Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность расходов;
2) рассмотреть классификацию расходов в торговле;
3) провести анализ управления расходами на современном этапе;
4) провести анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить пути оптимизации расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».
Введение
1. Теоретические основы анализа расходов торгового предприятия
1.1 Понятие, сущность, состав расходов торгового предприятия
1.2 Классификация расходов в торговле
1.3 Стратегия управления расходами предприятия на современном этапе
2. Анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализ расходов УП «Универмаг «Беларусь»
3. Оптимизация расходов с целью повышения эффективности хозяйствования УП «Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованных источников
Прямыми являются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на расходы конкретного подразделения на основании первичных документов. К этой группе расходов относятся: заработная плата персонала данного подразделения, амортизация основных средств, износ МБП и санспецодежды, арендная плата за используемые основные средства, расходы по текущему и капитальному ремонту основных средств, расходы на содержание холодильных установок, часть транспортных расходов и т.п.
Распределяемые расходы в течение месяца учитываются в целом по организации, а по окончании месяца распределяются между хозрасчетными подразделениями и объективность этого распределения влияет на уровень рентабельности подразделений.
Распределяемые расходы различны по своему экономическому содержанию, поэтому важно объединить их в качественно однородные группы и правильно выбрать экономически обоснованную базу для их распределения. Объединение расходов однородной группы с тем, чтобы в дальнейшем распределить их пропорционально одному из показателей деятельности хозрасчетных подразделений (товарообороту, численности персонала, фонду заработной платы, торговой площади), возможно лишь в случае большей, чем предлагаемая, детализации аналитического учета. Исходя из этого, торговая организация, ориентируясь на конкретные условия хозяйствования и требование усиления контроля за рациональным использованием средств, может вести аналитический учет расходов в разрезе субстатей расходов, то есть подразделяя отдельные статьи расходов на подстатьи.
Анализ расходов направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торговой организации за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.
Задачей полного анализа расходов является определение:
- динамики и степени выполнения плана расходов по общему уровню и отдельным статьям расходов;
- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов на реализацию по сравнению с их плановым уровнем и в динамике;
- величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню расходов на реализацию и отдельным статьям);
- изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;
- уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;
- различий по сравнению с расходами конкурентов. По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению расходами и ликвидации нерациональных текущих расходов в торговле.
Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой расходов (или в динамике).
Изменение уровня расходов рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода. Темп изменения уровня расходов определяется делением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.
Темп изменения показывает, насколько процентов изменился уровень расходов по отношению к базисному уровню, если последний принять за 100%.
Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня расходов на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.
Показатель затратоотдачи исчисляется отношением товарооборота к сумме расходов.
На снижение расходов торговой организации оказывают также влияние эффективность использования основных фондов, применение прогрессивных форм торговли, совершенствование условий закупа и завоза товара, прием или передача магазинов и др.
Доведение товаров до покупателей требует различных затрат труда и средств. Поэтому для более глубокого анализа расходов и влияния на них структуры товарооборота необходимы расчеты издержкоемкости отдельных товарных групп и товаров.
Потоварно-групповые расходы определяются следующими методами:
- использование отчетных данных узкоспециализированной сети;
- расчет сравнительных коэффициентов издержкоемкости;
- простой счет, основанный на выборочном бухгалтерском учете расходов;
- экономико-математическое моделирование.
Процесс управления расходами достаточно сложен, поскольку он требует учета разнонаправленных интересов: государства, отрасли, организации, контрагентов, покупателей. Действовавшие до недавнего времени административно-хозяйственные методы управления требовали учёта, прежде всего государственных интересов. Социальные факторы при формировании расходов не учитывались. Однако некоторые виды расходов государство по-прежнему регулирует путем их нормирования. К их числу относятся:
- расходы на рекламу;
- командировочные расходы;
- расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
По этим статьям суммы расходов относятся в полном объёме на затраты на реализацию, однако превышение фактических расходов над нормативами не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, то есть на сумму превышения расходов налогооблагаемая прибыль увеличивается.
Эффективное управление расходами на реализацию позволяет организации уменьшить те расходы, которые не являются целесообразными.
На заключительном этапе анализа обобщаются результаты всех проведенных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующие соблюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, обеспечению правильных пропорций между различными количественными и качественными показателями деятельности торговой организации, обеспечению конкурентоспособности затрат при конкурентоспособности торговых услуг.
Таким
образом, расходы, связанные с деятельностью
розничной торговой организации, нельзя
рассматривать как твердо фиксированные
величины или сферу, не допускающую воздействия,
они могут быть и должны стать объектом
управления. Если удастся уменьшить их
путем эффективного управления без снижения
объема реализации, валовых доходов, качества
торгового обслуживания, то создается
возможность увеличения прибыли.
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ УП «УНИВЕРМАГ «БЕЛАРУСЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
УП «Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР № 50 от 3 мая 1978 г. и в своей деятельности подотчетен Главному управлению торговли Мингорисполкома. Универмаг является самостоятельным государственным предприятием, основанным на государственной собственности, закрепленной за ним на правах владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных действующими законодательными актами Республики Беларусь.
