Совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании целей и задач управления кредиторской и дебиторской задолженностями, разработки рекомендаций по совершенствованию управления задолженностями.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить значение, задачи и информационное обеспечение управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- исследовать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Торговый Дом Технофильтр»;
- представить оценку существующей системы управления задолженностями на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженностей 8
1.2 Цели и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия в современных условиях 14
1.3 Информационное обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностями 22
Выводы 25
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ И АНАЗИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ООО «Торговый Дом Технофильтр» 27
2.2 Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации 35
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр» 48
Выводы 54
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 57
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 72
Выводы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Катя 002.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

-   планируемые объемы реализации продукции в кредит;

- средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;

- средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики;

- коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

                     Идз = Орк * Кс:ц * (ППКср + ПРср) : 360,                         (2.8)

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс:ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту.

Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

  1. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный  период);

- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

- система штрафных санкций за  просрочку исполнения обязательств.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному  или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики, планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния организации - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

По мнению Фельдмана А.Б., стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:17

                                       ПСк = ЦСн * 360 / СПк,                                     (2.9)

где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию в %;

СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора.

  1. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

- определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей;

- формирование и экспертизу  информационной базы проведения  оценки кредитоспособности покупателей;

- выбор методов оценки отдельных  характеристик кредитоспособности  покупателей;

- группировку покупателей продукции  по уровню кредитоспособности;

- дифференциацию кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита - товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций  с покупателем и стабильность  их осуществления;

- репутация покупателя в деловом  мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного  рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение  кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- дееспособность покупателя;

- уровень доходов покупателя  и регулярность их формирования;

- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение  кредита при взыскании суммы  долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей - обеспечение ее достоверности.

Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

- из сведений, предоставляемых  непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

- из данных, формируемых из внутренних  источников (если сделки с покупателем  носят постоянный характер);

- из информации, формируемой из  внешних источников (коммерческого  банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный и другие методы.

По мнению Сысоевой И.А., группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий18:

- покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в максимальном  объеме, т.е. на уровне установленного  кредитного лимита (группа «первоклассных  заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не  предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга, определяемом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

- срок предоставления кредита;

- необходимость страхования кредита  за счет покупателей;

- формы штрафных санкций и  т.п.

  1. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
  2. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

По мнению Колпаковой Г.М., основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:19

- факторинг;

- учет векселей, выданных покупателями  продукции;

- форфейтинг.

  1. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» - кредиты средних размеров; в группу «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

                     ДЗо → ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,                                  (2.10)

где ДЗо - оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз - дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;

ПСдз - размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

Кроме рассмотренных этапов формирования политики управления дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности.

 

  • 2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр»
  •  

  • Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

    Оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

    Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

    Дебиторская задолженность означает временное отвлечения средств из оборота предприятия и использования их в обороте другого предприятия, это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности и, следовательно, приводит к затруднению в выполнении обязательств предприятием.

    Информация о работе Совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр»