Стратегия управления расходами и их оптимизация на примере торгового предприятия (на материалах УП «Универмаг «Беларусь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2) рассмотреть классификацию расходов в торговле;
3) провести анализ управления расходами на современном этапе;
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

717.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

     - уровнем рентабельности расходы по реализации. Это отношение суммы прибыли к сумме расходы по реализации, выраженное в процентах. Это один из важных показателей эффективности текущих затрат торговой организации.

     По экономическому содержанию не все расходы торговых организаций включаются в расходы по реализации. Например, платежи по кредитам банкам в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе расходы по реализации, а расходы сверх ставки относятся на финансовые результаты и оплачиваются из чистой прибыли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет, осуществляются обязательные платежи во внебюджетные фонды социального страхования. Затраты торговых организаций, которые относятся на расходы по реализации и которые не учитываются в их составе, вместе образуют экономические расходы по реализации, характеризуют суммарную величину затрат.

     Главным отличием расходы по реализации от себестоимости является то, что в затратах торговых организаций отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация получает уже готовый товар, и поэтому затрачивает средства лишь на то, чтобы продавать его.

     По видам затрат расходы по реализации подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)». Группировка затрат по элементам стандартизирована, едина и обязательна для всех организаций. Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

     - материальные затраты: сюда можно отнести стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются для упаковки, хранения, обеспечения нормального процесса; сумма износа МБП, стоимость топлива и др.;

     - затраты на оплату труда. Это заработная плата за выполненную работу, оплата отпусков, надбавки к заработной плате и др.;

     - отчисления на социальные нужды. Это отчисления в фонды содействия занятости населения, социальной защиты;

     - амортизация основных фондов. Амортизация - это перенос стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов;

     - прочие затраты. Это различные платежи: проценты за пользование банковским кредитом, арендная плата, отчисления и налоги относимые на расходы по реализации.

     Такое деление позволяет выделить затраты овеществленного и живого труда и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности организации. Это так называемые явные (бухгалтерские) расходы, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете.

     Выделяют также неявные расходы, которые связаны с использованием принадлежащих организации ресурсов.

     Для более эффективного управления расходы по реализации торговых организаций разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо признаку:

     - по участию в образовании стоимости. По этому признаку все расходы по реализации делятся на чистые и дополнительные. К чистым относятся расходы, которые непосредственно связаны с куплей-продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торговой организации, организацией рекламы товаров и т.д. Эти затраты не учитывают стоимость товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле.

     Дополнительные расходы по реализации обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортировка, доработка, хранение, фасовка и другие операции, осуществляемые торговой организацией). Другими словами, преобразование производственного ассортимента в торговый. Эти затраты входят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах.

     В торговых организациях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых расходов. Соотношение между ними можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых организаций, так как у всех разные затраты и определяются разным типом магазинов, товарной специализацией, месторасположением, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью работников, величиной собственного и оборотного капиталов.

     - по подотраслям деятельности.

     По этому признаку можно выделить расходы по реализации: розничных торговых организации; оптовых торговых организации; предприятий общественного питания.

     Классификация издержек обращения по этому признаку обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в розничных торговых организациях.

     - по выполняемым задачам.

     По этому признаку все расходы по реализации можно подразделить на операционные и административно-управленческие.

     Расходы торговых организаций, связанные с осуществлением основной деятельности, называются операционными расходами. Они обусловлены непосредственным продвижением товаров от производства в сферу обращения. К ним относятся: транспортные расходы; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на заработную плату работникам; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

     Административно- управленческие - это расходы торговых организаций на содержание работников аппарата управления и его структурных подразделений (филиалов), материально-техническое обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание легкового транспорта и компенсации за использование личных автомобилей, служебные командировки и др.

     - по способу распределения по товарным группам.

     По этому признаку все расходы торговой организации делятся на прямые и косвенные. Расходы торговых организаций, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, называются прямыми расходами. Косвенные расходы - это расходы торговых организаций, которые в связи с комплектностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения. Это могут быть, например, затраты на перевозку партии товаров, состоящих из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров.

     - по отношению к товарообороту расходы делятся на зависящие от товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные).

