Сущность и значение рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое изучение рентабельности организации.
Задачами данной работы являются:
Сущность и значение рентабельности как основного качественного показателя в оценке эффективности деятельности организации. Показатели рентабельности и методика их расчета.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

Введение

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента

Обобщающим показателем  экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое изучение рентабельности организации.

Задачами данной работы являются:

  • Сущность и значение рентабельности как основного качественного показателя в оценке эффективности деятельности организации. Показатели рентабельности и методика их расчета.
  • Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности ОАО «Гомельская птицефабрика».
  • Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельская птицефабрика».
  • Исследование динамики прибыли и рентабельности ОАО «Гомельская птицефабрика».
  • Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности ОАО «Гомельская птицефабрика» в условиях рыночной конкуренции.

Объектом исследования в  курсовой работе является хозяйственно-финансовая деятельность ОАО «Гомельская птицефабрика».

Предметом курсовой работы является рентабельность организации.

Основными формами отчетности ОАО «Гомельская птицефабрика»  являются следующие:

   1)Статистическая  отчетность

-форма № 4-у «Основные  сведения об объеме производства  продукции(работ, услуг) по видам экономической деятельности»

-форма № 1-ф «Отчет  о наличии и движении основных  средств и других внеоборотных активов»

-форма № 12-т «Отчет  по труду»

-форма № 2 «Отчет о  прибылях и убытках»

-форма № 5-АПК «Отчет  по труду»

2) Бухгалтерская отчетность

-бухгалтерский баланс  форма №1

-форма № 4-ф «Отчет  о затратах на производство продукции (работ, услуг)

3)Краткая экономическая характеристика хозяйства

    4)Отчет предприятия (организации)

 

 

 

    Глава 1.   Сущность и значение рентабельности как основного качественного показателя в оценке эффективности деятельности организации. Показатели рентабельности и методика их расчета.

     В рыночной экономике основной целью предприятия является получение прибыли, а поэтому в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при обеспечении конкурентоспособности продукции. Таким образом, критерием экономической эффективности производства выступает рентабельность.

     Оценить эффективность функционирования организации и осуществить выбор управленческих решений в отношении использования производственных ресурсов можно или по относительным показателям – показателям рентабельности, или по соотношению темпов роста таких показателей, как совокупные активы (), объемы продаж реализованной продукции () и прибыли (): 100%<<<.

     Первое неравенство  (100%<) показывает, что предприятие наращивает свои активы, т.е. экономический потенциал, а значит возможности увеличения масштабов своей деятельности.

     Второе неравенство  (<) свидетельствует о повышении интенсивности использования ресурсов, об опережении темпов роста объема реализованной продукции (продаж) по сравнению с темпом роста экономического потенциала (активов предприятия).

     Третье неравенство  (<) означает, что темпы роста прибыли опережают темпы роста объема реализации продукции, а тем более – темпы роста совокупного капитала (активов) предприятия, что в конечном итоге свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж – одного из главных показателей экономической эффективности производства и капитала.

     В целом  соотношение 100%<<< называют золотым правилом экономики предприятия. Если на практике приведенные выше пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о повышении экономической эффективности функционирования предприятия, о его развитии и укреплении финансового состояния.

     Интегральным  же показателем экономической  эффективности реализованной продукции и активов предприятия выступает рентабельность. При расчете рентабельности используется общая методология определения экономической эффективности производства и капитала, которая представляет соотношение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции. Важно усвоить, что каждый раз в качестве результата деятельности предприятия используется прибыль, которая является обобщенным показателем результатов деятельности предприятия, так как ее размер зависит от методов хозяйствования, эффективности использования всех факторов производства, активизации инновационно-инвестиционной, маркетинговой и коммерческой деятельности.  

     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов . Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

     Можно привести  еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

     Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

     Исходя из  понимания видов прибыли (по  видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:

  • Рентабельность продукции (работ, услуг);
  • Рентабельность операций с капиталом.

     Исходя из  понимания видов затрат можно  представить следующие виды рентабельности:

  • Рентабельность продукции (работ, услуг);
  • Рентабельность капитальных затрат (интенсивного капитала);
  • Рентабельность акционерного капитала.

     По каждому  виду рентабельности рассчитываются  показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:

  • Во времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;
  • По месту – рентабельность предприятия, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.;
  • По степени детализации доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности, переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений.

     Основные направления повышения рентабельности те же, что и для роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Поэтому способы снижения текущих издержек предприятия и более эффективное использование имущества также оказывают положительное влияние на динамику всех показателей рентабельности.

     Рентабельность  измеряется с помощью системы  относительных показателей, характеризующих экономическую эффективность производственной, инвестиционной и коммерческой деятельности, а так же выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Если прибыль характеризует эффект (результат) производства, то рентабельность – экономическую эффективность принятых управленческих решений, потому что величина рентабельности отражает соотношение эффекта (прибыли) и вложенного в производство капитала или потребленных ресурсов.

     Показатели  рентабельности можно классифицировать  в три группы:

  1. Показатели рентабельности продаж (оборота), уровень которых определяется соотношением прибыли с объемом продаж (выручкой от реализации продукции);
  2. Показатели рентабельности, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется отношением прибыли с соответствующими затратами;
  3. Показатели рентабельности, в основе которых положен ресурсный подход, уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала.

     Система показателей  экономической эффективности производства  и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности.

  1. Показатели рентабельности продаж (оборота):
  2. Общая рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции:

                  

  1. Рентабельность продаж по прибыли предприятия:

 

  1. Рентабельность продаж по чистой прибыли:

 

  1. Показатели рентабельности, учитывающие затраты на производство продукции:
  2. Рентабельность реализованной i-й продукции:

 

  1. Рентабельность всей реализованной продукции по прибыли от реализации:

 

  1. Рентабельность инвестиционных затрат:

 

  1. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):
  2. Рентабельность активов общая:

 

  1. Рентабельность активов чистая:

 

  1. Рентабельность производства:

 

  1. Рентабельность собственного капитала:

 

  1. Рентабельность основного капитала:

 

  1. Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае отсутствия привилегированных акций):

 

  1. Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае наличия привилегированных акций):

 

  1. Рентабельность оборотного капитала:

 

  1. Рентабельность труда:

 

     Подчеркивая важную роль показателей рентабельности затрат, прежде всего, рентабельности реализованной продукции для оценки эффективности деятельности предприятия, следует отметить, что они полезны в сопоставлениях только внутри определенных отраслей и при изучении динамики рентабельности отдельных предприятий, однако она не имеет смысла для межотраслевых сопоставлений, поскольку прибыль в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и даже рентабельности продаж, но и от скорости оборота капитала. В тех отраслях, где высокая скорость оборота капитала, например в торговле, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции. Напротив, отрасли, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для того, чтобы «заработать» требуемую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому критерием экономической эффективности предприятия является рентабельность капитала и, прежде всего, акционерного капитала. Экономический смысл рентабельности акционерного капитала состоит в том, что он характеризует прибыль, полученную вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

     В акционерных  обществах прибыль на одну  акцию определяется отношением чистой прибыли за минусом дивидендов по привилегированным акциям к количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении. По данным показателей рентабельности акционерного капитала и прибыли на одну акцию можно судить, насколько эффективно используется вложенный в предприятие капитал акционеров и является ли данное предприятие привлекательным для инвесторов.

Информация о работе Сущность и значение рентабельности