Совершенствование системы управления цеховыми затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование различных аспектов управления цеховыми затратами, а также предложение оптимизационных мероприятий для конкретного предприятия с учетом его специфики и существующей системы руководства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ЗАО «Уфимский лакокрасочный завод»
Предметом исследования является система управления цеховыми затратами предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствование системы управления затратами.docx

— 129.28 Кб (Скачать файл)

Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (от 25 ноября 2002 года) устанавливают  единые методы планирования и учета  затрат на производство и продажу  издательской продукции (работ, услуг) для обеспечения сопоставимости данных при определении состава  и классификации расходов, объектов калькулирования; способов распределения затрат по отчетным периодам, видам издательской продукции (работ, услуг), а также при проведении экономического анализа затрат, выявления резервов их снижения и т.д.

Номенклатура издержек обращения  для торговых предприятий (предприятий  розничной торговли, общественного  питания и заготовительной деятельности) определена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле и общественному питанию  Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 1-550/32-2.

Таким образом, в любой отрасли  существуют свои особенности учета  затрат, недооценка значимости которых  приведет к ослаблению воздействий  системы управления затратами, а  следовательно, к снижению деловой активности предприятия и эффективности его деятельности.

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ

ЗАО «УФИМСКИЙ ЛАКОКРАСОЧНЫЙ ЗАВОД»)

2.1 Характеристика  деятельности предприятия

 

ЗАО «Уфимский лакокрасочный завод» (ЗАО «УЛКЗ») является одним из крупнейших производителей лакокрасочной продукции в Республике Башкортостан.

Основанный в 1941 году, завод занимает лидирующее положение на рынке лакокрасочных  материалов (ЛКМ). Решающим фактором явилась  перспективная политика строжайшей экономии и реконструкции завода. В целях улучшения качества производимых красок заводом были закуплены несколько  бисерных мельниц, благодаря которым товарная продукция приобрела совершенно иные параметры. Основным результатом стало расширение рынков сбыта, появление розничной торговли.

1992 год стал для завода началом  структурных преобразований и  изменений как формы собственности, так и организационно-правовой формы:

  • в 1992 году на базе арендного предприятия «Уфимский опытный завод синтетических мастик» республиканского промышленного концерна «Башкирия» (АП УОЗСМ РПК «Башкирия») по итогам приватизации было создано новое предприятие - акционерное общество «Уфимский опытный завод синтетических мастик»;
  • в начале 1996 года в соответствии с законодательством АО УОЗСМ было преобразовано в ОАО УОЗСМ;
  • в середине 1999 года завод  снова поменял название – ОАО «Уфимский лакокрасочный завод»;
  • в 2010 году была преобразована организационно-правовая форма предприятия на закрытое акционерное общество – ЗАО «Уфимский лакокрасочный завод».

Владельцем 100% уставного капитала является ЗАО «Башпроминвест».

Стратегия предприятия – это  обеспечение крупных и средних  промышленных предприятий широким ассортиментом качественных ЛКМ при оптимальном соотношении «цена/качество».

Направления деятельности предприятия  ЗАО «Уфимский лакокрасочный  завод» представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Сведения о видах  экономической деятельности

ЗАО «Уфимский лакокрасочный завод» по данным ЕГРЮЛ

Код по ОКВЭД

Тип

Наименование вида деятельности

51.53.22

Основной вид     деятельности

Оптовая торговля лакокрасочными материалами

51.53.24

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля прочими строительными  материалами

51.55.3

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля прочими промышленными  химическими веществами

51.55.34

Дополнительный вид деятельности

Оптовая торговля прочими промышленными  химическими веществами, не включенными  в другие группировки

70.20.2

Дополнительный вид деятельности

Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества

60.24.2

Дополнительный вид деятельности

Деятельность автомобильного грузового  неспециализированного транспорта

63.12.4

Дополнительный вид деятельности

Хранение и складирование прочих грузов


 

Основная деятельность предприятия  – производство и сбыт лакокрасочной  продукции. Продукты «Уфимского лакокрасочного завода»: краска, эмаль, грунт, шпатлевка, лак, олифа. Ассортимент продукции  предприятия приведен в приложении А, в таблице А.1.

