Сущность и формы концентрации и диверсификации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы ─ раскрыть экономическую сущность концентрации и диверсификации производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы концентрации и диверсификации;
- определить показатели, используемые для оценки уровня концентрации и диверсификации производства;
- выявить эффективность концентрации и диверсификации производства и механизмы формирования их конкурентных преимуществ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

1) Конгломератная стратегия диверсификации  (подразумевает переход организации в область, не связанную с текущим бизнесом, – к новым технологиям и потребностям рынка).

2) Синергетическая стратегия диверсификации (предусматривает выход за рамки промышленной  цепочки,  внутри  которой действовала организация, поиск новых видов деятельности, которые дополняют существующие в технологическом или коммерческом плане с целью получения синергетического эффекта). Такая стратегия может быть:

- концентрической  (при  ориентации  на существующие потребности при изменении технологии);

- горизонтальной (при ориентации на существующий технологический способ производства);

- вертикальной (использование технологий, которые предшествуют или идут за существующим производственным циклом).

Вид стратегии диверсификации зависит от специфики организации и ее целей. Как отмечают ученые, если организация ставит перед собой такие цели, как завоевание и удержание определённой доли рынка, занятие позиций технологического лидера, создание определенного образа в глазах общественности, лидерства в расходах,  то чаще применяется стратегия синергетической диверсификации. Если же организация преследует финансовую цель – получение прибыли, – то оно прибегает к конгломератной диверсификации.[3, c.34]

 

2.2 Оценка степени диверсифицированности организации

 

 Важным этапом при разработке стратегии развития организации является определение степени ее диверсифицированности, что позволяет установить взаимосвязь этого показателя с параметрами эффективности работы организации и выбрать оптимальный уровень диверсификации, то есть количество видов бизнеса, которыми руководство сможет эффективно управлять.[9, c.91]

Для упрощённого измерения  уровня диверсификации используют два  подхода. Первый – простое перечисление видов экономической деятельности, в которые диверсифицирована организация. Этот подход может давать существенные искажения при разнообразии производств небольшого масштаба. Положительной стороной подхода является простота, быстрота вычисления. Он может использоваться для начальной оценки степени диверсификации.

Второй подход – комбинированный, исправляющий недостатки первого, основан  на «энтропийном индексе диверсификации» (DT), который рассчитывается по формуле:

 

 

 

где n ─количество видов экономической деятельности организации по ОКЭД,

        Pi ─ доля объема производства, приходящаяся на i-й вид деятельности.

Энтропийный индекс показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.

Показатель энтропии будет  принимать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности  фирмы. Число наименований производимой продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.[28]

Одним из методов оценки диверсифицированности организации  является метод Горта, который предполагает расчет группы показателей:

 

1) Показатель доли общего  объема производства организации  без учета основного вида деятельности (Dg1):

 

 

 

где Uh1 ─ объем производства основного вида деятельности,

       Ut ─ общий объем производства организации.

2) Показатель Dg2 кроме основного вида деятельности учитывает также и вторую ее разновидность. Аналогично первому показателю, чем выше значение коэффициента Dg2, тем выше степень диверсифицированности:

 

 

 

где Uh2 ─ объем производства второго по величине вида деятельности.

3) Абсолютный показатель  диверсифицированности организации  (Dg3):

 

 

 

где ni ─ количество видов экономической деятельности, в которых работает организация.

Недостатком данного метода является то, что ни один из приведенных  показателей не может быть рассмотрен как комплексный для степени  диверсифицированности организации. При оценке системы из трех показателей  о степени диверсифицированности  можно судить не абсолютно, а только в динамике или в сравнении  с другой диверсифицированной организацией. В процессе анализа учитываются только два из основных вида деятельности организации, что может затруднить аналитический процесс выбора этих двух основных видов или исказить значения всех трех рассматриваемых показателей.[9, c.94]

Таким образом, энтропийный индекс, рассмотренный раннее, дает наиболее точную оценку степени диверсифицированности организации, поскольку он базируется на Классификаторе видов экономической деятельности (ОКЭД).

Для оценки эффективности диверсификации можно использовать показатели активности организаций (рост объемов продаж, увеличение доли  рынка,  рост  доходов  от  продаж ) или финансовые  показатели  (дивиденды,  рост рыночной стоимости акций и другие). Некоторые ученые предлагают  использовать такие показатели эффективности диверсификации, как чистый дисконтированный доход от диверсификации (ЧДД); индекс прибыльности инвестиций в диверсификацию (ИПД), внутреннюю  норму прибыльности проекта по диверсификации (ВНП); срок окупаемости инвестиций; показатель общего (суммарного) экономического эффекта от диверсификации и показатель эффективности диверсификации [3, c.32]

Как видно из приведенных выше показателей, экономическая эффективность диверсификации оценивается на основе полученных в процессе диверсифицированной деятельности результатов.

 

2.3 Методы диверсификации

 

Можно выделить два альтернативных пути осуществления диверсификации: внутренний рост (проведение диверсификации деятельности существующей организации) и внешний рост (диверсификация путем  слияния и поглощения). В странах  переходной экономики получили распространение  оба пути.[32, c.40]

В самом общем виде программы  по диверсификации могут содержать  один из нижеперечисленных методов:

1) Адаптация. Весь существующий  персонал, а также оборудование  должны использоваться для достижения  в дальнейшем большого разнообразия  товаров и услуг.

2) Экспансия (расширение). Повышение производительности происходит  за счет увеличения количества  оборудования и качества организации,  что, как правило, ведет к  увеличению ассортимента продукции.

