Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:33, курсовая работа
Все теории международной экономики предполагали, что товары и услуги обладают международной мобильностью, то есть могут свободно экспортироваться и импортироваться. В то же время предлагалось, что капитал, труд, земля (природные ресурсы) и технология - факторы производства, с помощью которых они произведены, но не международной мобильностью, т.е. могут свободно перемещаться между различными отраслям, но не могут экспортироваться и импортироваться. В реальной жизни, однако, факторы производства также обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы, научно-технические достижения экспортируются и импортируются. Продукты произведенные на основе природных ресурсов, в большинстве случаев принимают форму торгуемых товаров и продаются и покупаются на мировом рынке.
Введение……………………………………………………………………3
1. Вывоз и миграция капитала…………………………………………....4
2. Рынки ссудных капиталов……………………………………………..9
3. Роль международных корпораций в развитии новых форм
инвестиций……………………………………………………………...10
4. Виды зарубежных инвестиций………………………………………..12
Портфельные инвестиции………………………………………...12
Прямые инвестиции……………………………………………….14
5. Россия в международном движении капитала……………………….16
Особенности вывоза капитала из России…………………….….16
Ввоз зарубежного капитала в Россию…………………………...17
Инвестиционный климат…………………………………………18
Плюсы и минусы прямых иностранных инвестиций в России..19
Меры, способствующие улучшению инвестиционного
климата в России………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………...23
Ссылки на использованную литературы…………………………………24
Список литературы………………………………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью хозяйственной жизни человеческого общества на определенной ступени исторического развития становятся деньги. Наиболее активную роль они начинают играть в обществе, вступившем в этап рыночных отношений. Деньги в таком обществе необходимы для расчетов за произведенную продукцию, оказываемые услуги. При этом расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Их эволюция от простой, примитивной формы (наличной) к более целесообразной (безналичной) прошла многовековой путь. Первая форма характерна для стран с наиболее отсталой экономикой, вторая - для высокоразвитых в экономическом отношении стран. Но и сегодня есть еще много стран, где действуют обе формы. Как считает большинство учёных, денежные расчеты с использованием безналичных расчетов гораздо более выгодны со всех точек зрения. Они значительно ускоряют процесс оплаты, упрощают его, способствуют снижению издержек обращения. Наиболее ярко это видно на примере, когда покупатель и продавец находятся в удалении друг от друга (в разных городах, странах). Безналичная форма расчетов, бесспорно, более выгодна, чем наличная форма, но для ее внедрения необходим определенный уровень развития техники, образования, культуры и многое другое. Бурное развитие Интернета в 90-х годах прошлого века заставило переосмыслить саму сущность денег, их форму и назначение. "Покупки не отходя от компьютера" требуют простого и удобного способа платить за товары и услуги на расстоянии. Западный мир отчасти решал (и решает) эту проблему использованием пластиковых карт, но такой способ имеет целый ряд недостатков в силу слабой защищенности карточек от мошенников, а также возможности совершать отзыв платежа, что неизбежно создает трудности продавцам. Ситуация требовала какого-то совершенно нового, революционного решения, и оно не заставило себя долго ждать. В 1994 году Дэвид Чаум, которого впоследствии назвали отцом электронной наличности, начал выпуск в рамках системы DigiCash первые электронные деньги. Его идея тогда не увенчалась большим успехом, но дала для многих повод задуматься. Десять лет спустя электронные платежные системы стали для Интернета таким же привычным явлением, как, например, безналичные деньги для реального мира. Во всем мире, в том числе в России, электронные платежные системы в значительной мере уже вытеснили другие способы оплаты. Это совершенно естественно, поскольку удобнее способа не найти — мгновенная оплата и мгновенная доставка. Российский рынок электронных платежных систем достаточно молодой, бурно развивающийся, однако по-прежнему недостаточно насыщенный, это связано с тем, что кредитные карты распространяются среди населения довольно медленно и, это несмотря на то, что число российских компаний, перечисляющих зарплату своим сотрудникам на карточные счета, и количество магазинов, принимающих кредитки, быстро растет. Но все же рынок электронных платежных систем привлекает внимание у населения тем, что через данную систему можно легко и быстро осуществить платежи за кабельное телевидение, телефон, коммунальные услуги, оформлять подписку на периодику, даже заказывать билеты и туристические путевки – и все это не отходя от компьютера. Важно помнить тот факт, что электронные платежные системы работают бесперебойно и беспрерывно, а также не требуют заполнения документов. Данная тема актуальна в настоящее время, так как практически каждый человек сталкивается ежедневно с электронными платежами, но не каждый знает, что они собой представляют и как функционируют.
Поэтому цель работы - выявить, что такое в целом электронные платежные операции, какие основные операции осуществляют с их помощью, чем защищены, а также рассмотреть какие виды электронных платежных систем функционируют на территории Российской Федерации и каковы перспективы их развития.
