Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей социально-ориентируемого рыночного хозяйства на основе данных анализа основных концепций моделей.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, признаков и моделей социально-ориентированной экономики;
- изучение концепций и анализа социального рыночного хозяйства;
- оценка современного состояния рыночной экономики в России;
- определение основных задач для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Условия, позволяющие получать пособия, - членство в страховом фонде минимум в течение года для работающих по найму и в течение двух лет для тех, кто работает не по найму, и 6 месяцев работы за прошедшие 12 месяцев. Переподготовка на рынке труда для безработных считается занятостью.
Пособия родителям (две разновидности). Одна из них - по случаю рождения ребенка. Выплачивается, как правило, в течение 450 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то 30 из 450 дней резервируются за матерью и 30 - за отцом. Пособие на оставшиеся дни может быть востребовано любым из родителей. Большинство родителей получает его в связи с рождением или усыновлением ребенка. В течение первых 360 дней выплачиваемая сумма равна пособию по болезни, то есть 80% от потерянного дохода.
Другая разновидность - кратковременные пособия: а) семье по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет, как правило, продолжительностью не более 60 дней, и б) отцу в связи с рождением ребенка на срок до 10 дней. Пособие родителям облагается налогом и финансируется из фондов социального страхования заработной платы, выплачиваемой работодателем.
Пособие на детей. Оно предоставлялось вначале в форме вычетов из налогов для лиц, имевших детей, но с 1947 года стало финансироваться из государственных источников и выплачивается всем родителям независимо от того, работают они или нет. Пособие предусмотрено для всех детей в возрасте до 16 лет, проживающих в Швеции. Его величина определяется решением риксдага. На детей старше 16 лет, продолжающих учиться в школе, выплата производится более длительное время, ее размер равен общему пособию на детей. Семьи, в которых более трех детей, получают дополнительные средства. Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является компенсация коммунальных платежей, величина которой зависит от числа детей в семье, дохода и платы за коммунальные услуги.
Реализация принципа всеобщего благосостояния, избранного Швецией, сталавозможной благодаря созданию государственного сектора экономики такого размера, что сделало страну уникальной: занятость в нем достигла 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП - более 30 %.
Финансирование
системы социального
2 АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ Л. ЭРХАРДА И Г. МЮРДАЛЯ О СОЦИАЛЬНОМ РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда
Людвиг
Эрхард (1897-1977) был вторым канцлером
ФРГ, выдающимся ученым, разработавшим
и осуществившим в 50-60 гг. нашего
столетия в Западной Германии широкомасштабную
экономическую реформу, которая
в корне преобразовала
В основе
реформаторской деятельности Л. Эрхарда
лежит концепция «социального рыночного
хозяйства», которая была возведена
в ранг официальной государственной
доктрины и явилась основой
По своим
теоретическим установкам концепция
социального рыночного
а) целевой установкой реформы является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;
б) путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;
в) активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству;
г) высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.
Эрхард
подчеркивал, что обеспечение высокого
благосостояния для всех слоев населения
объективно необходимо, поскольку оно
выступает материальной основой
формирования высококвалифицированных
кадров для народного хозяйства.
Оно обеспечивает емкий рынок
сбыта продукции внутри страны «путем
создания массовой потребительной способности».
«При прежнем порядке, — писал
Эрхард, — существовал, с одной
стороны, очень немногочисленный высший
слой, который, в смысле потребления,
мог себе позволить все, а, с другой
стороны — численно весьма обширный,
но обладающий недостаточно высокой
покупательной способностью нижний
слой населения. При реорганизации
нашего хозяйственного порядка следовало
поэтому создать предпосылки
для преодоления этого
Переход к социально ориентированному рынку был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социокультурных проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.
Социальная ориентация рынка предполагает прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.
Эрхард справедливо полагал, что не может быть социального развития рынка без экономического прогресса. В своих реформах он сделал ставку на развитие производства («экспансия хозяйства»), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.
Социальное
рыночное хозяйство, считал Эрхард, немыслимо
без приведения в порядок государственного
бюджета посредством
Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика не есть политика в угоду миллионерам, а есть политика для миллионов. При этом он четко различал, с одной стороны, милосердие к слабым, к тем, кто нуждался в общественной защите и поддержке, с другой — отношение к сильным и здоровым, к тем, кто в состоянии своим трудом, энергией и мастерством добиться успеха в жизни. Социальная защита касалась прежде всего именно тех, кто нуждался в ней, кто был слаб и не защищен (дети, инвалиды, люди пожилого возраста и др.). Что же касалось тех, кто обладал способностями и личными возможностями, то им нужна была не помощь, а свобода и самостоятельность. И при равных стартовых условиях их благополучие и положение человека в обществе обусловливается не результатом системы, а исключительно результатом собственного труда. Эрхард подчеркивал, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». Для людей важна солидарность «сильных» со «слабыми», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объявлялось не создание системы тотального обеспечения, а формирование предпосылок такой жизни, за которую отвечают сами граждане.
Относительно
самостоятельным элементом
Важнейшим
аспектом социальной политики являлась
налоговая политика. Ее кредо —
освобождение от налогообложения всех
социально слабых слоев общества,
отказ от повышения косвенных
налогов, осуществление финансирования
социальных программ за счет высокого
налогообложения и лишения
Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества и прежде всего экономической. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Государство в эрхардовскую эру не было «ночным сторожем», а выступало в роли мощного и активного фактора воздействия на конъюнктуру посредством макроэкономического регулирования. Государство целенаправленно вмешивалось в социально-экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства были ориентированы на формирование социального рыночного хозяйства. Именно при Эрхарде научный обиход вошел термин «социальное государство». Это государство противоположно государству монетаристского типа.
Монетаризм
исходит из того, что наилучшим
образом занятость и
В отличие
от монетаризма социальное государство
регулирует общественные процессы, в
том числе и рынок, проводит социальную
политику в интересах большинства
народа. Оно исходит из признания
за всеми работниками права
При Эрхарде
усилилось воздействие
К сожалению, сложилось довольно распространенное мнение, что планирование национальной экономики обязательно должно быть связано с коммунистической идеологией. Однако опыт многих стран с рыночной экономикой доказывает, что может существовать государственное планирование, принципиально отличающееся от «госплановского» времени «реального социализма». Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели.
Нередко
индикативные планы в литературе
трактуются как совокупность показателей,
которые никого ни к чему не обязывают.
Таким образом вольно или невольно
воспроизводится формула, что всякие
недирективные планы— это «планы-прогнозы»,
«планы-догадки». Между тем в ФРГ
высокая эффективность
Информация о работе Социально-ориентируемое рыночное хозяйство