Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:08, курсовая работа
Целью данной работы является разработка стратегии фирмы, на примере ЗАО «Красная Заря».
Задачами данной работы являются:
- определение сущности и видов стратегии, их характеристика;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- выработка и обоснование эффективной стратегии для ЗАО «Красная Заря»
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стратегия организации………………………………………………….5
1.1 Сущность и значение стратегии………………………………………………..5
1.2. Стратегическое планирование……………………………………………….10
1.3. Концепция многоуровневого развития фирмы……………………………14
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды и разработка стратегии развития ЗАО «Красная Заря»……………………………………….17
2.1 Стратегический анализ внешней и внутренней среды………………………17
2.2 Определение миссии и целей организации…………………………………27
2.3 Выбор стратегии на основе SWOT – анализа…………………………….…28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………..38
Приложения…………………………………………………………………………40
Кондитерская фабрика "Красная Заря" относится к пищевой промышленности и производит кондитерские изделия. Предприятие является крупнейшим в области производителем кондитерских изделий.
К основным видам продукции относится:
· конфеты, глазированные шоколадом
· неглазированные конфеты
· вафли весовые
· вафли фасованные (50 г., 200 г.)
· вафли, глазированные шоколадом
· вафельные торты
· конфеты фасованные
Предоставляемые услуги:
· аренда помещений
· транспортные услуги
Объемные параметры
Кондитерская фабрика состоит из двух цехов: конфетного и вафельного. Кроме того, на территории конфетного цеха имеется ряд вспомогательных помещений, включая склады, механическую и столярную мастерские, электроотдел, производственно-техническую лабораторию, отдел технического контроля, склад готовой продукции и автотранспортный участок.
В настоящее время ЗАО "Кондитерская фабрика "Красная заря" выпускает 32 вида конфет и 20 видов вафель с самыми различными вкусовыми начинками.[24,c.44]
Анализ макросреды предприятия
Макроокружение создаёт общие условия среды нахождения организации. Любые фирмы, поставщики, покупатели, конкуренты и общественность в целом - все работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и формируются возможности и угрозы. Действующие в маркетинговой среде силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них.
Экономические, правовые, политические и социальные компоненты макроокружения - это основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации.
Проведём анализ макросреды ЗАО «Красная Заря».
Экономическая составляющая макроокружения позволяет понять то, как
формируются и распределяются ресурсы. При анализе данного вопроса необходимо рассмотреть ряд характеристик, таких как темпы роста промышленного производства, темпы роста экономики в целом.
Период с 2010 по 2011 год явился благоприятным для развития экономики России. В целом по стране экономический рост составил 28,5% (по данным 2010 года экономика выросла на 6,7%); уровень промышленного производства повысился на 30,5% (в 2010 году на 7,2%); инвестиции в экономику увеличились в 1,5 раза, а именно на 49,1% (в 2010 году на 12,5%); реальный доход населения возрос на 56,6% (в 2010 году на 12,5%). Золотовалютные резервы увеличились с 12,5 до 70,6 млрд. долларов. Уровень инфляции снизился с 36,5% в 2005 году до 12% в 2010. Все эти показатели говорят о том, что в экономике страны чётко обозначились тенденции к стабилизации и уверенному росту. Однако следует учесть, что Ивановский регион, в котором ЗАО «Красная Заря» осуществляет свою деятельность, значительно отстаёт в развитии и занимает далеко не ведущие позиции в рейтинге регионов России. Таким образом, можно сказать, что, не смотря на общую благоприятную ситуацию в экономике страны, рассматриваемое предприятие функционирует в более жёстких условиях сложившейся экономики региона.
Далее рассмотрим политико-правовые факторы макроокружения организации.
Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность без учета сложившейся в государстве политико-правовой среды. Эта среда определяется: законами и нормативными актами по регулированию предпринимательской деятельности, а также установленной системой контроля со стороны государственных учреждений за соблюдением имеющихся законов. Знание законов позволяет организации правильно построить свою деятельность, изыскать пути повышения её эффективности в рамках существующего законодательства. Контроль за выполнением законов развивает необходимость их соблюдать. Основными законами, правилами, несомненно влияющими на реализацию продукции, являются :
- Закон РФ “О сертификации продукции и услуг";
- “Правила продажи отдельных видов товаров” -
утверждены постановлением правительства РФ от 19.01.1998г. №55;
- Закон РФ “О защите прав потребителей”;
В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в
области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации;
- Закон РФ “О стандартизации”.
Необходимо иметь в виду, что
не все требования
для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. В Ивановской области также существует своя нормативная база, регулирующая деятельность предприятий. Так в 2010 году администрацией Ивановской области было принято постановление «Об утверждении порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями Ивановской области в кредитных организациях». Данное постановление, безусловно, оказывает положительное влияние на деятельность организаций, поскольку предоставляет возможность погасить долги, используя помощь государства. А отсутствие долгов в свою очередь влечёт за собой повышение уровня деловой активности предприятия.
Особое влияние на деятельность организаций оказывает налоговое законодательство. Налоговые выплаты поглощают значительную часть финансовых ресурсов предприятия. Недавняя отмена налога с продаж позволила ЗАО «Красная Заря» снизить цены на продукцию, а это в свою очередь обеспечило увеличение объёмов продаж, а значит и увеличение прибыли. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию надёжного производителя и партнёра.
Анализ социально - демографических
факторов макроокружения позволяет
выявить влияние на бизнес таких
социальных явлений и процессов,
как: существующие в обществе обычаи,
демографические структуры
Население: 1266400 человек (0,86% от численности населения РФ). Из них
82,3% городского населения (показатель по РФ - 72,9%), в том числе малых
городов - 31,6% (показатель по РФ - 19,4%), средних городов - 5,4% (показатель по РФ - 8,2%), больших городов - 45,2% (показатель по РФ - 45,2%).
Плотность населения: 58,1 чел/м2.
Показатели естественного движения: рождаемость - 7,0% (показатель по РФ - 9,0%), смертность - 18,0% (показатель по РФ - 14,5%), естественная убыль - 11,0% (показатель по РФ - 5,5%), младенческая смертность - 18,0% (показатель по РФ - 14,5%).
Занятые в отраслях хозяйства: в промышленности, строительстве и
транспорте - 27,1%, в сельском хозяйстве - 5,1%, в непроизводственной сфере - 14,4%.
Ситуация на рынке труда:
По состоянию на 01.01.2011
г. службой занятости
человек ищущих работу, уровень безработицы - 2,7% к экономически активному населению. В некоторых районах области уровень безработицы превышает областной показатель в три и более раза (Верхнеландеховский район - 12,6%, Ильинский район - 10,0%, Юрьевецкий район - 8,8%).
Продукция ЗАО «Красная Заря» довольно специфична, поэтому необходимо учитывать вышеперечисленные показатели. Так, низкий уровень рождаемости, численности молодого населения, негативно сказываются на объёмах продаж (т.к. по итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало известно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины); высокий процент городского населения позволяет организации сконцентрироваться на реализации продукции преимущественно в городах. Низкий среднедушевой доход населения, высокий уровень безработицы обуславливают снижение платёжеспособности населения. Проведя анализ макросреды ЗАО «Красная Заря», можно выделить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие организации. Данные тенденции могут быть рассмотрены как потенциальные возможности и угрозы. Среди факторов макросреды, оказывающих положительное влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:
- стабилизация экономической ситуации в стране,
- развитие промышленности,
- ускорение темпа роста рынка.
К отрицательным факторам макросреды относятся:
- низкий платёжеспособный спрос,
- высокий уровень сборов и пошлин.
