Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей социально-ориентируемого рыночного хозяйства на основе данных анализа основных концепций моделей.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, признаков и моделей социально-ориентированной экономики;
- изучение концепций и анализа социального рыночного хозяйства;
- оценка современного состояния рыночной экономики в России;
- определение основных задач для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Во-вторых, создание и регулирование рынка рабочей силы и труда – самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. Недооценка рыночных отношений вообще и в сфере занятости в частности поставили страну в такое положение, когда просто нет исследовательской базы для определения социальной структуры безработных.
Рынок труда в России в первую
очередь ощутил изменение структуры
рынка товаров и услуг. В связи
с тем, что рынок услуг, включая
торговлю, на данном этапе развития
имеет преобладающие позиции, возникла
потребность в большем
Одно из отрицательных явлений нашего периода – неразвитость профсоюзного движения, которое практически существует лишь формально, не имея никакого политического и экономического влияния. Это ведет к дезорганизации рынка труда и полному господству работодателя.
Экономика России, начиная с 1992 г.,
вступила в важнейший этап рыночных
преобразований. Ускоряются темпы приватизации
государственной собственности, происходит
становление и развитие частного
сектора, создается конкурентная среда,
продолжаются санация, реабилитация и
банкротство государственных
Рост ВВП России в 2010 году составил
4.0%, что превысило последний
Экономику РФ в 2010 году поддержали китайский спрос на сырьевые товары, бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты, программа утилизации автомобилей и эффект низкой базы. Но реализовать эти бонусы в полном объеме помешал климатический фактор. Жара выпарила почти процент от прогнозируемого роста, что очень немало, особенно если индексировать его в рублях.
Практически во всех секторах экономики
(за исключением сельского
Инвестиции в основной капитал выросли за год на 6%. Такой результат, во многом, был достигнут за счет инвестиций малых предприятий и благодаря реализации госпроектов. Кроме того, шестипроцентный рост выглядит довольно скромно на фоне семнадцатипроцентного спада в 2009 году. Иностранные инвестиции продолжают сокращаться, а отечественный крупный бизнес, по всей видимости, еще не совсем оправился от шока. Вкладывать собственные средства он пока не рискует, а банковский кредит не всем доступен. Российское правительство в первые месяцы кризиса оказало существенную поддержку банковскому сектору и справедливо ожидало отдачи от него в виде кредитов реальному сектору. И хотя за год российские банки существенно нарастили ликвидность, однако, с их точки зрения, надежных заемщиков в экономике пока мало. Можно только надеяться, что в 2011 году произойдет прорыв в отношениях между банками и реальным сектором.
На потребительском рынке тоже наблюдался рост, но он пока не впечатляет. Увеличение объемов розничной торговли составило по сравнению с 2009 годом немногим более 4%. Население предпочитает накапливать, а не тратить. К тому же во второй половине года из-за засухи разогналась инфляция, что внесло еще большую нервозность в поведение потребителей. По этой причине доля непродовольственных товаров в расходах населения сохраняется на низком уровне.
Промышленность прибавила в объемах за год более чем 8%. Это один из лучших результатов за последнее десятилетие. Но, в данном случае, высокий темп роста в немалой степени был обеспечен фактором низкой базы. Многие отрасли обрабатывающего сектора по-прежнему существенно отстают от объемов производства и продаж докризисного периода, хотя, надо отдать должное, некоторые из них уже превзошли этот уровень. В том числе за счет программы утилизации, высоких показателей во втором полугодии добилось автомобилестроение.
Цена нефти остается одним из основных индикаторов состояния российской экономики. В декабре она вырвалась за пределы $90. Среднегодовая цена нефти увеличилась почти на треть. Примерно настолько же увеличился объем российского экспорта в денежном выражении и доходы федерального бюджета.
Какой в ближайшем будущем будет наша страна, в немалой степени будет зависеть от того, насколько эффективно товаропроизводящий сектор сможет адаптироваться в новых экономических условиях. Ни одна страна в мире не позволит, чтобы ее народ почти полностью одевался в чужую одежду из чужих тканей, носил чужую обувь. Ведь это означает, что, продавая у нас товар, зарубежные предприятия обеспечивают и рабочие места своему населению, и доходы в бюджет своему государству. На наши деньги они содержат свое образование, науку, культуру, оборону, правоохранительные органы. А наши текстильщики, швейники, трикотажники, кожевенники, обувщики, которые могут делать товары не хуже зарубежных, а зачастую и добротнее, остаются без работы. В этом направлении весьма актуальна проводимая сегодня политика, нацеленная на поддержку легкой отечественной промышленности.
3.2 Задачи и предложения
для перехода к социально-
Переход к социально ориентированной
рыночной экономике предполагает необходимость
широкомасштабного
Как показывает мировой опыт, для адаптации социальной сферы в рыночные отношения необходимо решить несколько задач, носящих характер закономерных:
Именно государство в решении многих социальных проблем играет особую роль.
Социальная
политика с мощными государственными
гарантиями, проводившаяся многие десятилетия
и опиравшаяся на господствующую
коммунистическую идеологию патернализма,
снимала с людей заботу о решении
собственных социальных проблем, лишая
их действенных стимулов в борьбе
за существование и
Выстраивание такого интегрального механизма возможно, для этого необходимо адресовать его отдельные элементы различным по своим социально-экономическим интересам и возможностям слоям и группам населения. Следует строить иерархическую систему, во многом аналогичную существующим на Западе. Либерализм - для адаптированных групп, а социальная защита - уязвимым и неприспособленным. Такой интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма.
На основании вышеизложенного, учитывая задачи, которые объективно необходимо решать при проведении политики адаптации социальной сферы к рынку, специфику России и наработанный опыт реформации, на наш взгляд, можно выделить несколько приоритетов преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений:
Во-первых,
либерализация экономики: внедрение
рыночных регуляторов, сокращение государственного
участия и патронажа в
Во-вторых,
формирование основ многоукладной
экономики: создание условий для
функционирования частного сектора, внедрение
рыночных моделей поведения
В-третьих, развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые компании, биржи и аудиторские фирмы;
В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;
В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные бюджеты, повышение качества оказываемых услуг, внедрение и развитие новых экономических конкурентных отношений в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования.
В-шестых,
государственное регулирование
процессов человеческого
В-седьмых, создание эффективной системы социальной защиты. Согласно классификации Всемирного Банка, ключевыми критериями эффективности реформ являются: объективно определяемый экономический рост и наличие эффективной системы социальной защиты. Жизнеспособность экономической стратегии государства, ее "легитимность" и поддержка ее обществом также зависят от ликвидации проблем бедности и стабильности такого экономического показателя, как уровень жизни населения, отражающего результативность государственной политики.
Безусловно, для решения всех этих
задач важное значение имеет опыт
различных моделей социально-
В целом социальные модели являются
моделями социальной сферы как целостной
системы. В то же время в мировой
практике социально-экономического развития
помимо социальных моделей, дающих целостное
представление о развитости общества
в целом и его социальной сферы,
выделяют различные социальные модели
системных элементов (отраслей) этой
сферы. Это связано с тем, что,
являясь сложной системой, она
не имеет единого обобщенного
показателя, выражающего ее состояние.
Развитость и устойчивость ее определяют
по состоянию системных элементов,
к которым относятся
Социальная защита населения - важнейшее направление социальной политики государства, т.к. при переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности.
Информация о работе Социально-ориентируемое рыночное хозяйство