Создание объединения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ деятельности трех предприятий и на основании этого анализа предложение создание объединения предприятий и планирование основных показателей деятельности объединения

Содержание

Введение
1.Понятие объединения предприятий
1.1. Объединение предприятий как объект хозяйствования
1.2. Виды объединений предприятий, их характеристика и основные направления деятельности
1.3. Опыт функционирования объединений предприятий в Украине и других странах
2. Анализ деятельности предприятий
2.1. Анализ деятельности «Предприятия №8»
2.2. Анализ деятельности «Предприятия №11»
2.3. Анализ деятельности «Предприятия №14»
3. Создание объединения предприятий
3.1. Анализ рынка деятельности
3.2. Форма объединения предприятий
3.3. Анализ и планирование деятельности объединения «Будстроймат»
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

Значение показателя производительности труда в очередной  раз подтверждает тенденцию резкого  спада, которая наблюдается в 2011 году. После продолжительного роста  с 13,6 грн./грн. до 15 грн./грн. он в течении  одного года опустился до 12,8 грн./грн. Это может стать причиной снижения обновляемости оборудования на предприятии и увеличения его износа.

Несмотря на сложившуюся  на предприятии ситуацию коэффициент  оборачиваемости характеризуется  относительной стабильностью – его величина колеблется в пределах значений от 1,2 до 0,91. Однако и в его динамики намечается перепад в 2011 году.

Динамика коэффициента ликвидности сильно отличается от общей  картины на предприятии. У него намечается резкий спад в 2009 году, а в наиболее неблагоприятном 2011 году он вновь достигает уровня 2008 года (значение 1,06). Это подтверждает предположение, что предприятие обладает значительными запасами и прочими высоколиквидными активами и ему необходимо лишь время для их реализации.

Коэффициент автономии характеризуется высокой стабильностью за последние 3 года, но эта динамика не является положительной, поскольку само значение этого показателя за этот период находится на достаточно низком уровне, что ставит предприятие в значительную зависимость от внешних источников финансирования. А в связи со сложившейся в 2011 году ситуацией, разрешение которой требует привлечение дополнительных финансовых средств, этот факт является крайне неутешительным.

В общем следует отметить, что «Предприятие №14» за 2008-2010 гг. смогло значительно усилить свой потенциал за счет стабильности одних показателей и роста других, поэтому из трудной ситуации, возникшей в 2011 году, оно вполне имеет возможность выбраться благодаря собственным усилиям, однако для дальнейшей эффективной деятельности ему необходимы дополнительные ресурсы. Учитывая низкую степень автономии предприятия, этому субъекту на данный момент наиболее выгодным будет вступление в объединение предприятий (хотя бы временно) для удержания своих позиций на рынке.

 

3. Создание объединения предприятий

Предположим, что рассмотренные  предприятия функционируют на рынке  строительных материалов и находятся  в непосредственной территориальной  близости друг от друга. «Предприятие №8» является производителем различных строительных материалов, «Предприятие №11» специализируется на транспортировке строительных грузов, а «Предприятие №14» является оптово-розничным магазином по продаже стройматериалов. Рассмотрим возможность объединения этих предприятий в единый субъект хозяйствования.

 

3.1. Анализ рынка деятельности

Рынок стройматериалов  сейчас находится в подвешенном  состоянии. Наметившаяся тенденция  к росту стоимости стройпродукции пугает закупщиков и строительные компании. Дальнейшее сохранение неопределенности  может оказать негативное влияние на реализацию ранее запланированных проектов. В тоже время, хоть большинство игроков рынка стройматериалов не берутся называть его объем, но практически все отмечают рост оборотов на 20-40% в год. А некоторые торговцы декларируют, что их объемы продаж растут в 2-2,5 раза. Так в прошлом году объем продаж на столичном рынке торговли стройматериалами составил $180 млн. По официальной статистике, Киев обеспечивает около 10% всех продаж в Украине. В реальности же доля продаж стройматериалов в Киеве, скорее всего, выше и составляет не менее 20%. При этом, потенциал рынка все еще остается очень высоким. К примеру, сейчас в Украине потребляется 6-7 кг сухих строительных смесей на человека в год, тогда как в Польше – 100 кг. Кроме того, по оценкам риелторов, потребность киевского рынка в современных торговых точках пока не удовлетворена и на половину. Не говоря уже о региональных городах, где крупноформатные строительные магазины только появляются.

