Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа
Курсовая работа имеет целью изучить прибыль торгового предприятия ООО «Городской рынок» и факторы ее определяющие.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
− изучение сущности, понятие и значение прибыли предприятия;
− рассмотреть виды прибыли и факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия;
− изучение организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»;
− анализ формирования доходов и факторов, их определяющих;
− оценка формирования и распределения прибыли торгового предприятия;
− оценка влияния факторов на изменение прибыли торгового предприятия и резервы ее роста.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Прибыль предприятия торговли как экономическая категория и ее характеристика………………………………………………………………...….6
1.1. Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли…………6
1.2. Виды прибыли и их характеристика………………………………………..9
1.3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия, и их характеристика……………………………………………………………….13
2. Анализ формирования прибыли ООО «Городской рынок»……………….20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Городской рынок»……………………………………….20
2.2. Анализ формирования доходов ООО «Городской рынок» и факторов, их определяющих……………………………………………………35
2.3. Оценка формирования и распределения прибыли ООО «Городской рынок»……………………………………………………………………………39
3. Оценка влияния факторов на изменение прибыли ООО «Городской рынок» и резервы ее роста……………………………………………………………….42
3.1. Изучение и оценка факторов, влияющих на прибыль от продаж…….…42
3.2. Анализ влияния факторов на чистую прибыль ООО «Городской рынок»……………………………………………………………..……………..43
3.3. Выявление и обоснование резервов увеличения прибыли и рентабельности ООО «Городской рынок»…………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………50
Библиографический список…………………………………………………….55
1. По экономической сущности
А) бухгалтерская прибыль – общая выручка предприятия за вычетом внешних издержек, то есть бухгалтерских издержек.
Б) экономическая прибыль – общая выручка предприятия за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предприятия), то есть за вычетом экономических издержек.
В) нормальная прибыль – представляет собой минимальную плату, позволяющую удержать предпринимателя в рамках данного предприятия или вида деятельности.
Экономическая прибыль = общая выручка фирмы-экономические издержки+внутренние издержки, включая нормальную прибыль
Бухгалтерская прибыль=общая выручка фирмы-бухгалтерские издержки (внешние издержки)
2. По источникам происхождения
А) Прибыль, заработанная благодаря инициативе:
- внедрение инноваций (производство или реализация нового товара, внедрение новых методов производства или реализации, внедрение организационно-управленческих новшеств);
- эффективное использование
- вознаграждение за риск;
- дальновидная политика в
Б) Прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах («неожиданная прибыль»):
- прибыль, возникающая благодаря инфляции;
- прибыль, связанная с экономической
конъюнктурой (размер предприятия
и занимаемая им доля рынка,
увеличение покупательского
- прибыль, возникающая из-за существующей структуры рынка (увеличение доли занимаемого рынка вследствие благоприятных обстоятельств);
- прибыль, порожденная характером производственной деятельности.
В) «Допускаемая прибыль», то есть прибыль, зависящая от решения общественного института или договора между различными инстанциями в большей степени, чем от экономических факторов.
3. По размеру
А) Минимальная прибыль – представляет собой прибыль, остающуюся после уплаты налогов, обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал;
Б) Максимальная прибыль - представляет собой прибыль, достигаемую при таком объеме деятельности, когда наибольший доход достигается при минимальных затратах;
В) Средняя прибыль - прибыль, обеспечивающая предприятию средний уровень рентабельности.
4. По содержанию
А) Номинальная прибыль – представляет собой фактически полученную прибыль, отражаемую в бухгалтерской отчетности предприятия;
Б) Реальная прибыль – представляет собой номинальную прибыль, скорректированную на уровень инфляции.
5. Согласно бухгалтерскому учету
А) Прибыль от продаж характеризует финансовый результат от основного вида деятельности:
П прод=ВП – ИО;
Б) Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат, то есть полученной от основной и прочей деятельности;
П до н/обл = П прод+%к получ - % к упл + П от участ в деят. Др. орг-ий + ПД – ПР;
В) Чистая прибыль характеризует конечный финансовый результат, то есть показывает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после начисления налогов, подлежащих уплате в бюджет из прибыли:
ЧП = П до н/об + Отл нал активы + Отл нал обязат – Тек нал на прибыль.
6. По собственности на ресурсы
А) Прибыль собственников;
Б) Прибыль инвестиционная (получаемая не в результате основной деятельности);
В) Прибыль кредиторов.
