Сущность информационных систем в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Все теории международной экономики предполагали, что товары и услуги обладают международной мобильностью, то есть могут свободно экспортироваться и импортироваться. В то же время предлагалось, что капитал, труд, земля (природные ресурсы) и технология - факторы производства, с помощью которых они произведены, но не международной мобильностью, т.е. могут свободно перемещаться между различными отраслям, но не могут экспортироваться и импортироваться. В реальной жизни, однако, факторы производства также обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы, научно-технические достижения экспортируются и импортируются. Продукты произведенные на основе природных ресурсов, в большинстве случаев принимают форму торгуемых товаров и продаются и покупаются на мировом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Вывоз и миграция капитала…………………………………………....4
2. Рынки ссудных капиталов……………………………………………..9
3. Роль международных корпораций в развитии новых форм
инвестиций……………………………………………………………...10
4. Виды зарубежных инвестиций………………………………………..12
Портфельные инвестиции………………………………………...12
Прямые инвестиции……………………………………………….14
5. Россия в международном движении капитала……………………….16
Особенности вывоза капитала из России…………………….….16
Ввоз зарубежного капитала в Россию…………………………...17
Инвестиционный климат…………………………………………18
Плюсы и минусы прямых иностранных инвестиций в России..19
Меры, способствующие улучшению инвестиционного
климата в России………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………...23
Ссылки на использованную литературы…………………………………24
Список литературы………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 290.70 Кб (Скачать файл)

 

 

3 Особенности развития рынка электронных платежных систем в России

3.1 Основные показатели  и динамика рынка электронных

платежных систем в Российской Федерации

 

          По данным исследования, проведенного специалистами компании «Рестко Холдинг», за 2012 год оборот рынка вырос с 1 460 млрд руб. до 1 811 млрд руб., то есть, на 24%. Четверть интернет-пользователей России когда-либо расплачивалась в сети, почти 30% аудитории онлайн-платежей - жители Московского региона. Половина транзакций совершается с помощью банковской карты, а средняя сумма платежа по стране – 2800 рублей. Об этом рассказал директор по продажам международного процессингового центра PayU (ПэйЮ) Козьяков Петр на выставке ECOM Expo 2013. В своем докладе «Факты и цифры: онлайн-платежи как двигатель электронной коммерции России» Петр Козьяков представил результаты совместного исследования международного процессингового центра PayU и агентства Data Insight. Согласно ему, онлайн-платежи в России становятся все более популярными: 17 млн россиян в возрасте от 18 до 65 лет когда-либо оплачивали товары и услуги в cети. Совершеннолетняя интернет-аудитория в России достигает 68 млн человек, из них 25% - это пользователи онлайн-платежей. Хотя бы раз в месяц платят в интернете 12 млн человек[15].

 Как выяснили специалисты PayU и Data Insight, большинство пользователей онлайн-платежей - это молодые люди до 35 лет (61%). Мужчины расплачиваются в сети чаще, чем женщины – 56% и 44% соответственно. В первом случае пик активности приходится примерно на 30 лет, во втором он наступает до 25 лет. Доход тех пользователей, что активно расплачиваются в сети, составляет 15-50 тыс. рублей в месяц. Чем он выше, тем с большей вероятностью человек осуществляет онлайн-платежи. Эта зависимость особенно сильно проявляется в обеих столицах. Практически треть - 29% пользователей онлайн-платежей живет в Московском регионе, 9% приходится на Санкт-Петербург с областью. Крупнейший нестоличный регион по количеству пользователей онлайн-платежей – Поволжье (16%). Если рассматривать данные в разрезе населенных пунктов, то в городах с населением более 300 тыс. человек живет 58% пользователей онлайн-платежей, причем 28% приходится на две столицы. Даже в сельской местности есть те, кто платит в интернете, их более 2 млн человек. С каждым годом число россиян, предпочитающих безналичные расчеты в сети, прирастает все большими цифрами. Например, в 2011 году оно увеличилось на 3,9 млн человек, а в 2012 году – уже на 4,3 млн. Аудитория онлайн-платежей растет существенно быстрее, чем интернет-аудитория в целом. Тем не менее, резерв роста в индустрии онлайн-платежей все еще огромный – это и неохваченная интернет-аудитория в обеих столицах, а также практически вся территория России, куда пока не успел проникнуть широкополосный интернет. С приходом высоких скоростей и качественного соединения в регионы можно ожидать очередного «бума» онлайн-платежей». Согласно результатам исследования, активными пользователями онлайн-платежей можно назвать 7 млн россиян. Представитель этой категории рассчитывается в сети два раза в неделю. Средняя частота онлайн-платежей – 3,8 платежа в месяц, средний размер онлайн-платежа – 2 800 рублей. При этом половина транзакций не превышают 600 рублей, а 18% составляют суммы менее 200 рублей. На большие платежи (5000 рублей и более) приходится только 15% транзакций, но они обеспечивают 73% от всего объема онлайн-платежей. Банковской картой расплачиваются 63% пользователей, 30-35% используют электронные деньги или интернет-банкинг, а 27% платят в онлайне со счета мобильного телефона. Банковские карты лидируют не только по числу пользователей, но и по количеству транзакций – с их помощью совершаются 52% онлайн-платежей.[[14].