Торговля стройматериалами в Украине (в силу специфики самого товара и неразвитости рынка) выглядит очень разнородно и хаотично. Каналы сбыта и торговые форматы еще постоянно видоизменяются, риелторы ищут свои ниши, определяются с целевой аудиторией и направлениями развития. Как отмечают эксперты, если ранее торговцы стройматериалами задумывались над тем, где достать участок под строительство торгового объекта, то сейчас усилия операторов сосредоточены на том, как и для кого им работать.

Тем не менее, за последние  два-три года уже начала вырисовываться картина будущей украинской строительной розницы. Правда, опять же в силу специфики рынка, далеко не все компании позиционируют себя в качестве розничных торговцев. Например, у так называемых складов-магазинов доля оптовых продаж составляет 20-30%. Но, поскольку речь идет о продаже строительных и отделочных материалов, а слады-магазины также участвуют в дележе общего пирога, их целесообразно включать в общий рейтинг торговцев стройматериалами.

Однако, на этом относительно молодом рынке пока нет большого количества крупных игроков. Конечно уже существуют сети специализированных супермаркетов («ЭпиЦентр», «Новая линия», «Будмен», «OBI» и прочие), но их доля в общих продажах все еще недостаточно существенна, поэтому на рынке стройматериалов преобладают мелкие предприятия, между которыми прослеживается жесткая конкурентная борьба, невзирая на высокие темпы роста рынка. Так же особенностью рынка строительных материалов является то, что он остается локально ориентированным рынком как для потребителей, так и для производителей и реализаторов.

Поэтому, осуществив интеграцию вперед, предприятие-производитель  стройматериалов получит непосредственный выход на конечного потребителя  и возможность прямого взаимодействия с ним, а для оптово-розничного продавца откроется возможность снижения цен (за счет поступления товаров по производственной себестоимости), что привлечет значительное количество потребителей. Так же выгодным будет объединение с организацией по специализированным перевозкам, что позволит сократить стоимость транспортировки и позволит предоставлять услуги по доставки товаров потребителю. Так же в подобном объединении будет возможность значительно усилить совместную маркетинговую деятельность, что так же окажет влияние на уровень сбыта продукции.

 

3.2. Форма объединения предприятий

На мой взгляд, рассмотренным  предприятиям для повышения эффективности  хозяйственной деятельности необходимо объединится в концерн «Будстроймат».

В отличие от других объединений, концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав фирмами. В рамках концернов наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» заимствован  из немецкого языка (куда пришел из английского, а начало берет от латинского "concernere" - смешивать) и тесно  связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства во многих уголках планеты, в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома.

Объединяться в концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и компании, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские организации. Объединение предприятий в концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна. На практике объединение предприятий в концерн происходит вокруг крупного предприятия, чаще всего головного или материнского предприятия. Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов.

На рынке, характеризующемся большим количеством малых субъектов хозяйствования, создание подобного вертикально-интегрированного объединения значительно усилит позиции предприятий-участников за счет кооперации усилий по направлению снижения цены для конечного потребителя, улучшение сервисного обслуживания и усиление маркетинговой деятельности. Так же, учитывая тенденцию к росту рынка, целесообразнее использовать объединение на постоянной основе с жестким контролем, что позволит быстро занять выгодную и перспективную нишу и удерживать ее в дальнейшем.