Объем производимой продукции за 2011 год показан в таблице 2.2.

Исходя из таблицы 2.2, можно заключить, что эмаль пользуется наибольшим спросом – объем произведенной продукции данного вида составляет 50% от всей произведенной продукции за 2011 год. Затем по популярности следуют продукции серии «Ласточка» (20%) и грунтовка (15%).

 

Таблица 2.2 – Показатели объема выпущенной продукции за 2011 год

Наименование продукции

Количество, кг

Эмаль

995487

Грунт-эмаль

132325

Грунтовка

310626

Лак

49416

Огнезащитная краска

385

Олифа

75853

Сурик

15216

Ласточка

403179

Штукатурка

182

Порошковая краска

11540


 

Структура объема выпущенной продукции  показана на рисунке 2.1.

Объемы выручки по кварталам  за 2009-2010 гг. представлены на диаграмме  ниже (рис. 2.2). Причем, 1 квартал включает месяцы – январь, февраль, март, 2 квартал – апрель, май, июнь, 3 квартал – июль, август, сентябрь, 4 квартал – октябрь, ноябрь, декабрь.

 

Рисунок 2.1 – Диаграмма объема выпущенной продукции

Рисунок 2.2 – Диаграмма объема выручки  по кварталам за 2009-2010 гг.

 

Потребление ЛКМ носит сезонный характер. Так, пиковый объем продаж приходится на май-сентябрь (2 и 3 кварталы). Это – наиболее благоприятный  период для строительно-отделочных работ. В это время начинается сезонный всплеск продаж, обеспечивающий наиболее рентабельную деятельность.

Для оценки эффективности хозяйственной  деятельности предприятия за 2008-2010 гг. необходимо построить таблицу  технико-экономических показателей. Данная таблица приведена в приложении Б, таблица Б.1.

На базе таблицы Б.1 можно построить  следующий график (рис 2.3).

Рисунок 2.3 – График изменения выручки, себестоимости, валовой и чистой прибыли за 2008-2010 гг.

 

Из рисунка 2.3 видно, что, несмотря, на увеличение выручки к 2010 году (на 25,8 % 2010/2009), чистая прибыль снижается (на 26,6 % 2010/2009 году). Увеличение выручки свидетельствует об увеличении объема реализации продукта, но вследствие неправильных управленческих решений, чистая прибыль снижается.

Средняя годовая зарплата на человека ежегодно увеличивается примерно на 10%, следовательно, улучшаются условия  труда работников на предприятии.

Доля дебиторской задолженности  в объеме продаж снизилась в 2010 году на 14,6%. Этому способствуют организационные меры по управлению дебиторской задолженностью. Кредиторская задолженность имеет тенденцию роста с 2008-2010 гг., к 2010 г. изменение составило на 27,1% (2010/2009). У предприятия увеличиваются заемные средства, следовательно, возникает риск финансовой неустойчивости.

2.2 Анализ  организационной структуры предприятия

 

Организационная структура ЗАО  «Уфимский лакокрасочный завод» представлена в приложении В, на рисунке  В.1.

Данная организационная схема  утверждена в 2011 году и имеет линейно-функциональную структуру.

Высшим органом управления ЗАО  «УЛКЗ» является общее собрание акционеров. Органом управления ЗАО «УЛКЗ» в период между собраниями акционеров является Совет директоров.

Руководство деятельностью ЗАО  «УЛКЗ» осуществляет исполнительный орган  в лице Генерального директора. На заседании Совета директоров 17.08.2009 г. назначен Генеральный директор Шарафутдинов Р.Р.

В непосредственном подчинении Генерального директора находятся функциональные руководители основных подразделений: главный технолог, коммерческий директор, финансовый директор, а также юридический отдел, эколог, секретарь-референт, ремонтная служба, ремонтная служба.