3) Поглощение. Фирма, занятая  в определенной сфере деятельности  поглощается путем покупки либо  за наличные, либо за акции,  либо за их комбинацию. Центральные  корпоративные функции распространяются  и на новый отдел, и на  навыки и опыт управления поглощенной  компании и начинают работать  в целом и на вновь образовавшуюся  компанию.

4) Слияние. Объединение  организаций приблизительно одинакового  размера и рода деятельности.

5) Присоединение. Заинтересованность  в какой-либо организации, которая  проявляется как непосредственное  участие либо как контроль  над другой организацией, но, тем не менее, присоединившая организация продолжает функционировать как независимая структура.

6) Инвестиции. Весь процесс  вовлечения наличных денег, управленческого  таланта, технических навыков,  патентов и других ресурсов  должен протекать таким образом,  чтобы организация смогла извлечь  из этого определенные виды  преимуществ, к примеру, гарантированные  поставки сырья и доходы по  инвестициям, определенные выгоды  от сотрудничества с другими  организациями.

7) Содействие. Оказание поддержки  поставщику или покупателю в  изменении диверсификации или  в расширении их деятельности.[1, c.14]

Кроме вышеперечисленных  выделяют следующие методы диверсификации:

- обновление (усовершенствование) продукции;

- охват новых сегментов  рынка;

- территориальное расширение  рынков;

- создание собственной  сырьевой базы (с возможностью  оказания услуг другим организациям);

- организация нового производства  на имеющейся организации;

- покупка действующих  организаций (конкурентов или  не связанных с деятельностью  собственной организации);

- создание альянсов между  организациями без перехода права  собственности;

- приобретение долговых  обязательств или производственных  мощностей обанкротившихся организаций.[3, c.33]

Одним из перспективных методов, является диверсификация на основе аутсорсинга. Аутсорсинг – это передача сторонней организации определенных задач или бизнес-проектов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но необходимых для полноценного функционирования бизнеса. Этот метод позволяет сэкономить ресурсы предприятия, уменьшить риски производственной деятельности, повысить гибкость управления диверсификацией.[2]

 

2.4 Диверсификация  как способ повышения устойчивости  организации в рыночных условиях

 

Обладая рядом существенных преимуществ, диверсификация получила широкое распространение среди  передовых отечественных и зарубежных организаций. Благодаря одновременному развитию нескольких направлений деятельности организациям удается добиться конкурентоспособности  и рационального распределения  ресурсов.[32, c.34]

В условиях перехода страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства в организациях резко возрастает. Это связано  со стремлением хозяйствующих субъектов  обезопасить себя от критического риска, банкротства и получить максимальную прибыль.[13, c.229]

Основные преимущества диверсификации вытекают из возможности с ее помощью  добиваться синергии и повышать ценность организации. Синергизм ─ явление, когда доходы (или  иные  результаты  деятельности) от  совместного использования  ресурсов  превышают  сумму  доходов  от  использования  тех  же  ресурсов  по отдельности. Поэтому приоритетными будут те  направления диверсификации  производства, при которых организации удастся достичь синергетического эффекта в результате взаимодействия его диверсифицированных подразделений.[26, c.63]

Диверсифицирующие организации  имеют возможность использовать преимущество масштаба производства (экономию на масштабах производства), то есть снижать затраты на единицу продукции  при увеличении масштаба производства. Такая экономия становится возможной благодаря:

- использованию одного  оборудования для производства  различной продукции;

- использованию одних  производственных площадей;

- применению схожих технологий  при производстве диверсифицированной  продукции;

- обмену опытом между  сотрудниками диверсифицированных  подразделений организации, что  увеличивает эффективность их  работы;

- использованию одной  сбытовой сети;

- экономию на условно-постоянных  и постоянных издержках;

- ведению общих научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и так далее. [26, c.64]

Другая характерная черта  диверсификации связана с использованием специализированных ресурсов (тот вид  ресурсов, использование которого возможно лишь при определенном направлении  деятельности). Если организация владеет  излишним количеством таких ресурсов, продать которые невозможно (например, репутация марки приверженного  потребителя или узконаправленные технологии), то диверсификация может позволить всецело использовать эти ресурсы.

Что касается финансового  аспекта деятельности организаций, то в диверсифицированных организациях существует так называемый «внутренний  рынок капитала». В отличие от внешнего рынка капитала (покупка  акций организации) он позволяет  руководству организации распределять денежные ресурсы среди различных  подразделений, руководствуясь более  точной и подробной информацией  о результатах ее функционирования и не разглашая эти данные конкурентам. Также благодаря возможности совместно использовать навыки управления, планирования и контроля на уровне организации усиливается мотивация персонала.[32, c.39]

Кроме того при диверсификации производства достигается эффект снижения транзакционных издержек (экономия затрат при сделках), что приводит к снижению рисков деятельности, издержек выполнения контрактов. При диверсификации также  возможно снижение зависимости от конъюнктуры  рынка, выравнивание денежных потоков  вследствие эффекта снижения рисков деятельности.[9, c.96]

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики диверсификация производства повышает устойчивость предприятий, их конкурентоспособность, способствует проведению антимонопольной политики. Диверсификация открывает новые возможности в сфере научно-исследовательских работ (НИР). Расширение хозяйственной деятельности может увеличить массу ресурсов, которая позволит обойти конкурентов. Преимущества диверсифицированной организации заключаются в возможности объединения усилий для достижения единых целей.

Информация о работе Сущность и формы концентрации и диверсификации производства