Актуальность данной темы связана с модернизацией экономики России, что обеспечило определенный интерес ученых-экономистов. Современное состояние электронных платежных систем хорошо изложены в периодических изданиях. Исследованию теоретических основ электронной платежной системы, места и роли в финансовой системе, ее развитию посвящены труды таких ученых, как Афонина С. В., Бугорский В.П., Генкин А.С., Глушенков А., Грибов А., Логуненков С.Г., Дрыганов В., Морозова М., Дмитрьев С., Захарченко В.,Соколова А., Бузин А. и другие.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, монографический, расчётно-конструктивный, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, в соответствии с тематикой периодических изданий, рассмотрены интернет – ресурсы, подведены итоги проделанной работы.
1 Сущность электронной системы безналичных расчетов в РФ
1.1 Исторические аспекты возникновения и развития
электронных систем в России
С тех пор, как человек начал
хоть что-то производить, он изобретает
все новые и новые способы
взаиморасчетов. Начиналось все
с натурального обмена товар
на товар. Естественным его развитием
было использовать при обмене
некий вид товара, который не
портится, обладает высокой ликвидностью
и имеет небольшие размеры
относительно стоимости. Так первыми
«деньгами» несколько
Первым
этапом в появлении электронных расчетов
считается 1880 год.
Именно тогда известный американский
ученый Эдвард Беллами в своей книге «Смотря
назад» («LookingBackward») предложил использовать
предоплаченные карты при расчетах. Однако
его перспективная идея не нашла отклика.
Через более чем четверть века в 1914 году
предпринимаются первые попытки применить
кредитные карты, тем не менее, все заканчиваются
неудачей. В 1950 году компания DCI (DinersClubInternational)
выпустила первую в мире универсальную
платежную карту - DinersClub. Вслед за этим,
уже на следующий год после инициативы
DCI, американский банк FranklinNationalBank выпустил
первую кредитную карту. Еще через семь
лет вновь американский банк, крупнейший
в стране BankofAmerica, выпускает первую универсальную
банковскую карточку BankAmericard, которая
сейчас известна всему миру под названием
Visa. Уже в 1965 году образована первая межбанковская
карточная ассоциация – EurocardInternational[5,с.8].
Началом второго этапа считается
вторая половина ХХ века, которая запомнилась
истории бурным развитием информационных
технологий и микроэлектроники в частности.
Американские банки, впервые в мире, начинают
активно внедрять электронные методы
переводов денежных средств. Появляются
технологии электронных переводов, такие
как EFT (ElectronicFundsTransfer). В 1968 году свет увидела
технология электронного обмена данных
– ElectronicDataInterchange (EDI), которая была впоследствии
положена в основу электронных транзакций.
Электронные платежи развиваются все
активнее, мир начинает относиться к кредитным
карточкам без панического страха. В США
формируются две межбанковские карточные
ассоциации. Первая из них, NBI, известна
сейчас как VisaInternational, вторая –ICA, соответственно
MasterCardInternational.
Информационные технологии не стояли на месте, и уже в 1979 году в Америке для безналичных банковских платежей начато применение первых электронных терминалов, которые были названы EFTPOS и заложили основы электронных платежей. Уже в 1984 году предприятия финансового сектора начинают активно применять электронную почту при общении с клиентами. По сути, это был первый шаг на пути к электронному банкингу и интернет-банкингу. Проходит еще три года, и первые банки начинают предоставлять услуги в режиме онлайн [3, с.25].
Приблизительно в это же время в историю электронных денег вступает и СССР. В 1988 году «Внешэкономбанк» СССР выпускает первую в государстве кредитную банковскую карточку - EurocardGold. Впрочем, такую карту могли получить только особо важные персоны: на всю огромную территорию СССР было выпущено около тридцати этих карт. Классическая Visa пришла в РФ намного позже, лишь в 1991 году: спустя почти двадцать лет после появления карт Visa и MasterCard за рубежом российский «Кредо-банк» выпустил первую в стране международную кредитную банковскую карточку системы VisaInternational.
Именно второй этап заложил основы для систем
электронных платежей
с помощью кредитных банковских карт[2,с.9].
Третий же этап отличился развитием
информационных технологий, в 1981 году
создан первый классический персональный
компьютер – IBM PC, а развитие микроэлектроники
к тому времени начало бурно развиваться.
Во второй половине восьмидесятых годов
в пластиковую кредитную карточку удалось
вмонтировать микропроцессор, что предопределило
появление принципиального нового вида
денег – цифровой наличности. Однако реально
революционным для истории электронных
расчетов становится 1993 год, в котором
доктор Дэвид Чаум, глава группы криптографии
в голландском национальном исследовательском
центре CWI, разработал программное решение
– технологию eCash для работы с цифровой
наличностью. Впоследствии eCash стала фундаментом
первой в мире электронной платежной системы
DigiCash и прародителем всех существующих
сегодня электронных платежных систем.
