень точности и объективности определения качества продукции и выявления брака;

3) оптимальные  затраты труда и средств на  проведение технического контроля;

4) широкое привлечение  рабочих и специалистов к выполнению  функций технического контроля.

Виды технического контроля качества:

  1. В зависимости от объекта контроля:
  • Контроль количественных и качественных характеристик свойств продукции, технологического процесса (его режимов, параметров, характеристик, соответствия требованиям);
  1. по стадиям жизненного цикла изделия:
  • Проектирование (контроль процесса проектирования конструкторской и технологической документации);
  • Производственный (контроль производственного процесса и его результатов);
  • Эксплуатационный (выполняется в процессе эксплуатации изделия);
  1. По этапам производственного процесса:
  • Входной (контроль качества поступающей продукции, осуществляемый потребителем);
  • Операционный (контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения определенной операции);
  • Приемочный (контроль законченной производством продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставке или использованию);
  1. По полноте охвата:
  • Сплошной (контроль каждой единицы продукции, осуществляемой с одинаковой полнотой);
  • Выборочный (контроль выборок или проб из партии или потока продукции);
  1. По связи с объектом контроля во времени:
  • Выборочный (летучий контроль в случайные моменты, выбираемые в установленном порядке);
  • Непрерывный (контроль, при котором поступление информации происходит непрерывно);
  • Периодический (информация поступает через установленные интервалы);
  1. По характеру воздействия на объект контроля:
  • Разрушающий (объект контроля использованию не подлежит);
  • Неразрушающий (без нарушения пригодности объекта контроля к дальнейшему использованию);
  1. По способу использования средств контроля:
  • Измерительный (на основе технических средств измерений и контроля);
  • Регистрирующий (на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат);
  • По контрольному образцу (путем сравнения признаков качества продукции с признаками качества контрольного образца);
  • Визуальный (осуществляется невооруженным глазом или с использованием оптических приборов, не являющихся контрольно-измерительными);
  • Технический осмотр.

Инспекционному  контролю подвергается продукция, из которой изъят ранее выявленный брак. По его результатам судят о качестве работы служб контроля качества.

Выбор вида контроля — сложная и ответственная  задача, решение которой требует  сопоставления затрат на контроль с  возможными потерями от брака по разным вариантам контрольных операций.

Методы технического контроля характерны для каждого  участка производства и объекта  контроля. Здесь различают:

    • визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
    • измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
    • лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
    • механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
    • рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
    • технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
    • контрольно–сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей, качества;
    • контроль соблюдения технологической дисциплины;
    • изучение качества продукции в сфере потребления;
    • электрофизические методы измерения параметров изделия;
    • методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков.

В последние годы более широкое распространение в промышленности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.

 

 

    1. Международные стандарты по управлению качеством и организации технического контроля на предприятии.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а так же поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности производить и поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям качества.

Система менеджмента  качества разрабатывается и внедряется на предприятии с целью управления всеми видами деятельности, которые  могут оказать влияние на выпускаемую  продукцию, и практически все  поставленные предприятием в области качества задачи тесно связанные с качеством выпускаемой продукции.

Концепция Всеобщего  управления качества (TQM) – перестройка системы управления предприятием с учетом новой психологии управления, обеспечивающей создание условий для достижения высокого качества независимо от конкретных видов продукции. Эта концепцию положена в основу международных стандартов качества серии ИСО-9000 и их модификации. Стандарты серии ИСО-9000 призваны содействовать  развитию доверия и сотрудничества в международной торговле.

В современных  условиях для обеспечения убежденности потребителей, в высоком качестве выпускаемой предприятием продукции  важной становится не только сертификация самой этой продукции, но и сертификация всей системы управления качеством, используемой на предприятии. Конкурентная борьба в большинстве сегментов современного рынка носит международный характер, поэтому такая сертификация предполагает проверку соответствия системы качества предприятия требованиям международных стандартов. Наибольшее распространение и признание в данной области получили международные стандарты систем качества серии ИСО-9000. Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой пакет документов по обеспечению качества, подготовленный одним из комитетов Международной организации по сертификации (ISO) и пригодный для достижения стабильно высокого качества работы практически любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности. Семейство стандартов серии ИСО-9000 (версия стандартов 2000 г.) имеет структуру. Основными стандартами серии ИСО-9000 являются стандарты ИСО-9001: 2000 и ИСО-9004: 2000.

Информация о работе Система менеджмента качества на предприятии ОАО «Городейский сахарный комбинат» на основе требований международных стандартов