Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – стратегическое управление организацией, в связи с чем следует сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
2. Проанализировать характеристику основных этапов составления стратегического плана;
3. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ клуба « Орандж Фитнес»;
4. Разработать основные направления совершенствования разработки стратегии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стратегическое планирование - подсистема стратегического управления. 5
1.1 Характеристика основных этапов составления стратегического плана. 7
1.2. Определение миссии и целей организации 9
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 13
3. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации 15
4. Анализ опасностей и возможностей деятельности организации, SWOT - анализ 17
5. Исследование возможностей разработки и реализации стратегии организации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Содержание
Актуальность. Значение стратегии, позволяющей организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Цель написания курсовой работы – стратегическое управление организацией, в связи с чем следует сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
2. Проанализировать характеристику основных этапов составления стратегического плана;
3.
Осуществить организационно-
4.
Разработать основные
Методы данного исследования определились всесторонним сравнительным анализом исследованием материалов и научных работ по данной проблематике, изучением нормативно-правовой базы, монографических публикаций и статей, обобщения основных выводов по данной теме.
Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых экономистов в области исследования стратегий развития организационных структур.
Среди
российских ученых можно назвать следующие
имена: Виханский О.С., Шамкалов Ф.И., Акимова
Т.А., Исаев В.В., Смирнова В.Г., Немчин В.А.
и др.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Сущность стратегии.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Стратегические
планы должны быть разработаны таким
образом, чтобы они оставались не
только целостными в течение длительного
времени, но и сохраняли гибкость.
Общий стратегический план следует
рассматривать как программу, направляющую
деятельность фирмы в течение продолжительного
периода времени, с учетом постоянных
корректировок в связи с постоянно меняющейся
деловой и социальной обстановкой.
Стратегическое планирование само по
себе не гарантирует успеха, и организация,
создающая стратегические планы, может
потерпеть неудачу из-за ошибок в организации,
мотивации и контроле. Тем не менее, формальное
планирование может создать ряд существенных
благоприятных факторов для организации
деятельности предприятия. Знание того,
что организация хочет достичь, помогает
уточнить наиболее подходящие пути действия.
Принимая обоснованные и систематизированные
плановые решения, руководство снижает
риск принятия неправильного решения
из-за ошибочной или недостоверной информации
о возможностях организации или о внешней
ситуации. Таким образом, планирование
помогает создать единство общей цели
внутри организации.
Функции стратегического планирования:
Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия которые может предпринять организация. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности (см. приложение 1)
1.1 Характеристика основных этапов составления стратегического плана.
Формирование
стратегического плана
1) Выбор миссии - формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
2.)
Разработка обеспечивающих
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а)
процесс стратегического
б)
процесс стратегического
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив. Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Концептуальная
модель стратегического плана
Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
Определение
политики предприятия (целеполагание).
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР,
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е)
стратегия организационных
ж) экологическая стратегия.
Результатом
деятельности по предложенной выше схеме
составления стратегического
- Цели и задачи предприятия;
-Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи;
- Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы);
- Функциональные стратегии;
-Наиболее значимые проекты;
-Описание внешних операций;
- Капиталовложения и ресурсное распределение;
-Планирование неожиданностей;
-Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в)
Годовой экспорт и его
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д)
Программа ежегодных
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
з) Политика поглощений и приобретений.
Анализ литературы по стратегическому планированию в фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:
- Форма собственности предприятия.
- Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
- Отраслевая принадлежность предприятия.
- Размер предприятия (большое, среднее или малое).
1.2. Определение миссии и целей организации
Цели организации.
Одним
из самых существенных решений при планировании
является выбор цели организации. Основная
общая цель организации обозначается
как миссия, и все остальные цели вырабатываются
для ее осуществления. Значение миссии
невозможно преувеличить. Выработанные
цели служат в качестве критериев для
всего последующего процесса принятия
управленческих решений. Если же руководители
не знают основной цели организации, то
у них не будет логической точки отсчета
для выбора наилучшей альтернативы. Миссия
детализирует статус фирмы и обеспечивает
направление и ориентиры для определения
целей и стратегий на различных уровнях
развития. Формирование миссии включает
в себя:
- выяснение какой предпринимательской
деятельностью занимается фирма;
- определение рабочих принципов фирмы
под давлением внешней среды;
- выявление культуры фирмы.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.