Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа
Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.
1. Соотношение понятий менеджмента и управления .......................................3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент ..................3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы) ........................................................5
1.3 Виды менеджмента .........................................................................................11
2. Принципы и методы управления ...................................................................13
2.1.Принципы управления ...................................................................................13
2.2. Методы управления........................................................................................14
Список литературы................................................................................................19
2.1.
Принципы управления
Управленческая
деятельность основывается на использовании
специальных принципов
Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа.
Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.
С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.
Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.
Принцип
научной обоснованности методов
и правил управления предполагает,
что методы, формы и средства управления
должны быть строго научно обоснованы
и выверены практикой. Производство
— это та среда, где на основе
законов природы и
Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.
Принцип
совместимости личных, коллективных и
государственных интересов связан с характером
производства. Часто хозяйственные организации
размещаются в населенных пунктах и используют
местные природные ресурсы. Естественно,
они не должны допускать загрязнения водного
и воздушного бассейнов, нерационального
использования выделяемых им природных
ресурсов. Экономически оправданно, что
за эксплуатацию указанных ресурсов организации
обязаны вносить соответствующую плату.
Кроме того, организации не могут решать
ряд проблем без помощи государственных
и местных органов власти. Многие хозяйственные
организации и целые отрасли нуждаются
в государственной поддержке. Местные
органы власти в целях максимальной эффективности
хозяйственной деятельности и соответственно
всей экономики обязаны проявлять заботу
о занятости населения, следовательно,
и о развитии предприятий, размещенных
на подведомственной территории.
2.2. Методы управления
Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.
Метод управления — способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.
Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:
-
регулировании спроса и
-
законе стоимости, учете
Основное
содержание экономических методов
заключается в соизмерении
К
экономическим методам
коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;
цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;
финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики — это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;
кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;
налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.
Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.
Основу административно-правовых методов составляют:
система законодательных актов страны и региона — федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;
система
нормативно-директивных и
система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).
В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:
распоряжений — руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
популяризации — акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;
делегирования полномочий — работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;
участия
в управлении — руководитель привлекает
сотрудников к решению
Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:
нормирование — деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;
регламентирование — деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;
инструктирование
— деятельность по оказанию методической,
организационной или
Формами административно-правовых методов управления являются:
краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;
данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;
длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.
Социально-
Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:
человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;
каждый человек стремится действовать таким образом, что бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;
каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.
Социологические методы управления включают:
управление
социально-массовыми
управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);
управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);
социальное нормирование;
социальное регулирование;
ролевые изменения;
Информация о работе Соотношение понятий менеджмента и управления