Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества, как интеграционной региональной структуры
Задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к изучению интеграции;
- выявить признаки региональной интеграции;
- представить этапы становления и развития Евразийского экономического сообщества;
- определить механизмы реализации интересов государств евразийского пространства посредством ЕврАзЭС;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Классические подходы к определению интеграции 7
Признаки региональной интеграции 12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
История создания и структура Евразийского экономического сообщества 18
Проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Функционализм предполагает четкое разделение функциональных сфер, что должно способствовать минимизации конфликтов между государствами посредством рационального регулирования. Функциональное сотрудничество начинается с составления не политических, а экономических и социальных планов и задач, таких как общее управление ресурсами, борьба с безработицей, здравоохранение11.
В основе
функционального подхода к
В рамках функционализма действует два направления, по мнению Д.Митрани: технократический, который связан с повышением эффективности выполнения функций общественного управления и более полным удовлетворением общественных потребностей, и рациональный, связанный с позитивным международным эффектом деятельности международных управляющих организаций12.
Д.Митрани
считал, что «европейская интеграция»
должна подразумевать
Важно
отметить, что в рамках функционального
подхода Д.Митрани выделял «
Идеалом, с точки зрения функционального подхода, является Европейские объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергетике, которые представляли собой объединения государств для реализации определенных функций.
Классические
подходы к изучению интеграционных
процессов развивались
Следует сказать, что цель существования данных подходов, основанных на опыте Европейской интеграции не в том, чтобы подчеркнуть особенность данного союза и сводить все к «евросоюзному» типу, не принимая во внимание множество других попыток интеграции. Суть в том, что нет какой бы то ни было альтернативной гипотезы существования нормативной интеграции как универсального образца и, напротив, возможности множественных вариантов интеграционных сближений.
1.2. Признаки региональной интеграции
Европейский тип объединений является региональной версией интеграции. Каждый региональный тип интеграции соответствует конкретным местным условиям и строго с ними сообразуется, поэтому особенность протекания подобных процессов будет порождать сложности в определении их к единому нормативному определению интеграции15.
Несмотря на это, предстает возможным выделить несколько типичных признаков интеграции, которые признаются многими авторами, описывающих евроинтеграцию. Эти признаки так или иначе должны присутствовать во всех остальных интеграционных процессах, это наличие наднациональных институтов; комплексная природа интеграции: начавшись с экономики она теоретически должна перелиться в социальную, политическую сферы; формирование людей с общими социокультурными, нормативными, ценностными и политическими ориентациями 16.
Существует также классическая схема региональной интеграции, которая сложилось по аналогичному принципу, то есть интеграционных процессов в Западной Европе, следовательно, она включает в себя зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, экономический и валютный союз17.
Некоторые исследователи выделяют в качестве последнего этапа развития интеграционного объединения — политическую интеграцию. Поскольку интеграция представляет взаимодействие социального, экономического, но и политического. Целесообразным будет дать характеристику политической интеграции.
Политическая интеграция - это процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. В этом случае речь может идти либо о создании в конечном итоге самостоятельного политического целого в определенных территориальных границах, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего четкой привязки к территории. При этом политическая интеграция имеет пространственное измерение и внешние границы, то есть является региональной, а не глобальной. В результате политической интеграции происходит отмирание или устранение политических границ внутри интегрирующегося пространства.
Политическая
интеграция имеет конечную цель –
оформление политического сообщества,
лишенного территориальной
К.Дойч является сторонником функционального подхода, он видел основу интеграционных процессов в формировании и распространении «культуры безопасности» и создании «сообществ безопасности». К этим сообществам он относил группы людей, которые объединены на основе специально созданного сообщества, нацеленного на мирное разрешение конфликтов, рассматривая войну как устаревшую форму разрешения конфликтов. Участников политического союза объединены не территорией или государством, а общей культурой, формальными и неформальными нормами, обычаями, нравами и ценностями. Особенностью членов такой группы является более высокий уровень доверия и взаимопонимания, которое дает участникам группы ощущение своей сопринадлежности к некоему единству19.
Признаки интеграции имеют отличия от региональной интеграции.
Буторина О. Выделяет следующие признаки региональной интеграции: во-первых, региональная интеграция представляет объединение государств в интеграционную группировку, которая бы порождала новые качества, развития на индивидуальной основе их получить невозможно. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается повышенный эффект от индивидуальных сил. Здесь Буторина О. Приводит в пример единую европейскую валюту. Сегодня она обладает большей устойчивостью и весом на международной арене, чем прежние национальные валюты вместе взятые. Во-вторых, при региональной интеграции объединение государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. Одним из примеров является формирование Шенгенской зоны. В третьих, это добровольный и партнерский характер, интегрирование отдельных сфер, приводит к полной интеграции. Четвертый признак, интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Так, в ЕС действуют собственные системы стандартов, общесоюзные правила конкуренции, не говоря уже о единой денежно-кредитной политике и единой валюте. Пятая характеристика, будет общей, сложенной из всех, обращая внимание на мировой опыт, очевидно, что региональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их исторической судьбы. Сформировавшиеся общие тенденции, как правило, прочно оседают, достаточно вспомнить СССР20.
