Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 05:58, дипломная работа
Современная организация заинтересована в привлечении квалифицированных и добросовестных работников. Эту задачу, однако, не всегда можно решить с помощью рекрутинга. Чаще всего организация получает в свои ряды «сырых» работников, страдающих разнообразными недугами, в числе которых: пассивность, зависимость от мнения других, ограниченность моделей поведения, примитивность интересов, ориентация на краткосрочную перспективу, низкая самооценка. Решение этих проблем и обретение сотрудниками организации признаков зрелости (активности, независимости, разнообразных поведенческих моделей, глубоких интересов, долгосрочной перспективы, высокого самосознания и самоконтроля) связаны с процессом обучения и воспитания.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1. Основные понятия и концепции обучения персонала
1.2. Формы и методы обучения персонала
1.3. Обучение при вхождении человека в организацию
1.4. Изменение поведения человека посредством научения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ООО «ВЕЛЕС»
2.1. Служба персонала. Основные направления деятельности
2.2. Анализ существующей системы внутрифирменного обучения персонала
2.3. Анализ существующей программы адаптации персонала
2.4. Анализ используемых методов оценки персонала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ
3.1. Предложения по изменению программы обучения сотрудников
3.2. Разработка программы тренинга- семинара для наставников
3.3. Рекомендации по оценке персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, для эффективной работы компании оценке должны подвергаться все стороны деятельности сотрудника.
Глава 3. Разработка проекта по совершенствованию организации обучения и воспитания персонала компании
3.1. Предложения по изменению программы обучения сотрудников
Еще раз повторим, что цель программы обучения:
Руководство компании справедливо полагает, что «курс молодого бойца » поможет быстрее освоиться на новом месте и грамотно выполнять возложенные на сотрудника обязанности. Подход правильный. Однако, мы видим, что не редки случаи когда пройдя это обучение сотрудник увольняется. Возникает резонный вопрос: «Зачем было тратить на продавца деньги и время?»
По мнению С.Сысоевой17 «обучение для нового сотрудника – дело необходимое, но не первостепенное. Сначала следует убедиться в том, что сотрудник и компания взаимно подходят друг другу и на пути к будущему успеху обеих препятствием является только потребность в обучении. Для этого новому сотруднику дают возможность пару дней поработать в магазине, присмотреться к условиям работы и коллективу и принять решение, хочет ли он сотрудничать с этой компанией. Руководитель магазина также присматривается к новому человеку и выносит вердикт «годен/ не годен». Если отношения продавца и магазина продолжились, то можно смело отправлять его на обучение».
Исходя их вышеизложенного, предлагаем усовершенствовать программу обучения следующим образом:
Первые два дня стажировки проводить в том магазине, где в дальнейшем будет работать сотрудник. Стажер будет иметь возможность познакомиться со своим непосредственным руководителем и коллегами, прежде чем примет решение. Непосредственный руководитель лично принимает решение о соответствии кандидата занимаемой должности, соответственно с его стороны не будет претензий в адрес службы персонала по поводу соответствия присланного ими кандидата. В рамках двухдневной стажировки со стажером следует провести инструктаж по технике безопасности, о чем делается запись в журнале по ТБ, познакомить с контрольно – пропускной системой, провести экскурсию по магазину.
По окончании стажировки в магазине непосредственный руководитель, в случае положительного решения относительно дальнейшего обучения, беседует с кандидатом на вакантную должность, советует, на что особенно следует обратить внимание в ходе теоретической части стажировки.
Благодаря практическому началу теоретический материал будет усваиваться легче, стажерам будет понятно, о чем идет речь, а, следовательно, уровень подготовки будет выше. Предлагаем почасовой план теоретической части стажировки (см. таблицу 9).
В предложенной программе большее внимание уделено основному теоретическому курсу, в программу которого целесообразно добавить знакомство с законом Российской Федерации «О Защите прав потребителей», Правилами торговли, знакомство с основными группами товаров, представленными в магазине, т.к. большинство новичков теряются в ассортименте долгое время. Четвертый день стажировки предлагаем оставить в неизменном виде, т.к. его программа достаточно лаконична, тем более, что предложенные коррективы сами собой внесут динамику в процесс обучения.
Таким образом, построив процесс обучения в предложенном нами порядке, мы сможем свести к минимуму связанные с ним проблемы:
Стажер, сразу попадая в тот коллектив, где будет работать в дальнейшем,
Таблица 9
Почасовой план теоретической части стажировки
№ |
Время |
Содержание стажировки |
Место проведения |
1 |
9.00-9.20 |
Знакомство, представление плана стажировки, выдача бейджей |
Учебный класс |
2 |
9.20-9.40 |
Презентация «История компании» |
Учебный класс |
3 |
9.40-10.20 |
Презентация «Правила внутреннего распорядка» |
Учебный класс |
4 |
10.20-10.40 |
Инструктаж по охране труда, действия при чрезвычайных ситуациях |
Учебный класс |
5 |
10.40-12.30 |
Презентация «Основной теоретический курс» |
Учебный класс |
6 |
12.30-13.00 |
Подведение итогов первой половины дня. |
Учебный класс |
7 |
13.00-14.00 |
Обед |
Столовая |
8 |
14.00-15.30 |
Презентация «Основной теоретический курс». Продолжение. |
Учебный класс |
9 |
15.30-16.30 |
Знакомство с программой «Аксапта». |
Учебный класс |
10 |
16.30-17.30 |
Практическая работа. |
Учебный класс |
11 |
17.30-18.00 |
Подведение итогов |
Учебный класс |
имеет возможность реально встретиться лицом к лицу с коллегами, руководителем, будущей работой.