Концепция eCash вводила в обиход понятие
электронной валюты для оплаты товаров
и услуг через компьютерные сети, которые
к тому времени уже получили значительное
распространение. Сама валюта хранится
на жестком диске персонального компьютера,
куда она закачивается с помощью специального
клиентского программного обеспечения,
которое необходимо предварительно установить.
Через год после появления eCash, в 1994 году,
в США была осуществлена первая в истории
покупка через интернет. В этом же году
в России появилась первая отечественная
микропроцессорная карта системы «Золотая
Корона». В 1996 году ассоциация VisaInternational
представила собственный электронный
кошелек VisaCash. Начинается разработка единых
требований к изготовлению микропроцессорных
карт (технологии EMV), участие в этом принимают
все крупные участники рынка электронных
платежей. К тому времени интернет развился
достаточно для того, чтобы породить полноценную
электронную коммерцию, и впервые были
поставлены вопросы информационной безопасности
электронных платежей во всемирной паутине.
В результате этого вслед за технологией
EMV был разработан специальный протокол
для осуществления безопасных транзакций
в интернете - SecureElectronicTransaction (SET) [5, с.86]. Россия
также старается не отставать от мирового
прогресса, в 1998 году возникла платежная
система PayCash. Примерно через год появилась
наиболее сейчас популярная и надежная
платежная система WebMoney. В середине 2002
года было заключено соглашение между
платежной системой Paycash и самой крупной
поисковой системой российского сегмента
Интернет - Яндекс. Это привело к рождению
проекта Яндекс.Деньги - универсальной
платежной системы. Окончание 2002 года
было ознаменовано еще одним важным событием
- возникновением российско-украинской
платежной системы RUpay.
Четвертым этапом является современный
мир, в котором активно работает несколько
десятков электронных платежных систем,
самые известные из них E-Gold, PayPal, PayAce и
StormPay. В России зарубежные системы не так
развиты, но хорошие позиции занимают
отечественные компании WebMoney, Cyberplat, E-Port,
«Яндекс.Деньги», «Рапида». Не так давно
крупнейший почтовый сервер России Mail.ru
запустил совместно с ИК «Финам» свой
проект электронный платежной системы
- MoneyMail. Большинство современных платежных
систем, как зарубежных, так и российских,
сегодня может функционировать полностью
через web-интерфейс, не требуя установки
клиентского программного обеспечения
Идея
осуществления электронных
В Российской Федерации имеется ряд факторов, которые настоятельно требуют быстрейшей разработки и принятия нормативно-правовых документов, которые способствовали бы развитию электронной торговли и её нормальному функционированию. Перспективы законотворчества в сфере электронной торговли зависят от результатов сотрудничества предпринимателей и государственной власти не только в пределах Российской Федерации, но и на международном уровне. Основным ориентиром при создании правовой базы электронной торговли является необходимость создания эффективного механизма, сохранение самостоятельной инициативы и уровня защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения действия в рамках единого рынка.
В настоящее время в России в области информатизации насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, в то время как в развитых западных странах их многие сотни. Можно разделить все уже существующие нормативные акты на следующие группы:
1 Нормативные акты, устанавливающие правовые нормы, которые могут без изменений применяться для правоотношений в сфере электронных расчётов. Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации и гарантирующая права и свободы человека и гражданина и их защиту .
2 Законы, специально посвящённые проблемам электронного документооборота. Одним из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций, является — электронно-цифровая подпись (далее — ЭЦП). Согласно Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [10]. На смену данному закону в апреле 2011 года пришел Федеральный закон «Об электронной подписи», который во многом расширяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи [11].
3 Законы, которые обеспечивают либо касаются отдельных аспектов организации и функционирования систем электронного документооборота.
Поскольку электронная торговля относится к дистанционному способу продажи товаров, то защита прав потребителей осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что продавец перед заключением договора должен сообщить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, место его изготовления, полное фирменное наименование продавца (изготовителя), цену, условия приобретения и доставки, срок службы и гарантийный, порядок оплаты, срок заключения договора [5]. По закону потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до покупки, а после его приобретения — в течение семи дней без объяснения причин. Эта информация должна быть донесена до покупателя письменно в момент доставки, иначе срок законного возврата увеличивается до трёх месяцев. Такое правило действует лишь при дистанционной торговле, когда покупатель не имеет возможности «вживую» оценить габариты, цвет и запах товара. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения различной информации влечёт за собой ответственность, предусмотренную ст. 13.11—13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уголовную ответственность в соответствии с нормами гл. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации [ 9].
Информация о работе Сущность информационных систем в экономике