Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы ─ раскрыть экономическую сущность концентрации и диверсификации производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы концентрации и диверсификации;
- определить показатели, используемые для оценки уровня концентрации и диверсификации производства;
- выявить эффективность концентрации и диверсификации производства и механизмы формирования их конкурентных преимуществ.
К числу как
1.3 Эффективность
концентрации производства. Определение
оптимальных размеров
Экономический эффект концентрации
заключается в улучшении
Однако стоит учитывать и недостатки высококонцентрированных организаций:
а) увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий в организацию, а также на отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки;
б) необходимость больших инвестиций на сооружение организаций, продолжительный срок их строительства и окупаемости инвестиций;
в) усложнение процесса управления с возрастанием масштабов организации;
г) повышение нагрузки на природную среду;
д) нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
е) возможность монополизации производства.[22, c.145]
Таким образом, можно сделать
вывод о необходимости
На практике наибольшую известность получили два метода определения оптимального размера организации: аналитический и графический. Первый метод связан с минимизацией приведенных затрат на выпуск продукции по i-му варианту (Зi) и определяется по формуле:
где Ci ─ производственная себестоимость продукции по i-му варианту,
Т ─ экономически обоснованный срок окупаемости капитальных вложений,
Ki ─ капитальные вложения по i-му варианту,
Зт.рi ─ транспортные расходы по i-му варианту, не входящие в производственную себестоимость,
Зр.п ─ прочие затраты, связанные с реализацией продукции по i-му варианту.[13, c.240]
Графический метод определения оптимального размера организации представлен на рисунке 1:
З ─ затраты на производство и реализацию продукции,
V ─ объем производства продукции,
А ─ внутрипроизводственные затраты на выпуск единицы продукции,
В ─ внепроизводственные затраты на реализацию единицы продукции,
К ─ минимум полных затрат на выпуск продукции.
Рисунок 1 ─ Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства
Источник: [33, c.449]
На рисунке 1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П=А+В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер организации (Vопт) достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.[33, c.448]
1.4 Взаимодействие
крупных, средних и малых
В предыдущем подразделе данной курсовой работы были указаны специфические факторы, оказывающие влияние на масштабы производства и организаций. Однако стоит учесть, что в условиях перехода к рыночной экономике будут развиваться преимущественно малые и средние организации. Крупные же организации, как правило, будут дифференцироваться. Малые и средние организации наилучшим образом приспособлены к перестройке производства на новые виды продукции, организации дополнительных рабочих мест.[51, c.239]
Преимуществами малых и средних организаций также является:
- малый бизнес позволяет
оперативно заполнить
- для создания таких
организаций не требуются
- развитие малого бизнеса
─ действенное направление
- с развитием малого
бизнеса появляется средний
Включение малых и средних организаций в бизнес-процессы крупных производств позволит последним быстрее отвечать на современные вызовы, избежать технологического отставания и потери рынков сбыта своей продукции. Отсюда возникает необходимость развития кооперации и повышения уровня взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.[13, c.235]
Проблема межфирменных отношений является еще недостаточно изученной в Республике Беларусь. В 2010 году было проведено исследование взаимодействия хозяйствующих субъектов методом почтового опроса руководителей промышленных организаций.
По результатам анализа взаимодействие крупных промышленных организаций с малым бизнесом происходит, прежде всего, в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих, на стадии реализации продукции (в дистрибьюции, логистике, маркетинговых исследованиях и рекламе), а также в обслуживании информационной системы, консалтинге и бухгалтерских услугах.
Среднему бизнесу предпочтение отдается в сфере дистрибьюции продукции (наряду с малыми), таможенного оформления и сертификации, производства продукции, обслуживания технологического оборудования (исключая гарантийное), управления персоналом, юридических услуг, ремонта зданий, уборки помещений и территории. [15, c.70]
С равными по размеру субъектами хозяйствования крупные организации чаще, чем с партнерами другого размера, строят взаимоотношения в закупке сырья, материалов, комплектующих, а также в разработке продукции и документации, где интенсивно привлекается средний бизнес.
Малые промышленные организации как и крупные, взаимодействуют с другими партнерами чаще всего в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. С крупными фирмами довольно часто сотрудничают при производстве и дистрибьюции продукции, таможенном оформлении и сертификации, разработке новых видов продукции и проектной, технической или иной документации. Сравнительно редко малые промышленные организации прибегают к услугам крупных фирм в сфере логистики, маркетинговых исследований и рекламы, обслуживания технологического оборудования и управления персоналом. Эти услуги, наряду с обслуживанием информационной системы, ремонтом зданий, помещений, консалтингом по управлению и принятию решений, бухгалтерскими и юридическими услугами, выполняются чаще специализированными малыми или средними организациями, для которых предоставление этих услуг является основным видом экономической деятельности.
