Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа
Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.
1. Соотношение понятий менеджмента и управления .......................................3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент ..................3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы) ........................................................5
1.3 Виды менеджмента .........................................................................................11
2. Принципы и методы управления ...................................................................13
2.1.Принципы управления ...................................................................................13
2.2. Методы управления........................................................................................14
Список литературы................................................................................................19
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
закон специализации управления;
закон интеграции управления;
закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
закон единства и целостности системы управления;
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
закон
совместимости технических
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все
закономерности управления можно разделить
на две группы. К первой относятся
закономерности, присущие управлению
вообще как целенаправленному
К закономерностям управления относятся:
единство
системы управления производством
(устойчивость внутренних связей системы
при изменении состояния
пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором
первых принципов управления был
А.Файоль. Содержание этих принципов
представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю | |
Принцип | Содержание принципа |
1.Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2.Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3.Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4.Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5. Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6.Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7.Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8.Централизация | Достижение
лучших результатов при правильном
соотношении между |
9.Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10.Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11.Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12.Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13.Инициатива | Поощрение работающих
к выработке независимых |
14.Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в)
принцип пространственно-
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и)
принцип коммуникативности
Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.
Понятие
менеджмент достаточно быстро и прочно
вошло в современный
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)
В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
Виды менеджмента определяются объектами управления в компании.
Рисунок
3 - Объекты менеджмента
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.
Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.
Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.
Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.
Экологический
менеджмент - организация предупреждения,
недопущения и установления последствий
вредных воздействий
Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.
Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.
Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:
а) внедрения новых технологий;
б) анализа деятельности всех структурных подразделений;
в)
обновление основного капитала предприятия.
Информация о работе Соотношение понятий менеджмента и управления