     К условно-переменным расходам относятся расходы, размер которых зависит от объема товарооборота. Это транспортные расходы, расходы по заработной плате, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, по естественной убыли, процент за пользованием кредитом и др. При этом степень зависимости размера затрат различна. Она может быть пропорциональной, то есть сумма переменных затрат отдельных видов увеличивается или уменьшается пропорционально изменению объема товарооборота (потери товаров от естественной убыли) и дегрессивной, то есть сумма переменных затрат растет медленнее, чем объем товарооборота (расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении); степень зависимости размера затрат может быть прогрессивной, то есть сумма переменных затрат отдельных видов растет быстрее, чем объем товарооборота (расходы на заработную плату торгово-оперативных работникам при сдельно-премиальной системе оплаты труда).

     Таким образом, наличие переменных расходов по реализации обусловлено процессом реализации товаров в торговой организации.

     Согласно  Приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №86 "Об утверждении методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания" существует группировка по статьям издержек согласно номенклатуре издержек обращения (производства), куда входят следующие статьи:

  1. транспортные  расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания;
  2. транспортные расходы по доставке товаров покупателю;
  3. расходы на оплату труда персонала;
  4. расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов;
  5. расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря;
  6. амортизация основных средств и нематериальных активов;
  7. затраты и отчисления на ремонт основных средств;
  8. износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  9. расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания;
  10. расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  11. расходы на торговую рекламу;
  12. проценты за пользование кредитами и займами;
  13. потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы;
  14. расходы на тару;
  15. налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства);
  16. прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства);
  17. расходы по обеспечению условий труда персонала;
  18. расходы по управлению и функционированию торговой организации;
  19. прочие расходы.

     Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения расходов при росте выручки от реализации, во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия, в-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (доход от реализации минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки. 

     1.3 Управление расходами на современном этапе

     В современных условиях возрастает роль оперативного управления расходами и контроль за ними, эффективность этой деятельности оценивается в ее взаимосвязи с конечными социально-экономическими показателями работы торговой организации. Контроль следует понимать, как проверку умения использовать ресурсы таким образом, чтобы вести бизнес как можно эффективней.

     Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:

     1) надлежащий учет и отчетность;

     2) логичную классификацию, с возможностью полного их анализа;

     3) прогнозирование и планирование расходов на реализацию.

     Для организации контроля за расходами необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые постоянные расходы невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок. К таким затратам относят арендную плату, расходы на подготовку кадров и т.п. Регулируемые - это прочие расходы, такие как выписка газет, телефонные переговоры, хознужды и другие.

     Учет расходов основан на том, что каждая сумма расходов должна быть документально подтверждена. Факт совершения операции (осуществления того или иного вида затрат) и ее содержание могут быть подтверждены одним из большого количества различных документов (актами приемки выполненных работ, квитанциями, счетами, счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными, товарными накладными, актами на списание товарно-материальных ценностей, платежными документами, расчетно-платежной (расчетной) ведомостью на оплату труда персонала, путевыми листами и т.п., бухгалтерскими справками), но во всех случаях торговая организация должна иметь возможность подтвердить производственную направленность затрат; при анализе информации, содержащейся в первичном документе, должна ясно прослеживаться прямая связь произведенных расходов с торговым процессом или их обусловленностью организацией торгового процесса. Здесь же следует отметить, что непосредственно тот или иной договор не является основанием для бухгалтерских записей: записи в учете могут быть произведены только на основании соответствующим образом оформленных первичных документов, отражающих сам факт выполнения предусмотренных договором работ или оказания услуг.

     Учет расходов в разрезе большего количества статей, предоставляя более детальную информацию о расходах, способствует усилению режима экономии в отрасли. Кроме того, необходимость увеличения аналитичности сведений о расходах определяется еще и тем, что в отдельных торговых организациях бухгалтеру целесообразно вести учет расходов раздельно по каждому хозрасчетному подразделению. В зависимости от порядка включения расходов в издержки отдельных хозрасчетных подразделений их делят на прямые и распределяемые (косвенные).

Информация о работе Стратегия управления расходами и их оптимизация на примере торгового предприятия (на материалах УП «Универмаг «Беларусь»)