Таким образом, экономическое взаимодействие крупных промышленных организаций Республики Беларусь с другими субъектами хозяйствования (вне зависимости от их размера) находится пока на стадии развития ─ простой стадии купли-продажи товаров. Основной причиной недостаточно интенсивного развития взаимодействия между организациями различного размера является традиционно сложившаяся практика выполнения отдельных бизнес-процессов собственными силами в связи с предполагаемыми меньшими издержками, чем у сторонних подрядчиков, либо в связи с наличием собственных специалистов со знанием специфики работы организации.[15, c.73]
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
2.1 Понятие и виды диверсификации
Активная реализация стратегий диверсификации организаций началась в середине двадцатого столетия в США. Первые исследования диверсификации и интеграции осуществили М. Горт в 1962 году (по отношению к американским компаниям) и Э. Есинара в 1979 году (по отношению к японским компаниям). Разработки в том же направлении продолжили такие авторы, как И. Ансофф, Ф. Котлер, М. Портер, А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд и прочие. Сегодня широкая диверсификация организаций характерна для Америки, Западной Европы, Японии, Южной Кореи и других стран.[3, c.29]
Диверсификация производства — одна из самых сложных и перспективных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, организации, фирмы.[13, c.229]
Диверсификация выражает процесс расширения активности организации, которая использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства организация превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированной считается организация, когда более 30 процентов общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью организации.[38, с.78]
В работах современных ученых наиболее часто упоминаются два основных вида стратегии диверсификации ─ связанная и несвязанная диверсификация. Стратегия диверсификации может быть названа связанной, если менее чем 70 процентов дохода всей организации обеспечивается одним из направлений бизнеса, причем все эти направления связаны между собой тем или иным образом. Связанная диверсификация подразумевает, что сливающиеся организации используют похожие технологии производства и системы распределения, ведут совместные научно-исследовательские работы, а также обслуживают сходные рынки. Диверсификация считается несвязанной, когда организация ведет различные направления деятельности, не имеющие взаимных связей. Иногда такие организации называются конгломератами. При связанной диверсификации упор делается на сотрудничество между имеющимися подразделениями организации, а при несвязанной диверсификации ─ на соревнование (соперничество) между ними.[32, с.36]
Для более полного изучения особенностей диверсификации деятельности организаций выделяют следующие ее виды:
1. По направлению:
- Вертикальная (создание
замкнутой технологической
- Горизонтальная (создание
нового продукта в пределах
основного профиля фирмы,
- Конгломератная (производство новой продукции, не связанной с традиционной деятельностью организации);
- Перекрестная (комбинирование горизонтальной и вертикальной диверсификации);
- Смешанная (комбинирование
горизонтальной, вертикальной и
конгломератной диверсификации)
2. По однородности:
а) инвариантная диверсификация. Такому виду присуща относительная стабильность организационных систем при определенном преобразовании направлений деятельности организации. Инвариантную диверсификацию можно разделить на такие подвиды:
- концентрическая (выпуск
новых изделий, которые за
- регрессивная (осваивается выпуск другого вида продукции или новой ее разновидности вместе с основной, которая будет использоваться как составная часть новой);
- монопрофильная (предусматривает поглощение предприятий-конкурентов со всеми их активами, которые расположены в разных отраслях производства продукции и услуг). [3, с.29]
б) Корпоративная диверсификация (подразумевает слияние относительно экономически независимых, равноправных хозяйствующих субъектов, которые принадлежат к разным сферам производства товаров и услуг, в единый организационный комплекс на основании единства экономических интересов). В пределах этого вида можно выделить такие направления:
- прогрессивная диверсификация (направленная на то, чтобы получить в собственность или поставить под более высокий контроль систему распределения);
- горизонтальная диверсификация (направлена на производство нового товара, несвязанного с выпускаемыми, но способного вызвать интерес существующей сети потребителей);
- конгломератная диверсификация (предусматривает насыщение ассортимента изделиями, работами и услугами, которые не имеют отношения к применяемой фирме технологии, товарам и рынкам).[3, с.30]
Как в теории, так и на практике, существуют различные виды стратегий диверсификации, однако большинство ученых соглашается с распределением стратегий диверсификации по принципу использования синергетического эффекта на два вида:
Информация о работе Сущность и формы концентрации и диверсификации производства