Региональная интеграция является центральным в области изучения регионализма так же как системы безопасности. Регионализм определен как «проект, инициированный государством или государствами, нацеленный на реорганизацию определенного регионального пространства в соответствии с определенными экономическими и политическими направлениями»21.
Регионализм ставит
во главу угла изучения региона изнутри,
беря во внимание как внутренние так
и внешние факторы, способность
изучения поведения того или иного
региона позволяет оценить
Одними из компонентов изучения регионализма являются региональный порядок и региональная идентичность. Региональный порядок оценивается как «система, которая приводит к определенным результатам и организаций социальной жизни таким образом, чтобы она благоприятствовала достижению определенных целей и ценностей»22. То есть порядок представляет собой слаженное положение, основанное на слаженном положении позиций, сил и институтов или на общих интересах и правилах.
Корабоев И. Определяет региональную идентичность как формирование региональными участниками собственной позиции в международной области, так и осмысление позиции своих коллег. Но стоит различать физические характеристики регионов и их нормативный имидж, которые они создают для себя.
Региональная идентичность помогает сформировать линию поведения региона, а региональный порядок определит ряд норм, по которым будут двигаться регионы.
Суть состояний межрегиональных отношений, так же как и преобладающих принципов поведения всего региона определяет будет ли процесс поиска регионального порядка идти по пути конфликта, сотрудничества или интеграции23.
Другой исследователь Песцов С.К. рассматривает уровни регионализма. Нижний уровень современного регионализма — трансграничные региональные объединения (естественные экономические территории, зоны роста), а субъектами сотрудничества выступают — соприкасающиеся территории соседних стран. Успешные примеры данным объединения назвать сложно, однако к одному из успешных проектов локального экономического сотрудничества можно отнести Южно - Китайскую экономическую зону, включающая несколько китайских провинций.
Второй уровень образует более распространенная категория региональных интеграционных объединений — субрегиональные союзы, представляющие разные группировки государств одной субрегиональной зоны. Они, как правило, хорошо институционально оформлены и имеют широкие задачи и сферы сотрудничества. В Европе к таким союзам можно отнести Европейскую ассоциацию свободной торговли, в Америке группу стран южного конуса МЕРКОСУР.
Более высокий
уровень регионализма создают общерегиональные
экономические союзы и
Южно-Тихоокеанский форум, Североамериканская зона свободной торговли или Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии представляют простые по структуре группировки.
Наконец, самый верхний уровень регионализма составляют трансрегиональные объединения, которые пересекают границы отдельных территорий. Одним из таких объединений считается Азиатско-тихоокеанская организация сотрудничества. Члены АТЭС — это несколько макрорегионов мира и одновременно являются участниками самостоятельных региональных и субрегиональных регионов24.
Таким образом, рассматривая характеристики региональной интеграции, можно отметить, что территориальная привязка, объединяющая стран одного региона позволяет достичь больше результатов в экономическом и политическом плане. На усовершенствование процессов интеграции направлен регионализм, он и является тем направлением, который движет государства на реорганизацию в рамках своего регионального пространства. В современное время существует достаточно примеров региональной интеграции, одному из таких будет посвящена следующая часть нашей работы.
ГЛАВА2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
2.1. История
создания и структура
Европейский союз все чаще называют современной моделью интеграции. Данное утверждение вполне обосновано, так как европейская интеграция закладывала теоретические подходы к построению взаимодействий государств.
В Азиатской же части евразийского континента недолго осуществляет свою деятельность другое региональное объединение — Евразийское экономическое сообщество.
Прежде всего стоит разъяснить, что есть само понятие Евразийского интеграционного пространства. Термин «евразийская интеграция» и «Евразийское пространство» больше используют для описания политических процессов на постсоветском пространстве. Более широкое понимание Евразийское интеграции будет означать установления трансконтинентальных связей между инфраструктурными и транспортными системами на всем Евразийском континенте. Она также отличается от идеи «евразийства», которую отстаивает Дугин А., он разработал геополитическую идею «евразийства», которая гласит как конфронтация между Землей (Россия) и Морем (США), хотя Дугин упоминает также об идее ЕврАзЭС, как о возможности сплочения ныне бывших вместе государств, о том, что это положительно отразится на социально-экономической жизни данных стран.25
Проект идеи создания Евразийского экономического сообщества был выдвинут Н.А.Назарбаевым еще в 1994. Однако реальное воплощение он получил только 10 октября 2000 года, когда Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизия учредили Евразийское экономическое сообщество.