Сущность и формы концентрации и диверсификации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы ─ раскрыть экономическую сущность концентрации и диверсификации производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы концентрации и диверсификации;
- определить показатели, используемые для оценки уровня концентрации и диверсификации производства;
- выявить эффективность концентрации и диверсификации производства и механизмы формирования их конкурентных преимуществ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших условий  повышения эффективности любого производства является совершенствование  форм его общественной организации, одной из таких форм является концентрация производства. Концентрация производства ─ это элемент хозяйственной политики, направленный на увеличение объема выпуска продукции или оказания услуг организацией.[22, с.142]

Стоит отметить, что в  условиях перехода страны к рыночным отношениям возрастает актуальность диверсификации производства, одной из самых сложных  и перспективных форм развития концентрации.

В результате диверсификации производства организации превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Развитие диверсификации связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.[38, c.78]

Общие теоретические проблемы концентрации и диверсификации производства представлены в трудах ряда известных авторов ─ И. Ансоффа, М. Портера, М. Бруна, Ф. Котлера, И. Стюарта и многих других. Однако, зарубежные авторы исследовали проблему концентрации и диверсификации производства в условиях развитого рынка инвестиций и современных технологий, не учитывая условий экономики переходного периода. Отечественные авторы представлены в данной проблематике лишь единичными работами.

Актуальность изучения концентрации и диверсификации производства связана с преимуществами в борьбе с конкурентами, повышением эффективности промышленного производства и способностью приносить выгоду не только организации, но и обществу в целом.

Цель данной курсовой работы ─ раскрыть экономическую сущность концентрации и диверсификации производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  основы концентрации и диверсификации;

- определить показатели, используемые для оценки уровня  концентрации и диверсификации  производства;

- выявить эффективность  концентрации и диверсификации  производства и механизмы формирования  их конкурентных преимуществ.

Объектом исследования являются промышленные организации, а предметом ─ процесс концентрации и диверсификации производства.

 В качестве информационной базы использованы различные источники в виде научной литературы, периодических изданий, электронных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

1.1 Сущность и  формы концентрации производства

 

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных организациях. В современных  условиях она проявляется в укрупнении размеров организаций и эффективном  распределении производства между  организациями различного размера.[30, c.38]

Экономическими предпосылками  концентрации (укрупнения) производства является так называемый «эффект  от масштаба производства», заключающийся  в том, что изготовление одноименной  продукции в крупных организациях оказывается экономически более  выгодным, чем на мелких, вследствие того, что в крупных организациях постоянные издержки производства раскладываются на больший объем производимой продукции, что приводит к ее меньшей себестоимости. [4, c.84]

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров организаций (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема промышленного производства между организациями различного размера (относительная концентрация). [33, c.444]

Показатели, характеризующие  уровень абсолютной и относительной  концентрации описаны в следующем  подразделе данной курсовой работы.

Концентрация ─ это форма организации производства, направленная на увеличение выпуска продукции или оказание услуг в одной организации. Концентрация производства в организации может быть достигнута путем:

а) увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

б) применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

в) одновременного увеличения количества машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;

г) развития комбинирования взаимосвязанных производств.[13, c.228]

Концентрация может осуществляться в следующих формах:

1) Укрупнение организаций ─ сосредоточение производства в крупных организациях; определяется научно-техническим прогрессом орудий труда и ростом выпуска продукции.

2) Специализация ─ сосредоточение однородного массового или крупносерийного производства.

3) Комбинирование ─ соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одной организации (комбинате).

4) Кооперирование ─ прямые производственные связи между организациями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.[51, c.238]

В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную  формы концентрации.

Агрегатная концентрация ─ исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок).[30, c.37]

Технологическая концентрация выражается в укрупнении цехов, переделов в организации, что может происходить как за счет агрегатной концентрации, так и путем увеличения количества единиц оборудования.

Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров организаций, которое может происходить за счет агрегатной, технологической концентрации, а также путем объединения нескольких организаций, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.

