Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2) рассмотреть классификацию расходов в торговле;
3) провести анализ управления расходами на современном этапе;
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».
Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованных источников
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему «Стратегия управления расходами
и их оптимизация на примере торгового
предприятия (на материалах
УП «Универмаг «Беларусь»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства и продаж продукции, отслеживание ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации.
В условиях перехода к рыночным отношениям значение расходов возросло, так как деятельность субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень расходов. Расходы являются главным ценообразующим фактором, а также одним из основных факторов формирования прибыли организации. Важная роль в обеспечении оптимального уровня расходов принадлежит анализу, который выявляет возможности более рационального использования всех имеющихся ресурсов. До сих пор существует проблема безубыточной работы торговых организаций Республики Беларусь, даже, несмотря на некоторое улучшение их финансового состояния, рентабельность торговой деятельности продолжает оставаться невысокой и при всем при этом оптимизация расходов рассматривается в качестве важнейшего фактора роста прибыли от реализации товаров.
В связи с этим вопросы анализа и планирования расходов торговой организации в условиях рыночной конкуренции приобретает особую актуальность и практическую значимость. В условиях продолжающего финансового кризиса также необходим поиск новых резервов и путей оптимизации расходов торговой деятельности, обоснование роли экономических и коммерческих служб торговой организации в экономии расходов.
Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2)
рассмотреть классификацию
3)
провести анализ управления
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».
Предметом курсовой работы является ряд теоретических и практических подходов управления расходами торговой организации.
Объектом исследования в курсовой работе является хозяйственная деятельность УП «Универмаг «Беларусь».
В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический, аналогов, сравнений, относительных величин.
При написании теоретической части курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, и другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить Валевич Р. П., Давыдову Г. А., Ермолович Л. Л., Ефимову О. П., Савицкую Г. В., Максименко Н. В. и др.
Практическая
часть курсовой работы выполнена на
материалах УП «Универмаг «Беларусь».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность, состав расходов по реализации товаров
Расходы на реализацию товаров - это стоимостная оценка материальных, трудовых и иных затрат (потребленная часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Детальная характеристика и состав затрат регламентируются следующими документами:
1. Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ услуг), учитываемых при налогообложении прибыли» от 9.06.2006 г. № 380;
2.
Основными положениями по
3. Инструкцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182. Данный документ вводит в систему нормативного регулирования бухучета категорию расходов организации, под которой понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению собственных источников организации. Затраты организаций определены как стоимостная оценка ресурсов, потребленных ими в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Расходы по реализации имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратах по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства и т.д.
Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых организаций составляют расходами по реализации.
Расходы по реализации товаров являются одним из важнейших показателей оценки результатов хозяйственной деятельности торговой организации. С их помощью можно дать оценку эффективности и качеству работы трудового коллектива. Их оптимизации уделяется большое внимание, так как соблюдение режима экономии, рост производительности труда, сокращение потерь, непроизводственных расходов позволяют повысить рентабельность.
Величина расходы по реализации, как говорилось ранее, характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
Уровень расходы по реализации меняется в зависимости от типа торговой организации и ее местонахождения (город, деревня), что обуславливается розничной покупательной способностью населения, структурой товарооборота, условиями товароснабжения, развитием транспортных коммуникаций, производством товаров.
От того, какие группы и виды товаров реализует торговая организация, зависит уровень ее расходов по реализации. Например, уровень расходов по реализации в торговле продовольственными товарами примерно в 1,5 - 2 выше, чем в торговле непродовольственными товарами, так как затрачивается больше средств по доставке, хранению, расфасовке товаров, выше естественная убыль, также потери и расходы по таре. Наиболее высок уровень расходов по реализации при продаже алкогольных напитков, овощей, молочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий.
В группе непродовольственных товаров более высокий уровень расходов по реализации при продаже хозяйственных и культурно-бытовых товаров длительного пользования. Большинство непродовольственных товаров поставляются в торговлю большими партиями, что позволяет снизить уровень расходов на их транспортировку, хранение и реализацию. В определенной степени этим объясняются различия уровней расходов по реализации торговых организаций в зависимости от их товарной специализации и ассортиментной структуры товарооборота.
На уровень затрат организации влияет множество других факторов. Например, размещение предприятий-производителей товаров влияет на транспортные расходы торговых организаций; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится делать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению.
Многие товары из-за своих физико-химических свойств требуют определенных условий перевозки, хранения, реализации, что оказывает влияние на отдельные статьи затрат («Потери товаров, продуктов при перевозке, хранении и реализации»).
Факторы, влияющие на уровень расходов по реализации, подразделяются на зависимые от результатов и качества работы торговой организации (внутренние) и не зависимые от торговой организации (внешние).
В системе факторов, не зависящих от деятельности торговой организации, выделят следующие:
- уровень инфляции: чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма расходов по реализации по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате различных услуг; отчислениям на социальные нужды;
- уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень затратоемкости реализации определенных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.д.;
- изменение размеров налоговых платежей, входящих в состав расходов по реализации.
Поскольку значительная часть налоговых платежей включается в расходы по реализации торговой организации, то любое их изменение отражается на общей сумме и уровне расходы по реализации;
- изменение уровня ставок арендной платы;
- доходы населения и их покупательская способность;
- местоположение торговой организации;
- соотношение спроса и предложения.
Эти факторы называются независимыми от деятельности торговой организации, так как она не может ими управлять, но обязательно должна учитывать их при планировании и прогнозировании своей хозяйственной деятельности.
Зависимые - это факторы, которые непосредственно связаны с деятельностью организации торговли. К ним относятся следующие факторы: степень выполнения плана товарооборота, изменение его объема, состав и структура; время обращения товаров; производительность труда торговых работников; внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков, рационализация путей и форм товародвижения; улучшение использования транспорта, материально-технической базы торговли и другие факторы. [9, с. 160]
Такая группировка факторов дает возможность определения действительного размера экономии (перерасхода) расходов по реализации, установить положительный (отрицательный) момент в работе, пути, возможности и резервы относительного сокращения расходов. Следует иметь в виду, что одни факторы способствуют снижению расходы по реализации, а другие их увеличению, а в целом, они определяются эффективностью затрат в торговле.
Обычно в торговле изучают влияние следующих факторов на выполнение плана расходов по реализации:
- степень выполнения плана товарооборота. Для этого делают перерасчет плановых расходов на фактический товарооборот.
-
изменение состава и структуры розничного
товарооборота. Известно, что реализация
на одну и ту же сумму продовольственных
товаров требует в
1,5 - 2 больше расходов, чем непродовольственных.
Значительное влияние на расходы по реализации оказывает изменение товарооборачиваемости. Чем быстрее реализуется товар, тем быстрее снижаются товарные запасы, что уменьшает проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие расходы по реализации.
- изменение розничных цен ведет к росту объема товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня расходов по реализации.
- изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенное влияние на соответствующие статьи расходов по реализации.