Соотношение понятий менеджмента и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Содержание

1. Соотношение понятий менеджмента и управления .......................................3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент ..................3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы) ........................................................5
1.3 Виды менеджмента .........................................................................................11
2. Принципы и методы управления ...................................................................13
2.1.Принципы управления ...................................................................................13
2.2. Методы управления........................................................................................14
Список литературы................................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Организация производства на предприятии.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)
 

       В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

       Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

       Каждый  руководитель должен знать и постоянно  осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

       Различают общие и специфические законы управления.

       К общим законам управления относятся:

       закон специализации управления;

       закон интеграции управления;

       закон экономии времени;

       Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения  различных сторон управления между  собой и с элементами внешней  среды.

       Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

       На  данном уровне развития теории среди  законов управления можно выделить:

       закон единства и целостности системы управления;

       закон сохранения пропорциональности и оптимальной  соотносительности всех элементов  системы управления;

       закон зависимости, эффективности решения  задач управления от объема использования  информации;

       закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

       закон совместимости технических средств  и систем управления соподчиненных  и взаимодействующих систем.

       Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

       Законы  и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые  связи между изучаемыми явлениями.

       Все закономерности управления можно разделить  на две группы. К первой относятся  закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

       К закономерностям управления относятся:

       единство  системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы  при изменении состояния внешней  среды);

       пропорциональность  производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

       централизация и децентрализация управления (необходимость  распределения задач, функций и  полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

       соотносительность и адекватность управляющей и  управляемой систем (соответствие управляющей  системы управляемой).

       Исходя  из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие  виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

       Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

       Методы  управления: административные, экономические, социально-психологические.

       Принципы  управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

       Автором первых принципов управления был  А.Файоль. Содержание этих принципов  представлены в таблице 2. 

       Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю
       Принцип        Содержание  принципа
1.Разделение труда Специализация работ для эффективного использования  труда работающего
2.Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы
3.Дисциплина Выполнение  условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций  к нарушителям дисциплины
4.Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником
5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и  работа по единому плану
6.Подчиненность личных интересов Преимущество  интересов организации перед  индивидуальными интересами
7.Вознаграждение Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу
8.Централизация Достижение  лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9.Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
10.Порядок Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем месте
11.Справедливость Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12.Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и  долгосрочную работу
13.Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14.Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")
 

       Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:

       а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств  ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

       б) принцип генетической определенности, который требует при решении  любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и  последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

       в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды  как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

       г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования  и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

       д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу  с внешней средой, но эта граница  имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

       е) принцип разделения системообразующих  и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой  системы объективно существуют и  те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

       ж) принцип соотносительности. Его  содержание заключается в том, что  для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов  и частей. Это соотношение может  меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

       и) принцип коммуникативности заключается  в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

       Принципы  системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

     1.3. Виды менеджмента

       Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный  экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

       Виды  менеджмента - специальные области  управленческой деятельности, связанные  с решением определенных задач менеджмента.

       Общий или генеральный менеджмент - заключается  в управлении деятельностью организации  в целом или ее самостоятельных  хозяйственных звеньев (профит-центров).

       Функциональный (специальный) менеджмент заключается  в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

       В любой организации общий и  функциональный менеджмент  существуют в органическом единстве, составляя  целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

       Виды  менеджмента определяются объектами управления в компании.

       Рисунок 3 - Объекты менеджмента 

       

       Административный  менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение  заданий между исполнителями  и контроль их выполнения.

       Инновационный (НТ) менеджмент - это организация  и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

       Производственный  менеджмент - это организация и  управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

       Менеджмент  персонала (морально - этический) - это  организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

       Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий  вредных воздействий производства на окружающую среду.

       Инвестиционный  менеджмент - это деятельность по выявлению  наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

       Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать  опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

       Стратегический  менеджмент - это обоснование и  выбор перспективных целей и  развития предприятия, повышение его  конкурентоспособности, закрепление  целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

       Антикризисное управление - деятельность по выявлению  основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими  причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

       а) внедрения новых технологий;

       б) анализа деятельности всех структурных  подразделений;

       в) обновление основного капитала предприятия. 

Информация о работе Соотношение понятий менеджмента и управления