Анализ контактной среды предприятия
Изучение контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Для того, чтобы оценить контактную среду ЗАО «Красная Заря» необходимо дать характеристику поставщиков, потребителей, конкурентов.
Поставщики.
Основные поставщики сырья, которое непосредственно используется для
производства продукции ЗАО "Красная Заря", представлены следующими
организациями:
По этикету
· ООО "ИСРАТЭК" г. Москва
· ЗАО "Холдинговая компания "Блиц-информ" г. Киев
· ЗАО "Конфлекс" г. С.Петербург
По сырью
САХАР: "Русский сахар" г.Москва (вагонные поставки)
МУКА: "Оптима-плюс" г. Иваново
КАКАО-ПОРОШОК:
· ПТК "Восток" г. Москва
· "Фактория Трейд" г. С.Петербург
ЖИР: ООО "Ярпродснабсервис" г. Ярославль
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с
наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. В будущем планируется наладить связи с поставщиками и южных районов страны, учитывая наиболее низкие цены на сырье.
Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 2-х лет. Договора заключаются на взаимовыгодных условиях. Хорошо налажено партнерство в отношениях с поставщиками. Однако организация всё же испытывает сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков расположено в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.
Потребители.
По итогам исследований, проводимых на предприятии, стало ясно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции. В настоящее время сегментации рынка не проводится, но в перспективе планируется сегментировать рынок и производить продукцию, предлагаемую конкретно для детей, женщин и элитную.
География поставок продукции довольно обширна от Калининграда до Иркутска, хотя и ограничена сложностью поставок. Фабрика поставляет свою продукцию в города: Москва, Владимир, Кострома, Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Челябинск, Барнаул, Вологда, Воронеж, Рязань, Казань, Санкт- Петербург, Киров, Брянск, Нижний Новгород, Брянск и другие.
Конкуренты.
Краткий обзор кондитерского рынка России за Февраль 2011 г. на основе данных электронной версии журнала "Информкондитер".
· Кондитерская фабрика "Россия" планирует увеличить объем производства в 2010г. на 20 тыс. тонн больше, чем в прошлом (80 тыс. тонн в 2009 г.).
· Фабрика "Конди" начала выпуск в едином стиле помадных конфет в
блестящей металлизированной пленке, а также увеличила производство вафель и вафельных трубочек.
· Фабрика "Славянка" расширяет производство. Действует программа расширения площадей и увеличения мощностей производственных корпусов на основной территории. Открывается линия по производству печенья.
· Фабрика "Рот Фронт" после модернизации планирует увеличить производство кондитерских изделий на 50% до 60 тыс. тонн в год. Сейчас производит примерно 40 тыс. тонн продукции в год, занимая 7-8% рынка
кондитерских изделий РФ. Планируется увеличить до 10%.
· Концерн "Сладко". Планы на 2011 г. предусматривают производство и
продажу 99,5 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму свыше 136 млн. долл., создание и продвижение на рынок совершенно новых для России продуктов и брендов. Трехлетний план развития предусматривает превращение кампании во второго по значению (после Nestle) производителя кондитерской продукции в России с долей рынка 8-10%.
· К.К. Бабаевский в настоящее время контролирует около 12% российского кондитерского рынка, а к 2011 г. планирует расширить его до 20% за счет поглощения ряда российских кондитерских предприятий. Намерен увеличить импорт какао до 16 тыс. тонн.
В соответствии с приведёнными данными среди производителей кондитерских изделий наблюдается высокий уровень конкуренции. Наметилась тенденция к увеличению объемов производства и продаж кондитерских изделий фабриками - конкурентами, жесткая борьба за существующий рынок. Фабрика поставляет свою продукцию во многие регионы и области России, поэтому первые конкуренты, с которыми приходится сталкиваться это местные производители, которые как бы по праву выступают на региональных рынках. Следующий "тип" конкурента - концерны с более выгодными условиями продажи. Также руководство фабрики отдельно выделяет такого конкурента как московские фабрики.