Универмаг имеет самостоятельный баланс и счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, другие необходимые штампы и является юридическим лицом. Универмаг действует в соответствии с законом «О предприятиях в Республике Беларусь», другими законодательными актами и на основании Устава предприятия. УП «Универмаг Беларусь» осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета самофинансирования и самоокупаемости.
Юридический адрес:
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 4.
Режим работы универмага: с 9.00 до 21.00, в воскресенье и праздничные дни - с 10.00 до 19.00.
Главной задачей УП «Универмаг «Беларусь» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
УП «Универмаг «Беларусь» является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговая площадь составляет 6900 м2, складская - 8600 м2, а общая - 31250 м2.Универмаг работает более чем с 2000 поставщиками, свыше 80 % которых отечественные. Ежедневно универмаг посещают более 30 тысяч покупателей, совершается боле 45 тысяч покупок. В УП «Универмаг «Беларусь» продаются более 40 тыс. наименований промышленных и продовольственных товаров для населения с любым достатком.
Численность работников УП «Универмаг «Беларусь» на 01.01.2009 г. составила 1158 чел., в том числе: продавцов - 536 чел. (продавцов I категории 362 чел., продавцов II категории - 154 чел., продавцов III категории - 20 чел.), контролеров-кассиров - 19 чел. (контролеров-кассиров I категории - 8 чел., контролеров-кассиров II категории - 10 чел., контролеров-кассиров III категории - 1 чел.).
Информация об основных показателях хозяйственной деятельности УП «Универмаг «Беларусь» за 2009-2010 гг. взята из отчета о прибылях и убытках (приложение А) и приведена в таблице Приложения 1.
Как видно из данных этой таблицы, общий объем товарооборота УП «Универмаг «Беларусь» за 2009 год составил 63787 млн. руб., общий объем товарооборота за 2010 года - 78028 млн. руб. Темп роста товарооборота в действующих ценах составил 122,3 %. В сопоставимых ценах к 2009 году товарооборот составил 67909,5 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах равен 106,5 %. Это произошло за счет увеличения числа покупателей.
Доход от реализации увеличился на 2954 млн. руб. по сравнению с 2009 г. Темп роста розничного товарооборота (122,3 %) ниже темпов роста доходов от реализации (126,8%), что обусловило увеличение доходности на 0,64% к обороту (17,9 % - 17,26 %). Увеличение дохода от реализации связано с ростом розничного товарооборота. Для расчета влияния этого фактора необходимо изменение суммы дохода от реализации умножить на уровень доходов 2009 г. По УП «Универмаг «Беларусь» за счет данного фактора получено доходов от реализации на сумму 509,86 млн. руб. (+2954 × 17,26 / 100). Остальная сумма 2444,14 млн. руб. (2954 млн. руб. - 509,86 млн. руб.)) полученных доходов сформировалась под влиянием других факторов, в частности за счет увеличения среднего уровня торговых надбавок, упрощения звенности товародвижения, изменения структуры розничного товарооборота.
Расходы на реализацию увеличились на 2349 млн. руб. и составили за 2010 год 11797 млн. руб. Темп прироста товарооборота составил 22,3 %, а сумма расходов на реализации продукции возросла на 24,8 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,31 % к обороту. Темп увеличения расходов на реализацию составил 2,09 % (+0,31 / 14,81 × 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 241,89 млн. руб. (+0,31 × 78028 / 100).
Прибыль от реализации в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 605 млн. руб. или на 38,7 %. Прибыль от операционных доходов и расходов увеличилась на 30 млн. руб. или на 20,7 %. За 2009 г. был получен убыток от внереализационных доходов и расходов на сумму 249 млн. руб., а за 2010 г. - на сумму 745 млн. руб. Прибыль отчетного периода увеличилась на 139 млн. руб., или на 9,5 %.
Среднесписочная численность работников УП «Универмаг «Беларусь» по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 4 человек. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 12,49 млн. руб. в действующих ценах и на 3,75 млн. руб. в сопоставимых ценах.
Торговая площадь УП «Универмаг «Беларусь» по сравнению с 2009 годом не изменилась и составила 6900 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади в фактических ценах увеличился на 2,07 млн. руб., а в сопоставимых ценах - на 0,6 млн. руб.
Для оценки ликвидности баланса и платежеспособности УП «Универмаг «Беларусь» на основании данных бухгалтерского баланса (приложение Б) рассмотрим следующие коэффициенты (Приложение 2).
Коэффициент текущей ликвидности (Приложение 3):
На 01.01.2010 г.:
9862 / 8694 = 1,134
На 01.01.2011 г.:
12229 / 10890 = 1,123
Коэффициент текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода имеет значение выше нормативного, это свидетельствует о том, что УП «Универмаг «Беларусь» на 01.01.2011 г. обеспеченно собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Приложение 3):