Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей социально-ориентируемого рыночного хозяйства на основе данных анализа основных концепций моделей.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, признаков и моделей социально-ориентированной экономики;
- изучение концепций и анализа социального рыночного хозяйства;
- оценка современного состояния рыночной экономики в России;
- определение основных задач для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их наполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». (Предположим, что в пятилетнем плане такой точкой «отправления» был 1995 г., а «прибытия» — 2000 г.). В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике. Какими мерами это осуществляется? Опять-таки косвенными.
Чтобы все
предприятия не направились по наиболее
простому пути, государство устанавливает
высокие налоги для тех, кто выбирает
облегченный вариант. Естественно,
что государство будет поощрять
те экономические сектора, развитие
которых будет создавать
Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.
Придание
контрольным цифрам необязательного
характера, лишение их директивности
имеют важное значение. Они ориентируют
производителя на те изменения, которые
общество намерено осуществить, информируют
трудовые коллективы о сдвигах в
структуре производства и спросе
на ту или иную продукцию. Поэтому
они выполняют новую функцию
планирования, а именно его ориентирующе-
Конечно, не надо идеализировать индикативное планирование — многие предприятия терпят банкротство. И тем не менее, любая национальная экономика должна иметь долгосрочные цели социально-экономического развития в форме государственных планов или программ.
В основу индикаторного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:
— высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки,
— разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов,
— твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ,
— выработка
национального согласия в осуществлении
главных целей социально-
— атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подрывало основы индикативного планирования
Проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Л. Эрхард широко опирался на науку, на ученых своей страны. Так, государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ. В соответствии с законом этот Совет, в который входили не только политики, но и ученые, готовил необходимые исходные предложения для принятия правительством научно обоснованных хозяйственно-политических решений.
Реформаторская
деятельность Эрхарда воплотилась
в «немецкое чудо». В относительно
короткие сроки ФРГ добилась ощутимых
успехов, войдя в число высокоразвитых
стран. Показательными для развития
Германии были высокие темпы экономического
роста и роста
В ходе реформ
Эрхарда снижение цен сопровождалось
повышением заработной платы. Попытка
стабилизировать цены нашла свое
отражение в периодической
Подводя
итоги реформаторской деятельности
Людвига Эрхарда, отметим, что «немецкое
чудо» оказалось возможным, прежде
всего, благодаря верно выбранной
социально ориентированной
2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики
Концепция
социального рыночного
Лауреат
Нобелевской премии Мюрдаль, как
и Эрхард, исходил из концепции
социальной ориентации рынка, социально
регулируемой экономики, из теорий социального
государства и социального
Социально
ориентированная рыночная экономика
по Мюрдалю — это особая форма
рыночного хозяйствования, направленная
и регулируемая государством так, что
конечные цели хозяйствования подчиняются
не интересам одних только собственников
средств производства, но и других
участников хозяйствования, в том
числе непосредственных производителей
материальных благ. В этих рамках возникает
«государственное попечительство», «государственное
обеспечение» и многие другие меры,
улучшающие жизнь всех слоев населения.
Подчеркивая регулирующую роль государства,
Г. Мюрдаль считал его способным
преодолеть стихию рынка и преобразовать
стихийное рыночное хозяйство в
регулируемую экономику, в которой
осуществляется идеал всеобщего
равенства и создаются равные
экономические возможности для
всех. Государственное регулирование,
по Мюрдалю, не ограничивается краткосрочными
мерами, направленными на выравнивание
дисбаланса, сложившегося к данному
моменту. По его мнению, в рыночной
экономике широко используется также
государственное
По мнению Мюрдаля, главное в деятельности государства — социальная защита населения, под которой он понимает систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам, равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным гражданам — создание определенного уровня жизнеобеспечения.
Формирование социальной защиты, по мнению Мюрдаля, должно предусматривать следующие направления деятельности государства:
а) обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; внимание действительно нуждающимся, изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;
б) создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для полнокровной жизни любыми, не противоречащими закону способами, обеспечивающими удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т. д.;
в) совершенствование условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
г) обеспечение экологической безопасности членов общества;
д) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
е) защита граждан от преступных посягательств, от политического преследования и административного произвола, идеологического давления, от психологического прессинга;
ж) создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях;
з) обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Компромисс между классами, отказ от изнурительной и разрушительной борьбы за «победу» в классовой борьбе проявились в высокой степени сотрудничества труда и капитала, редкости трудовых и политических конфликтов в Швеции.
Для реализации мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по мнению Г. Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений...» «Восстановить точную картину социальных интересов, — писал Мюрдаль, — задача огромной практической важности, ибо ее решение предопределяет успех государственных и иных решений, соответствующих интересам людей».
Идея
социального рыночного
Бесплатное образование, дешевая, субсидированная государством качественная медицинская помощь, равно доступная для всех слоев населения, оплачиваемый отпуск, более 45 м2 жилой площади и почти две комнаты на одного человека, более 400 автомобилей, 590 телефонов, 390 телевизоров на 1000 жителей — лишь некоторые показатели общего материального благополучия шведов. В последние годы ведется много дискуссий об итогах «шведского социализма» Конечно, сам шведский эксперимент небезупречен. Наблюдается чрезмерная зарегулированность в экономике, дефицит финансирования разросшихся социальных программ и отчасти с этим связанная инфляция.
В заключение
отметим, что успехи немецкого и
шведского народов в период правления
Эрхарда и Мюрдаля были очевидны.
Они объяснялись многими
3 РОССИЯ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО-
3.1 Состояние российской рыночной экономики на сегодняшний день
С 1991 года в России начата, а с конца 1992 года более активно ведется работа по реформированию его экономики на путях рыночных отношений. Именно за эти годы активизировался процесс формирования многоукладной экономики.
Рынок – это такая структура, которая охватывает сразу несколько рынков, и каждый из них имеет свою организационную структуру. Рассмотрим состояние каждого из них в отдельности.
Во-первых, формирование рынка товаров и услуг. На сегодняшний день в стране этот рынок достаточно сформирован. Стоит только взглянуть на отечественные печатные издания, «пестрящие» разнообразной рекламой, предлагающей огромный ассортимент товаров и разнообразнейшие услуги. Однако, большинство предложенных товаров имеет нероссийское происхождение.
Избирательная поддержка, оказываемая государством, международными финансовыми организациями, иностранным капиталом одним секторам экономики при невостребованности других, усугубляет присущие отечественной экономике и в дореформенный период диспропорции.
Правительство, ссылаясь на своеобразие нашего хозяйства, подчеркивает неизбежность подобного развития событий и его постепенное изменение с расширением инвестиционных возможностей экономики. Между тем, индустриальные страны все меньше проявляют интерес к развитию сырьевых производств даже за пределами своих территорий. Так, японский капитал, интенсивно проникающий в Китай, участвует в производстве полуфабрикатов, комплектующих, в сборке, проигнорировав добывающие отрасли. Таким образом, государственное регулирование рынка товаров и услуг на сегодняшний день не отвечает требованиям экономики и практически не способствует развитию рыночной структуры.
Информация о работе Социально-ориентируемое рыночное хозяйство