Совершенствование системы управления цеховыми затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование различных аспектов управления цеховыми затратами, а также предложение оптимизационных мероприятий для конкретного предприятия с учетом его специфики и существующей системы руководства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ЗАО «Уфимский лакокрасочный завод»
Предметом исследования является система управления цеховыми затратами предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствование системы управления затратами.docx

— 129.28 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях при рассмотрении затрат и определении себестоимости  единицы продукции прямые трудовые затраты объединяются с общепроизводственными  расходами, образуя группу добавленных затрат (рис. 1.2) [9].

 

Рисунок 1.2 – Элементы себестоимости  продукции

Структура себестоимости находится  в постоянном движении, и на нее  влияют следующие факторы:

  • специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого, различают трудоемкие предприятия (наибольший удельный вес в себестоимости занимает заработная плата); материалоемкие (материальные затраты); фондоемкие (наибольшая доля амортизации); энергоемкие (наибольшая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
  • ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том, что под его воздействием в себестоимости продукции доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного — увеличивается;
  • уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбини-рования и диверсификации производства;
  • географическое местонахождение предприятия;
  • инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

Анализ себестоимости имеет  важное значение, так как позволяет  выявить тенденции изменения  данного показателя, выполнения плана  по его уровню, определить влияние  факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [7].

В процессе анализа себестоимости  продукции:

  • изучается величина совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объемов продаж;
  • оценивается структура себестоимости, удельный вес каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
  • сравнивается фактическая производственная и полная себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике;
  • рассчитывается влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
  • оценивается себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляются прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты — с плановой сметой;
  • определяется доля непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
  • устанавливается обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат.

В качестве объектов анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели:

  • совокупные затраты на весь объем производства в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль товарной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат.

Завершающий этап анализа себестоимости  — разработка рекомендаций по ее снижению в целом по предприятию, его структурным  подразделениям и по отдельным видам  продукции.

При анализе себестоимости применяются  методы сравнения, современного факторного анализа, корреляционного, регрессионного и функционально-стоимостного анализа [9].

Калькулирование — это научно обоснованное исчисление себестоимости определенной продукции (ее единицы или части) предприятия, его подразделений  и, процессов для целей управления производством, экономического обоснования  цен, планирования показателей и  проектных предложений.

Выделяют три основные калькуляционные  системы (рис. 1.3):

  • учет полной (абсорбшен-костинг) и сокращенной себестоимости (директ-костинг);
  • фактическое калькулирование и нормативный учет (стандарт-кост, учет по центрам ответственности);
  • позаказное, попередельное, попроцессное калькулирование.

Рисунок 1.3 – Классификация калькуляционных  систем

 

Выбор метода калькулирования себестоимости  продукции зависит от типа производства, его сложности, особенностей, длительности производственного процесса, номенклатуры производимой или перерабатываемой продукции [5].

Позаказный метод калькулирования  себестоимости основан на калькулировании  себестоимости отдельного заказа на производство однородных изделий. Поиздельный (подетальный) метод основан на обобщении затрат по конкретным видам продукции в узкоспециализированных предприятиях с крупносерийным и массовым типами производства. Попередельный метод применяется на предприятиях, особенность производственного процесса которых — изготовление продукции, при котором исходное сырье и материалы проходят в определенной последовательности несколько законченных стадий обработки (переделов). Попроцессный метод калькулирования себестоимости внутри каждого передела осуществляет учет по процессам, стадиям и другим элементам технологического процесса [14].

Существуют следующие системы  управления затратами.

Система стандарт-кост является продолжением нормативного метода учета затрат и  калькулирования себестоимости. Для данной системы определено два основных положения:

  • все понесенные расходы должны быть соотнесены в учете со стандартными (нормативными);
  • увеличение и уменьшение при сравнении действительных расходов со стандартными должно быть дифференцированно по причинам.

Управление затратами по центрам  ответственности возникло по причине  необходимости совершенствования управления затратами предприятиями. Традиционно под центром ответственности понимается сегмент предприятия, возглавляемый ответственным лицом, обладающим правами и полномочиями и отвечающим за результаты деятельности данного сегмента. Для каждого предприятия оптимальный вариант управления определяется только после детального анализа специфики его деятельности.