          Самая популярная категория платежей – это сотовая связь и другие услуги связи, за ними следуют ЖКХ, налоги и штрафы, билеты и туристические услуги, товары в интернет-магазинах. Самые большие платежи – в сегменте online-travel, самые маленькие – в сегменте платных онлайн-сервисов, а услуги сотовой связи находятся на втором месте с конца. На оплату билетов и туристических услуг приходится всего 7% от общего количества онлайн-платежей, но 40% от объема. По оценкам J’son & Partners Consulting (февраль 2013 г), оборот рынка ЭПС в России в 2012 году составил 1 811 млрд рублей, показав рост на 24% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. Оборот дистанционных финансовых сервисов, являющихся частью рынка ЭПС, в 2012 году превысит 890 млрд рублей и составит 49% от предполагаемого оборота рынка ЭПС. Ожидается, что в 2017 году доля оборота дистанционных финансовых сервисов в ЭПС составит 70% .[14]. (Приложение А, рис.1).

       По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2012 году оборот рынка дистанционных финансовых сервисов составил 896 млрд рублей, увеличившись на 48% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К концу 2017 года рынок превысит 2,6 трлн рублей, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) с 2012 по 2017 годы составит 24% (Приложение А, рис.2). В структуре оборота рынка дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 годы произошли значительные изменения. Так, выросла доля небанковских сервисов (электронных денег) с 12% до 31% за счет уменьшения доли банковских сервисов. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2017 году доля небанковских сервисов уменьшится на 5% в пользу банковских и мобильных сервисов.

           В ноябре 2013 года аналитическое агентство Markswebb Rank & Report представляет результаты e-Finance User Index 2014 – первой волны исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России. В основе исследования лежит репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов. Ключевые выводы исследования:

19,6 млн человек совершают хотя бы одну платежную операцию в интернете каждый месяц.

19,4 млн человек пользуются онлайн-, мобильным или SMS- банкингами.

15,4 млн человек используют интернет-банк. При этом почти ¾ этих людей пользуются интернет-банком Сбербанк Онлайн.

11,7 млн человек совершают платежи через интернет-банк за месяц.

8,9 млн человек платят в интернете банковской картой.

7 млн человек совершают онлайн-платежи с помощью электронных кошельков.

6,6 млн человек совершают за месяц хотя бы один онлайн-платеж с мобильного устройства (Приложение А, рис.3)

         Электронные платежи – один из самых перспективных сегментов IT-рынка. Однако вряд ли кто сегодня может в точности сказать, как именно он станет развиваться в ближайшее время. Многое зависит от того, когда и в каком виде будет принят закон об электронных деньгах, и какие компании останутся в числе основных игроков. Осенью 2009 года в России была создана создании Ассоциации "Электронные деньги"(АЭД), объединившая ведущих участников российского рынка электронных платежей: WebMoney, "Яндекс.Деньги", QIWI, i-Free, организации НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) и НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка). Основная цель АЭД – развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги. В числе первостепенных задач были названы: разработка нормативных документов по регулированию российского рынка электронных денег, включая обобщение российского и зарубежного опыта, анализ рынка и выработка единой аналитической отчетности для всех его участников. Фактически Ассоциация сама обозначила тот круг проблем, с которым сталкиваются компании на российском рынке.