Таким образом, потери связанные с некомпетентностью сотрудников, в чьи руки вверяют стажеров во время практической части стажировки, значительно сократится.
Теоретическая часть стажировки становится более понятной и насыщенной, т.к. стажер уже имеет представление о том, что будет изучаться в ходе программы, следовательно, тестирование по результатам стажировки будет более успешным, а значит количество претендентов на вакантную должность, успешно прошедших стажировку тоже увеличится.
Сократить количество сотрудников, уволившихся во время испытательного срока только за счет хорошего обучения нельзя. К этой проблеме следует применить системный подход, т.е. рассматривать роль мотивации, адаптации в коллективе, изучать внутреннюю среду и многое другое. Сектор «Обучение и развитие», со своей стороны, может помочь решить эту проблему, анализируя потребность в дальнейшем обучении, и, соответственно, проводя, при необходимости, такое обучение. Это могут быть «Основы эффективных продаж», «Работа с клиентом в проблемных ситуациях» и многое другое.
Таким образом, предложенные нами изменения в программе обучения сотрудников базового персонала, позволят увеличить количество сотрудников успешно прошедших стажировку, оформивших трудовые отношения и количество сотрудников, отработавших испытательный срок.
3.2. Разработка программы тренинга- семинара для наставников
Специальный курс обучения и воспитания сотрудников, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в компании делится на общую и специализированную части. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Далее новичком занимается менеджер по обучению. Об этом подробно рассказано в предыдущем разделе.
Специализированная программа адаптации охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Ее реализацией занимаются наставники под руководством линейных руководителей.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе от:
Остановимся подробнее на подготовке сотрудников, занимающихся воспитанием новичков. Наставничество требует особой подготовки склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Для наставника недостаточно быть опытным сотрудником, важно быть опытным учителем, что как раз и является слабым звеном.
Исходя их выше изложенного, предлагаем в целях усовершенствования программы адаптации сотрудников подготовить тренинг- семинар для наставников на тему «Обучение и воспитание персонала».
Еще раз вернемся к проведенному нами тесту, результаты которого показали, что с наставниками надо работать в двух направлениях: теория и технология. Проработкой данных направлений проще заниматься вне рабочего места. Предлагаемая нами форма обучения тренинг- семинар.
Разрабатывая тренинг «Обучение и воспитание персонала» следует четко прояснить, что следует включить в план обучения:
Желательно также, чтобы каждый модуль строился с учетом специфики обучения взрослых, а именно: опыт – рефлексия (анализ пережитого) – выводы – построение модели и алгоритма действий – закрепление практикой (см. рисунок 16). Эта последовательность называется циклом Колба (автор Дэвид А. Колб). Кроме того, следует оценить баланс применяемых форм активности работы с группой. Ведь группу можно «утомить» как лекцией, так и ролевыми играми, если их давать много и часто.
Рис.16. Цикл Колба
При разработке программы следует учитывать факторы, влияющие на структуру и содержание обучения.
Выбор метода обучения также зависит от ряда переменных, о которых мы уже говорили ранее, вот основные из них:
Анализируя теоретическую базу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что не существует одного универсального метода обучения – каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому целесообразно совместить несколько различных методов передачи информации. Предлагаем совместить в нашем тренинге следующие методы: лекция, метод заданий, дискуссия, мозговой штурм, беседа. Преимущества и неудобства каждого из перечисленных методов представлены в приложении (см. приложение 2).
Тренинг «Обучение и воспитание персонала» содержит следующие блоки (см. приложении 3):
Таким образом, в результате обучения мы должны достигнуть следующей цели:
Цель обучения для Компании - повышение результативности работы наставников с новичками, посредством повышения уровня профессиональной квалификации наставников.
Цель обучения для наставников – приобретение знаний и навыков о способах и принципах отношений между сотрудниками. Обеспечение перспективы профессионального и карьерного роста.
К разряду сильных средств, способствующих удержанию нового члена в организации и его ускоренной адаптации к организационному окружению, относятся беседы с руководством, а также разъяснения и рекомендации, даваемые руководством. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потерянности и ненужности, которые обычно появляются при вхождении в новое организационное окружение, и резко повышают чувство причастности к делам организации.
Важно чтобы подобные беседы велись на регулярной основе и не по принципу «для галочки», а со всей ответственностью. Руководитель должен находиться в постоянном контакте с сотрудником, поддерживать с ним обратную связь, что повышает эффективность работы последнего и значительно облегчает процесс адаптации.