Система директ-костинг – это  система управленческого учета, основанная на классификации затрат на постоянные и переменные и включающая в себя управление затратами по их видам, местам возникновения и носителям, управление результатами хозяйственной деятельности, в т.ч. анализ затрат и принятие управленческих решений. Для предприятия очень важно установить контроль именно за переменными затратами, так как перерасход, как правило, возникает именно в этой сфере.

Контроллинг становится необходим  для системной интеграции различных  аспектов управления затратами. Для реализации системы на предприятиях создаются отделы и службы контроллинга, появляются консультационные бюро. Контроллинг – это система управления будущим для обеспечения длительного устойчивого функционирования предприятия и его структурных единиц. Контроль же направлен в прошлое, на выявление ошибок, просчетов и проблем.

Общая система управления затратами  призвана управлять всеми ресурсами  и видами деятельности предприятия, в процессе которых эти ресурсы  потребляются. Суть данного подхода  состоит в следующем: эффективным  направлением снижения затрат является ресурсосбережение. Управление затратами  должно обеспечить их реальное снижение за счет сокращения деятельности, не создающей  добавленной стоимости, и совершенствования  деятельности ее создающей, то есть повышающей ценность изделия [9].

Таким образом, опираясь на теоретические  аспекты учета и управления затрат, при анализе затрат конкретного  предприятия необходимо выделять следующие  моменты:

  • определение классификации затрат, в которую укладывается существующая структура затрат предприятия;
  • определение понятия цеховых затрат в принятой классификации, с учетом специфики предприятия;
  • определение структуры себестоимости продукции, согласованной с принятой классификацией затрат и определением цеховых затрат;
  • определение системы управления затратами предприятия.

Все перечисленные шаги позволят системно и обоснованно подойти к задаче оптимизации цеховых затрат конкретного  предприятия.

1.3 Правовые  аспекты управления затратами предприятия

 

Правовые основы в области управления затратами представлены основными  нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2, глава 25 «Налог на прибыль организаций»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (приказ от 6.05.1999 г. №33н);
  • методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат в различных отраслях промышленности.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) содержит принципиально новый  подход к порядку исчисления налоговой базы (Гл. 25. ч.2). Определяя прибыль как объект налогообложения, этот закон не использует понятие себестоимости, что отражает общепринятый в мировой практике подход к исчислению налоговой базы по прибыли. Расходами предприятия признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (ст. 252) НК РФ. В свою очередь обоснованные расходы представляют собой экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под экономически оправданными затратами понимаются затраты (расходы):

  • обусловленные целями получения доходов (затраты, произведенные в целях получения дохода);
  • удовлетворяющие принципу рациональности (оценка их необходимости как таковых, а также необходимого размера – целесообразность затрат);
  • обусловленные обычаями делового оборота (сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе).

Для уменьшения доходов на сумму  произведенных расходов необходимо, чтобы расход одновременно соответствовал следующим критериям:

  • обоснованность (экономическая оправданность) расходов;
  • подтверждение расходов документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществление расхода в рамках деятельности, направленной на получение дохода [1].

Другим аспектом управления затратами  является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ10/99), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н. Оно разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Принятие Программы означало переход Российской Федерации к системе учета и отчетности, основанной на рыночных принципах, то есть учитывающей прежде всего потребности инвесторов и иных пользователей финансовой отчетности, а не органов налогообложения, как традиционно сложилось в российской практике учета. ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств или иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы в бухгалтерском учете  признаются при наличии следующих  условий:

  • они производятся в соответствии с конкретными договорами, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • их сумма может быть определена;
  • существует уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов не исполнено хотя бы одно из названных  условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность [2].

Особенности учета текущих затрат в отдельных отраслях народного  хозяйства предусмотрены отраслевыми методическими рекомендациями. 

Учет затрат на производство сельскохозяйственной продукции ведется в соответствии с порядком, установленным Методическими  рекомендациями по планированию, учету  и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 4 июля 1996 г. № П-4-24/2068.

Информация о работе Совершенствование системы управления цеховыми затратами