Экономическая сущность и виды рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Анализ доходов, прибыли и рентабельности производственных предприятий всех форм собственности является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка.
Результаты данного анализа практически используются в планировании производства и оценке эффективности качества работы. Проведение анализа - одна из ключевых задач управления в экономической сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Экономическая сущность и виды рентабельности…………………..2
Заключение ……………………………………………………………………....7
Список используемой литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ЭПП.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….1

Глава 1. Экономическая сущность и виды рентабельности…………………..2

Заключение  ……………………………………………………………………....7

Список используемой литературы……………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Анализ   доходов,   прибыли   и   рентабельности производственных предприятий всех форм собственности является составной  частью анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и одним  из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования  материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка.

Результаты данного анализа  практически используются в планировании производства и оценке эффективности  качества работы. Проведение анализа - одна из ключевых задач управления в экономической сфере.

Содержание   анализа   доходов, прибыли   и рентабельности производственных предприятий состоит в объективной  оценке достигнутого уровня организации  производства и выявлении резервов дальнейшего улучшения качественных и количественных показателей. Анализ призван охарактеризовать изменения  в материально-технической базе производства и показателях его  эффективности, обеспечить глубокое экономическое  обоснование решений, через которые  реализуются функции управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность и виды рентабельности

Рентабельность характеризует  результативность деятельности промышленного  предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет промышленное предприятие  с каждого рубля средств, вложенных  в активы. Существует система показателей  рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых  в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования  имущества промышленного предприятия.

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности промышленного  предприятия отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность  использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует  рентабельность продукции. Все большее  применение находит показатель рентабельности продаж.

Рентабельность; в отличие от прибыли  предприятия, показывающей эффект предпринимательской  деятельности, характеризует    эффективность    этой    деятельности. Рентабельность - относительная  величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике  существует система показателей  рентабельности.

Рентабельность продукции можно  рассчитать как по всей реализованной  продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность всей реализованной  продукции можно определить как:

• процентное отношение прибыли  от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

• процентное отношение прибыли  от реализации продукции к выручке  от реализованной продукции;

процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

• отношение чистой прибыли к  выручке от реализации продукции.

Эти показатели дают представление  об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов  продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как

процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом  ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной  деятельности,  принятия управленческих   решений,   решений   потенциальных  инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем  снижения    стоимости    производственных    фондов. Невыполнение    плана    прибыли    и    увеличение производственных фондов может  привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении  темпов изменения прибыли и фондов.

Анализ общей рентабельности имеет  большое значение для комплексной  характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего  производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного  предприятия.

Общая рентабельность (Р) определяется путем деления балансовой прибыли (П) на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств (Ф):

 

Р = П / Ф х 100%

 

Виды  рентабельности:

- Чистая рентабельность представляет  собой валовую рентабельность, которая  не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств,  в том числе предназначенных  на восстановление полностью  использованной (самортизированной)  части капитала. Чистая рентабельность  в нашей практике определяется  как разность между балансовой  рентабельностью и налогами, выплачиваемыми  предприятием из балансовой рентабельности.

- Номинальная рентабельность характеризует  фактически полученный ее размер.

- Реальная рентабельность - это  номинальная рентабельность, скорректированная  на уровень инфляции. Она характеризует  покупательную способность предприятия,

- Минимальная, нормальная, целевая  и максимальная рентабельности  связаны с планируемым объемом  деятельности, достижение каждой  из них означает, что предприятие  находится в зоне убыточности, безубыточности, рентабельности.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях  оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие рентабельности позволяет  удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических  интересов государства является та часть «рентабельности», которую  уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия  заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится  в пользу чьих-либо интересов, то тем  самым это приведет к ущемлению  интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в  наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и  отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию  заработной платы, к нерациональному  использованию капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма рентабельности на вложенный капитал. Его иногда называют коэффициентом рентабельности на активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие, какую рентабельность приносят вкладываемые в бизнес фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты ранее не рассчитывались.

С переходом к рыночной экономике  показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность  основных элементов ресурсов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночных отношений производственные предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться   из   собственных   доходов.   Главным источником производственного  и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Производственные предприятия читали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению  распоряжаются   прибылью,   формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические  и  финансовые результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Сергеев, И.В. Экономика предприятия:  учеб. Пособие / И.В.Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2003

2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф., Бухгалтерский  учет и 1 налогообложение.  СПб:  Издательский Торговый дом "Герда",1999

3. Камаев В. Д. Основы экономической  теории. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998

    4. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков 2005

5. Швандар, В.А. Экономика предприятия:  тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие/ В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

 


Информация о работе Экономическая сущность и виды рентабельности