Главный технолог руководит производством. В настоящий момент производственная структура предприятия представляет собой:

  • цех №1 – производство красок;
  • цех №2 – производство красок, олифы, лака и продуктов нефтехимии;
  • лаборатория – химический контроль производства, изучение новых видов продукции.

Основными функциями производственного  подразделения являются производство продукции, контроль качества производимой продукции и создание новых рецептур.

Коммерческий директор руководит  деятельностью отделов сбыта, материально-технического снабжения и складом готовой продукции.

Основными функциями отделов являются материально-техническое снабжение  предприятия (сырье, материалы, и т.д.), пополнение страхового запаса для розничных продаж.

Финансовому директору подчиняется  отдел бухгалтерии. Бухгалтерия  отвечает за отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных  операций, представление оперативной  информации о финансовом состоянии предприятия, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и участие в экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В организационной структуре отсутствует  выделенное звено для управления цеховыми затратами. Данная функция  распределена между технологической  и финансовой службой предприятия, а именно:

  • главный технолог руководит работой по выполнению расчетов производственных мощностей и загрузки оборудования; повышению технического уровня производства; составлению и пересмотру технических условий и требований, предъявляемых к сырью, основным и вспомогательным материалам; разработке и внедрению прогрессивных норм трудовых затрат, расхода технологического топлива и электроэнергии, сырья и материалов, мероприятий по предупреждению и устранению брака, снижению материалоемкости продукции и трудоемкости ее производства; организует работу по совершенствованию методов контроля качества продукции;
  • финансовый директор организует исследование и анализ затрат на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных издержек, торгово-комиссионных и иных расходов, затрат на амортизационные отчисления, процентов за кредит, арендной платы, затрат на содержание аппарата управления, на текущий ремонт оборудования и других издержек с целью определения политики управления издержками.

Рассмотренная организационная структура  ЗАО «УЛКЗ» характеризуется следующими негативными моментами:

1) недостаточное внимание уделяется  бизнес-процессу оптимизации затрат  – данная функция размыта и  несогласованна между функциональными  подразделениями. Отсутствует централизованное  принятие управленческих решений в области снижения затрат;

2) перегруженность генерального  директора. На предприятии принимается  большое количество самых разнообразных решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обеспеченности и т.д. Управленческие решения требуют различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам. Все эти решения принимаются на уровне генерального директора;

3) сфера компетенции коммерческого  директора ограничена решением  отдельных вопросов текущего характера, во многом выполняемые им функции дублируется генеральным директором;

4) отсутствует отдельное звено,  отвечающее за маркетинг;

5) возникновение внутрипроизводственных  барьеров, ограничивающих рамки  заинтересованности функциональных  подразделений в эффективном  развитии производства.

Проведенный анализ организационной  структуры ЗАО «УЛКЗ» позволяет  сделать вывод о том, что уровень  управления затратам очень низкий, так как существующее распределение  функций не позволяет эффективно планировать и осуществлять оптимизационные  мероприятия в данном направлении.

2.3 Анализ  финансового состояния предприятия

 

Анализ финансово-экономического состояния ЗАО «УЛКЗ» был выполнен на основании данных консолидированного баланса ЗАО. Анализируемый период  с 2008 по 2010 год. Анализ проводится с помощью бухгалтерских балансов за 2009 год (прил. Д, табл. Д.1), и 2010 год (прил. Е, табл. Е.1), а также отчетов о прибылях и убытках за 2009 год (прил. Ж, табл. Ж.1) и 2010 год (прил. З, табл. З.1).

Для анализа структуры и динамики активов баланса проведем предварительные  расчеты, результаты которых приведены в приложении Г, в таблице Г.1.

Основную часть активов баланса  составляют оборотные активы: в 2008 г. они составляли 64,9%, в 2009 г. – 74,4%, в 2010 г. – 67,5% от всего баланса активов. Основные статьи оборотных активов: «Запасы» и «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Увеличение дебиторской задолженности  к 2009 году на 65,9% свидетельствует о  повышении выдачи предприятием коммерческих кредитов.

Информация о работе Совершенствование системы управления цеховыми затратами