Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:00, контрольная работа
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Введение 3
1. Понятие рентабельности. 4
2. Система показателей рентабельности. 5
3. Факторы повышения рентабельности. 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Сущность и показатели рентабельности.
Содержание
11
Введение 3
1. Понятие рентабельности. 4
2. Система показателей рентабельности. 5
3. Факторы повышения рентабельности. 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
11
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Прибыльность предприятия является обязательным условием функционирования предприятия. Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Рентабельность — относительный показатель прибыльности, характеризующий эффективность развития предприятия.
Рентабельность выражает отдачу (полученный доход) на единицу вложений, затрат или хозяйственного оборота. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. При помощи показателя рентабельности можно оценить и эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
Многообразие показателей рентабельности превышает многообразие форм прибыли. В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
1. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле
,
где Пк.в.– годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений,
KB – капитальные вложения, тыс. руб.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
,
где Ці, Сnj — соответственно цена и полная себестоимость i-го вида продукции.
С помощью этого показателя определяется наиболее выгодный для предприятия (фирмы) вид продукции.
2. Рентабельность производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:
,
где Пп – прибыль предприятия, тыс. руб.,
ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.,
НОС - нормируемые оборотные средства, тыс. руб.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции. Показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.
Рентабельность оборота (Ро) определяется по формуле:
,
где В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а.) определяется по формуле:
,
где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. руб.,
ТА – средняя величина текущих активов, тыс. руб.
Рентабельность собственного капитала (Рс.к.) определяется по формуле:
,
где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле:
,
где Пед – прибыль на единицу изделия, тыс. руб.,
Сед - себестоимость изделия, тыс. руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к.) определяется по формуле:
,
где ИК – средний инвестированный капитал, тыс. руб.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф.) определяется по формуле:
,
где ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.
Рентабельность заемных средств (Рз.с.) определяется по формуле:
,
где Пз.с. – плата за пользование заемными средствами, тыс. руб.,
Заемные средства – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), тыс. руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
,
где СА – средняя величина активов, тыс. руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к.) определяется по формуле:
,
где Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, тыс. руб,;
ИК – величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), тыс. руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:
,
где В – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.,
КО – величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.
Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле:
,
где Ст.п – себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), чистая прибыль, чистый приток денежных средств.
В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов.
В условиях рыночной экономики более приемлемым оказался показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к хозяйственному обороту (выручке от продажи товаров и услуг). Его часто называют коммерческой рентабельностью и используют не только для оценки результатов хозяйственной деятельности, но и для анализа факторов, влияющих на рентабельность к вложенному капиталу.
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Таким образом, основными источниками увеличения рентабельности являются:
увеличение объема реализованной продукции,
повышение цен,
снижение себестоимости,
повышение качества продукции.
В данной работе изучены показатели рентабельности, применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, рассмотрены способы выявления путей повышения рентабельности.
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Рентабельность деятельности предприятия измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике, способствует повышению финансовой устойчивости предприятия. Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 3 изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 498 с.