           По подсчетам некоммерческого партнерства Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), в 2012 году электронные кошельки пополнились на 200 млрд рублей (в 2011 году – 156 млрд рублей). Это выше прошлогоднего прогноза АЭД, согласно которому объем пополнения электронных кошельков должен был составить 180 млрд рублей.  Чаще всего в 2012 году люди оплачивали электронными деньгами онлайн-игры, развлечения и осуществляли платежи в социальных сетях (38%), а также оплачивали телекоммуникационные услуги – телефон и Интернет (36%).

2011 год –  был последним, когда основные  игроки рынка электронных платежей  могли считать объемы рынка  по собственным критериям. С момента  вступлением в силу закона  о «Национальной платежной системе», который переводит всех операторов  в ранг кредитных организаций, рынок электронных платежей начал  считаться по методике ЦБ. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», 7 процентов российской интернет-аудитории (2,24 миллиона человек) каждый месяц пользуются электронными деньгами. 54 процента пользователей покупают музыку и видео, 29 процентов − ПО. Среди пользователей электронных платежей преобладают мужчины – 64 процента. Средний возраст владельцев электронных кошельков - от 18 до 34 лет (72 процента), большая часть пользователей − с высшим образованием (54 процента). [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  Тенденции развития  рынка электронных расчетов в  России

 

         В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие рынка электронных расчетов, в то же время имеет место ослабление конкуренции на этом рынке. Эти факторы являются подтверждением благоприятных условий для появления новых участников рынка. Кроме того, сложившаяся ситуация способствует созданию основными участниками рынка совместных проектов. Главной тенденцией на рынке электронных расчетов является стремление платежных систем, в основе которых лежит использование электронных денежных средств (далее — электронные платежные системы/ЭПС) к мультифункциональности. Ранее электронные платежные системы можно было разделить на несколько видов по способу совершения платежей (карточные, цифровой наличности, платежные шлюзы). В 2012 г. ведущие ЭПС стали расширять свой бизнес, осваивая все доступные способы электронных расчетов. В результате электронные платежные системы становятся все более универсальными и позволяют оплачивать товары и услуги с использованием терминальной сети, мобильных приложений, sms-сервисов, посредством расчетов с помощью электронных денег, банковских карт и т.д.

         Другой серьезной тенденцией 2012 года стало тотальное взаимодействие всех участников рынка между собой. Электронные платежные системы, банки, социальные сети, онлайн-игры, операторы мобильной связи, Интернет-магазины, ритейловые сети, государственные структуры стали активно сотрудничать друг с другом. При этом виртуальные платежи между участниками рынка совершаются также всеми возможными способами: электронными деньгами, со счета пластиковой или виртуальной банковской карты, с лицевого счета абонента мобильной связи, через терминалы моментальной оплаты и с использованием других платежных средств.

          Наиболее интенсивно развивающимся направлением такого взаимодействия стало сотрудничество ЭПС с банковской системой. В 2012-2013 гг. коммерческие банки проявили немалый интерес к альтернативным способам оплаты розничного рынка платежей с помощью активно развивающихся электронных платежных систем, которые на данный момент времени имеют много возможностей, недоступных кредитным организациям. Многие участники рынка, предоставляющие возможность проведения расчетов с использованием электронных кошельков, выступили с предложениями взаимовыгодного сотрудничества, и были поддержаны коммерческими банками. Так, с помощью банков-партнеров электронные платежные системы интегрировали электронные кошельки с Интернет-банкингом и сетями банкоматов, расширили способы пополнения и снятия средств с электронного кошелька, произвели выпуск виртуальных карт. Почти все крупнейшие розничные банки в начале 2013 г. начали принимать переводы на электронные кошельки. С помощью пластиковой карты любого коммерческого банка существует возможность пополнить счет в Кошельке». С использованием карты КБ «Сбербанк» или через систему «Сбербанк Онлайн» стало доступно пополнение кошельков «МеЬМопеу». Впервые в России были реализованы онлайн-сервисы пополнения электронных кошельков и перевода средств на банковские счета.

