Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества, как интеграционной региональной структуры
Задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к изучению интеграции;
- выявить признаки региональной интеграции;
- представить этапы становления и развития Евразийского экономического сообщества;
- определить механизмы реализации интересов государств евразийского пространства посредством ЕврАзЭС;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Классические подходы к определению интеграции 7
Признаки региональной интеграции 12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
История создания и структура Евразийского экономического сообщества 18
Проблемы и перспективы развития Евразийского экономического сообщества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Согласно договору ЕврАзЭС признается как международная организация, обладающая юридическим правом представлять интересы государств-членов в отношениях с другими государствами, международными организациями26.
ЕврАзЭС — открытая организация, ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
Под представлением интересов государств воспринимается не только действительно совместное представление, но и возможность объединения идей, взаимная поддержка стран, которых, как помним из истории, объединял другой союз.
В рамках ЕвразЭС действует четкая организационная структура. Органами ЕвразЭС признаются Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества.
Межгосударственный совет призван решать вопросы ЕвразЭС, определяет стратегию, направления и перспективы развития сообщества. Интеграционный комитет обеспечивает взаимодействие органов ЕвразЭС, подготовку предложений, проектов, решений и их контроль, а также контроль за формированием бюджета. Межпарламентская ассамблея рассматривает вопросы сближения национального законодательства, приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках сообщества. Состоит из парламентариев, делегируемых парламентами государств-членов. Суд сообщества обеспечивает единообразное применение государствами-членами договоров и решений, рассматривает споры экономического характера, дает разъяснения и заключения по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС.
В рамках ЕврАзЭС сформирован Таможенный союз, который нужен для обеспечения более высокого уровня интеграции. Договор Таможенного союза от 29 марта 1996 года, ставит целью создание «сообществ интегрированных государств» путем «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета стран-участниц»27.
Таможенный союз и есть тот самый интеграционный прорыв. В 2007 году интеграционный процесс вступил в решающую стадию завершилось создание Таможенного союза. В Душанбе президенты стран-участниц Таможенного Союза подписали Договор "О Комиссии Таможенного союза",в котором Россия, Белоруссия, Казахстан, основываясь на договоре о создании ЕврАзЭС.
Цель создания
Таможенного союза
Над этим плодотворно работает Евразийская экономическая комиссия Таможенного Союза, которая является органом обеспечивающим функционирование союза. То есть на данный момент Комиссии необходимо решить вопросы установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами; во-вторых, установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима; третье, установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; четвертое, установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров; пятая задача, установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров; шестая, установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли; седьмая, установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; восьмая, учреждения и функционирования органов Таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами28.
Работа Таможенного союза на данный момент встречает ряд трудностей, но для успешного перехода на стадию Экономического союза, необходимо эти проблемы устранить.
В рамках Таможенного союза создана зона свободной торговли; единый таможенный тариф; определены единые меры нетарифного регулирования; установлен единый порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения"; единый порядок введения и применения вывозных таможенных пошлин; принят единый порядок применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники соглашений о Таможенном союзе; определены основные меры, обеспечивающие взаимодействие национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли; принята общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС; принят единый порядок экспортного контроля и механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников29.
Все эти механизмы оказывают безусловное влияние на упрощение процедуры торговли стран Евразийского экономического сообщества.
Прохождение этапов развития ЕврАзЭС и ее стремлению к созданию экономического пространства. Инициативными действиями по работе в рамках ЕврАзЭС выступают создание институтов и механизмов, подкрепляющих деятельность.
Международной финансовой организацией, которая содействует экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности выступает Евразийский банк развития. Банк создан в январе 2006 года, занимается финансированием проектов, исследованиями по вопросам экономической интеграции.
Евразийский банк управляет средствами Антикризисного фонда, созданного для преодоления негативных последствий глобального кризиса, устойчивости экономик30.
Создан Центр высоких технологий, он содействует разработке и реализации согласованной инновационной политики координирует работу по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры, содействует созданию механизмов финансирования инновационных программ и проектов и создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу31.
Для развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, установления связей между предприятиями страну - частниц действует Евразийский деловой совет. Он также помогает в реализации евразийской экономической интеграции.
Стремление охватить как можно больше сфер взаимодействие породило еще одну программу «Инновационные биотехнологии». Ее целью является разработка и внедрение новых биотехнологий, биопрепаратов и диагностических тест-систем для сельского хозяйства, промышленности, медицины, охраны окружающей среды32.
ЕвразЭС сегодня функционирует на этапе Таможенного союза, созданные институты, подкрепляющие взаимодействие стран также способствуют объединению, однако число стран, входящих в Таможенный союз, являющийся основным узлом взаимодействия страны и страны участники банка, центров развития и проектов несколько разнится.
ЕврАзЭС за свое недолгое присутствие в международных отношениях, получает критику как внутри своего пространства, так от внешних соседей. Функционирование Таможенного союза как ключевого двигателя Евразийской интеграции не представляется столь успешной, несмотря на стремление стран укреплять свои экономические, социально - культурные отношения, их латентное недовольство дает о себе знать.
Говоря о Таможенном союзе, сферах взаимодействия стран, благоприятную среду для развития бизнеса имеет только Казахстан. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей около 300 предприятий сократили свою деятельность в России и обосновались в Казахстане, причиной тому низкие ставки налогов, которые будут выплачиваться в бюджет Казахстана33.
Белоруссия более привлекательна с точки зрения простоты регистрации новой компании и прав собственности (по количеству необходимых процедур и временным затратам), однако данная страна находится на последнем месте по критериям «защита прав инвесторов» и «величина налогов».
Еще один негативный момент — неэффективный товарооборот для самих стран - участниц. За основу взяты российские таможенные тарифы, которые выше ставок Белоруссии и Казахстана, поэтому товары попадая на территорию Казахстана и Белоруссии, ввозимые в Россию будут продаваться по низкой цене чем аналогичные российские34.
Еще один препятствующий фактор интеграции это законодательства стран, если на российско-белорусской границе устранены все барьеры, то в отношениях России и Казахстана существуют, нерешенные проблемы.
Развитию Таможенного союза тормозит еще «энергетическая война» между Россией и Белоруссией, которая началась в 2010 году после разногласий при согласовании экспортной пошлины на нефть Россия приостановила поставки на белорусские НПЗ, потому что большая часть белорусских НПЗ уходит на рынки западных стран, это и выступает причиной для России. В 2011 году в результате просрочек за неуплату, Россия сократила поставки нефти на 50%. Появление подобных проблем существенно тормозят интеграционные процессы Таможенного союза и соответственно ЕврАзЭС. У участников интеграционных процессов формируются противоположные интересы.
Еще один препятствующий фактор - это сближение России и ее партнеров с ВТО, что требует корректировки национальных систем регулирования, таможенного законодательства возникающих при интеграционном процессе, далеко не все получают оглашение и обсуждение на должном уровне.
Выделяя плюсы
образования Евразийской
Нами проделан SWOT-анализ Евразийской интеграции, мы попытались выявить общие положительные и отрицательные факторы, способствующие или препятствующие Евразийской интеграции.
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
органов ЕврАзЭС
|
экономическое развитие стран ЕврАзЭС
| |
Внешняя среда |
O (возможности) |
T(угрозы) |
Сотрудничество с Международными организациями |
|
По данным результатов SWOT-анализа видно, что количество внутренних проблем, являющихся слабой стороной Евразийской интеграции больше ее преимуществ. Возможности для ЕврАзЭС от внешней среды представляются в основном в виде контактов с другими международными организациями, инициативами стран вступить в сообщество, а их желание появляется из-за кризисов, экономических проблем.