Объединятся стоит вокруг «Предприятия №8», производящего непосредственно готовую продукцию, поскольку это первое звено в цепочки предприятий, оно имеет наибольшие мощности и потенциал и характеризуется высокими показателями хозяйственной деятельности за последний период. «Предприятие №11» последние 2 года находится на этапе оживления хозяйственной деятельности и медленного роста после резкого спада в 2009 году, поэтому для скорейшего достижения показателей 2008 года ему необходима сильная поддержка извне. «Предприятие №14» на момент 2011 года характеризуется достаточно нестабильной ситуацией, наблюдается спад большинства основных показателей эффективности деятельности, поэтому для ликвидации возникших проблем и продолжения деятельности в будущем ему необходимы значительные инвестиции.

 

3.3. Анализ и планирование деятельности объединения «Будстроймат».

Для начала ознакомимся  с организационной структурой будущего предприятия, которая будет иметь следующий вид:


Организационная структура  концерна «Будстройиат»

 

Далее рассмотрим изменения основных показателей отчетности, которые вызовет эффект синергии (суммирующий эффект взаимодействия двух и более факторов или объектов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит суммарный эффект каждого отдельного компонента) от слияния предприятий в концерн. Они будут следующими:

1. Снижение себестоимости товарного производства.

Это изменение актуально  лишь для «Предприятия №11» и «Предприятия №14», поскольку продукция на них  будет поступать по производственной себестоимости. По мнению экспертов эта экономия составит 6% от переменной части затрат. Имеем расчет:

Эк. с/с10 = (0,58*280+0,6*1120)*0,06 = 50,06 тыс. грн.

Эк. с/с11 = (0,58*295+0,6*1100)*0,06 = 49,87 тыс. грн.

2. Рост объемов реализации.

За счет снижения цены для конечного потребителя, предоставления дополнительных услуг и усиления маркетинговой деятельности объединение сможет добиться увеличения объема реализации. На первых годах деятельности по подсчетам экспертов оно составит 8,5% от суммы объемов реализации отдельно взятых предприятий.

∆Q10 = (4300+290+1200)*0,085 = 492,15 тыс. грн.

∆Q11 = (4500+320+1050)*0,085 = 498,95 тыс. грн.

3. Рост затрат на  маркетинговую деятельность.

Поскольку данное объединение  будет направленно на активное завоевание рынка и усиление своих конкурентных позиций, потребуется увеличение затрат на маркетинговую деятельность. Эксперты оценивают это увеличение в 4% от суммарной себестоимости товарного выпуска отдельно взятых предприятий-членов объединения.

З.М. 10 = (4300+280+1120)*0,04 = 228 тыс. грн.

З.М. 11 = (3480+295+ 1100)*0,04 = 195 тыс. грн.

Далее произведем расчет основных экономических показателей деятельности концерна «Будстроймат» в виде следующей таблицы:

Таблица 3.1.

Расчет основных экономических  показателей деятельности объединения

Показатели

2010 г.

2011 г.

Необоротные активы, тыс. грн.

2793

3548

Оборотные активы, тыс. грн.

923

1138

Затраты будущих периодов, тыс. грн.

215

108

Собственный капитал, тыс. грн.

2300

2688

Обеспечение будущих затрат и платежей, тыс. грн.

818

1150

Долгосрочные кредиты, тыс. грн.

290

385

Текущие кредиты, тыс. грн.

523

571

Численность ППП, чел.

555

549

Себестоимость товарного производства, тыс. грн.

5877,94

5020,13

Объем реализации, тыс. грн.

6282,15

6368,95

Прибыль от реализации продукции, тыс. грн.

404,21

1348,82

Рентабельность продукции, %

6,877

26,868

Затраты на 1 грн. товарной продукции, грн./грн.

0,936

0,788

Рентабельность активов, %

10,283

28,136

Производительность труда, тыс. грн./чел.

11,319

11,601

Фондоотдача, грн./грн.

2,249

1,795

Коэффициент оборачиваемости

1,598

1,329

Коэффициент ликвидности

1,765

1,993

Коэффициент независимости (автономии)

0,585

0,561

Информация о работе Создание объединения предприятий