Организационно-хозяйственная  концентрация проявляется в создании различных видов производственных объединений. Она может происходить в чистом виде, то есть без изменения техники, технологий и организации производства, и переходить на качественно новый уровень, сопровождаясь переходом на новые технологии, расширением производства, реконструкцией, технологическим переоснащением, то есть по сути своей, являясь разновидностью заводской концентрации.[30, c.38]

Увеличение масштабов  производства в процессе организационно-хозяйственной  концентрации осуществляется по следующим  направлениям:

- горизонтальная интеграция  ─ слияние двух или более  компаний, занятых в одной сфере  производства;

- вертикальная интеграция  ─ комбинация компаний различных видов экономической деятельности, производство в которых связано единой технологической цепью изготовления конечного продукта;

- комбинация компаний различных видов деятельности, технологически не связанных между собой (диверсификация).[22, c.145]

Заводская концентрация производства может осуществляться путем объединения производств в организациях универсального типа, путем увеличения объема производства однородной продукции в специализированных организациях, и за счет роста объема выпуска продукции на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одной организации.[30, c.38]

При рыночных отношениях обязательными  условиями концентрации материального  производства должны быть:

- экономическая эффективность,  которая может быть достигнута  крупной организацией за счет  рационального использования мощностей,  сырья, капитала и других факторов  производств;

- наличие перспективного  и стабильного сбыта продукции,  платежеспособности потребительского  рынка.[39, c.182]

 

1.2 Показатели, характеризующие  уровень концентрации производства 

 

Концентрацию производства можно оценить системой показателей. Абсолютная концентрация производства определяется размером, например агрегатная — размером турбин, плавильных печей, технологическая — размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) — размером организаций (объединения).[30, с.39]

Абсолютный размер организации можно оценить с помощью следующих показателей:

1) объем производства продукции за год:

а) в стоимостном выражении:

 

 

 

где ─ объем производства продукции в натуральном выражении за рассматриваемый период,

Qв ─ объем производства однородной продукции определенного ассортимента,

Цо ─ отпускная цена единицы изделия.

б) в натуральном выражении  ─ произведенная продукция в  единицах, метрах, тоннах.[39, c.183]

Для характеристики уровня концентрации производства по видам экономической деятельности, производящих один вид продукции, используются натуральные показатели. По видам экономической деятельности, в которых выпускается разнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. [13, c.231]

2) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

3) среднегодовая стоимость основных средств.

Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как  энергетическая мощность. [30, c.40]

Среди показателей абсолютной концентрации наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные  показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа  уровня концентрации производства.[38, c.63]

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства или определенного  ресурса по виду экономической деятельности между организациями различных размеров. Относительная концентрация определяется следующими показателями:

- доля выпуска продукции  отдельной организации (или группы  организаций) в объеме ее выпуска  в пределах вида экономической деятельности;

- удельный вес численности  промышленно-производственного персонала  или рабочих крупных организаций  в общей их численности;

- доля основных средств и их активной части отдельной организации (или группы организаций) в рамках вида экономической деятельности;

- доля организаций на  рынке продаж;

- удельный вес крупных организаций в выпуске продукции вида деятельности;

- удельный вес потребления  ресурсов, например электроэнергии, крупными организациями в общем  потреблении их видом экономической деятельности.[22, c.146]

Во многих развитых странах  уровень концентрации исчисляется  по значениям коэффициентов концентрации: CR3 ─ доля на товарном рынке  трех крупнейших организаций; Кг ─ индекс Герфиндаля-Гиршмана, который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке организаций:

 

 

 

где n ─ число организаций, действующих на рынке,

       xi2 ─ доля i-ой организации в объеме реализованной продукции, %.

Величина Кг варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия), при этом:

- нормальная концентрация: CR3 < 45%, Кг < 1000 ─ неконцентрированный рынок;

- средняя степень концентрации: 45% < CR3 < 70 %, 1000< Кг < 2000 ─ умеренно концентрированный рынок;

- высокая степень концентрации: CR3 > 70 %, Кг > 2000 ─ слабая конкурентная среда.

Однако данные показатели не отражают не менее важную сторону  процесса концентрации ─ удельный вес организаций в их числе. Исправить  упущение позволяет коэффициент  относительной концентрации производства Ко.к, рассчитываемый по формуле:

 

 

 

где β ─ доля крупнейших организаций в общей сумме  организаций, %,

      α ─ доля продукции организаций в общем объеме выпускаемой продукции, %.

Если Ко.к 1, то степень концентрации высокая, если Ко.к 1, это говорит об отсутствии большой концентрации по виду экономической деятельности. Воздействие крупнейших организаций на рынок становится ощутимым, когда их производство достигает 25 % общего объема выпуска данной продукции.[20, c.29]

При определении уровней  концентрации производства учитывается  влияние внутрипроизводственных и  внешних факторов. К внешним факторам относятся транспортная инфраструктура, размеры сырьевой базы, наличие или  возможность привлечения рабочей  силы, водные ресурсы, климатические  условия. Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и организаций с точки зрения максимального использования производственных ресурсов. [48, c.435]

Информация о работе Сущность и формы концентрации и диверсификации производства