         Одним из нововведений стала возможность доступа к средствам, находящимся на банковских счетах и расчетов посредством банковских карт с использованием ЭПС. Использование Интернета со стороны коммерческих банков является важным каналом продаж банковских услуг. Эксперты отмечают, что обслуживание клиентов через Интернет намного дешевле и удобнее традиционного банковского обслуживания. Дальнейшей тенденцией синергии коммерческих банков и электронных денег является кредитование посредством электронных денег. Поскольку операции кредитования являются прерогативой банковской системы, следовательно, кредитование электронного счета становится возможным исключительно коммерческим банком, либо микрофинансовой организацией. В рамках услуг ЭПС такая операция не может быть произведена, так как ЭПС на данный момент могут оказывать лишь расчетные услуги, в связи с особенностями законодательства. Банк выступает в этой ситуации логичным партнером. Для тех пользователей ЭПС, которые живут в удаленных населенных пунктах, такой способ кредитования, на наш взгляд, может быть единственно возможным. Набор услуг банков, представленный в терминалах самообслуживания, также заметно расширился. Кроме зачисления наличных и оплаты товаров, появилась возможность осуществления платежей за различные услуги (ЖКХ, сотовая связь и т.д.), проведения денежных переводов, погашения кредитов, открытия и пополнения депозитов и т.д. Отмеченная тенденция развития терминального сегмента рынка электронных расчетов будет сохраняться в дальнейшем. Растет популярность и виртуальных (предоплаченных) карт для расчетов в сети Интернет. Виртуальная карта «Visa» является достаточно востребованной той частью населения, которая имеет и активно использует обычные (пластиковые) банковские карты, но вполне обоснованно считает платежи в сети Интернет операциями с высокой степенью риска. Кроме того, эта карта позволяет осуществлять платежные операции в сети Интернет тем пользователям, которые не имеют банковских карт, поскольку не достигли возраста, позволяющего самостоятельно совершать банковские операции, однако, испытывающих потребность в небольших, но регулярных платежах. Бурно развивающийся рынок электронных платежных услуг дает возможность удовлетворить потребности данного контингента пользователей (например, виртуальная карта «MasterCard Prepaid Яндекс.Денег», которую принимают крупнейшие магазины и сервисы по всему миру, такие как «Amazon», «PayPal» или «eBay»).[14].

        Важной тенденцией 2012 и 2013 гг. стала активность государства в сфере сотрудничества с электронными платежными системами. Это вызвано окончанием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» и реализацией плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Описанное выше сотрудничество существенно расширяет возможности по оплате в адрес госорганов, в частности был запущен Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал), открытый для подключения различных способов оплаты. На сегодняшний день практически все ЭПС начали прием платежей за оказанные клиентам государственные услуги. Кроме того, государственными органами активно создается правовая основа, регулирующая деятельность ЭПС. В частности в июне 2011 г. был принят Федеральный Закон РФ №161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе», ставший первым документом регулирующим деятельность платежных систем в Российской Федерации. До этого момента действовали законодательные акты, относящиеся лишь к некоторым частным случаям электронных расчетов, такие как Федеральный Закон РФ №103-Ф3 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный Закон РФ №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В 2010 г. на рынке электронных расчетов появились новые участники — социальные сети. Весной 2010 г. социальная сеть «ВКонтакте» объявила о запуске собственной платежной системы, счета в которой присоединены к персональным аккаунтам пользователей. В конце того же года аналогичное решение было реализовано и в другой крупнейшей российской социальной сети — «Одноклассники».

            Тенденция последних двух-трех лет — монетизация социальных сервисов (социальных сетей, онлайн-игр, сайтов знакомств и др.) при помощи электронных денежных средств — усилилась. Особенно это касается социальных сетей. Эксперты полагают, что социальные сети как замкнутые системы, в которых есть весь необходимый для пользователя контент, являются оптимальным местом для развития рынка электронных платежей и использования конкурентных преимуществ ведущих российских ЭПС.

Сотрудничать с социальными сетями стремятся многие участники рынка. Монетизация социальных сетей — мировая тенденция. Подтверждением этого можно считать, например, такой факт, как объединение с мая 2011 г. систем «Facebook» и «PayPal» для оптимизации торговли в социальных сетях. Дальнейшее развитие электронных расчетов посредством использования электронных денежных средств в социальных сетях, онлайн играх и других социальных сервисах является наиболее перспективным. Следующим направлением развития в 2013 г. после социальных сетей является оплата услуг ЖКХ, переводы между клиентами, оплата деятельности на рынке ценных бумаг. Участники рынка электронных расчетов продолжают активно осваивать такой способ оплаты, как мобильный телефон. Развитие сегмента мобильных платежей связано с усложнением техники, увеличением возможностей мобильного телефона и доступности таких устройств для населения. Основным способом осуществления мобильных платежей являются текстовые sms-сообщения. (Приложение А, рис.4).

Информация о работе Сущность информационных систем в экономике