7. По видам деятельности
А) Прибыль от основной деятельности;
Б) Прибыль от инвестиционной деятельности;
В) Прибыль от финансовой деятельности.
8. По регулярности формирования
А) Нормальна прибыль;
Б) Сезонная прибыль;
В) Чрезвычайная прибыль (полученная в результате чрезвычайных ситуаций).
9. По системе учета издержек обращения и прибыли
А) Маржинальная прибыль – выручка за минусом переменных издержек:
Пмарж = ВР – Ипер;
Б) Итоговая прибыль – начисляется ежеквартально нарастающим итогом.
10. В соответствии с требованиями налогового законодательства
А) Прибыль, облагаемая налогом по полной ставке;
Б) Прибыль, облагаемая по льготной налоговой ставке;
В) Прибыль, не подлежащая налогообложению.
Рассмотрев виды прибыли, можно определить факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия.
Механизм формирования и распределения прибыли определяется законодательным, нормативным путем и зависит от степени развития рыночных отношений в экономике страны и государственного регулирования деятельности предприятий отрасли торговли.
1.3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль торгового предприятия, и их характеристика
В экономической литературе выделяют множество факторов, влияющих на прибыль, что требует их классификации с целью выявления основных направлений определения резервов и путей увеличения прибыли. Обобщения, имеющиеся в экономической литературе, точек зрения ученных по вопросам классификации факторов позволяют выделить следующие основные признаки классификации и соответствующие им виды факторов[16].
Таблица 3 – Классификация факторов, определяющих прибыль
Признак классификации |
Вид |
А |
Б |
В зависимости от среды предприятия |
- внешние факторы - внутренние факторы |
В зависимости от характера деятельности |
- производственные факторы - непроизводственные факторы |
По характеру воздействия |
- интенсивные факторы - экстенсивные факторы |
По срокам воздействия |
- текущие факторы - перспективные факторы |
По уровню управления |
- общеэкономические факторы - региональные факторы - внутрихозяйственные (на уровне предприятия) факторы |
По времени воздействия |
- постоянные факторы - временные факторы |
По степени управляемости |
- дискреционные (управляемые) факторы - недискреционные (неуправляемые) факторы |
В зависимости от среды предприятия совокупности факторов можно подразделить на две группы:
- внешние факторы, включающие в
себя состояние конъюнктуры
- внутренние факторы, обобщающие в себя следующие факторы: уровень хозяйствования и управления предприятием; объем и структура товарооборота; объем реализованных торговых надбавок; размер прочих поступлений доходов; объем издержек обращения; размер прочих расходов; скорость оборачиваемости товаров; обеспеченность собственными оборотными средствами; эффективность использования ресурсов.
В зависимости от характера деятельности факторы делятся на производственные и непроизводственные. К основным производственным факторам относят: эффективность использования ресурсов предприятия; уровень технической оснащенности предприятия; уровень организации труда на предприятии; режим работы предприятия и т.д. производственные факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные (таблица 4).
Таблица 4 – Производственные факторы, влияющие на прибыль торгового предприятия
Экстенсивные факторы |
Интенсивные факторы |
Рост уровня торговых надбавок |
Рост суммы валовой прибыли за счет роста товарооборота |
Изменение суммы издержек обращения |
Изменение уровня издержек обращения |
Увеличение времени работы предприятия |
Повышение эффективности использование ресурсов предприятия |
Увеличение количества используемых основных фондов и оборотных средств |
Совершенствование технологии реализации товаров и условий труда |
Размер стоимости финансовых ресурсов |
Непроизводственные факторы включают в себя условия снабженческо-сбытовой деятельности, условия конъюнктуры рынка, условия труда работников и т.д.
По срокам воздействия факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на следующие:
- текущие, включающие в себя факторы, действующие в течение ближайшего года (уровень торговых надбавок, размер сдаваемой в аренду площади и оборудования, стоимость реализуемых основных фондов);
- перспективные факторы, действующие
в перспективе (повышение уровня
технической оснащенности
По уровню управления факторы, формирующие прибыль, подразделяют на следующие группы: общеэкономические, региональные, внутрихозяйственные. В общеэкономические факторы входят: уровень инфляции; размер ставок, налогов, сборов; порядок формирования и распределения прибыли в соответствии с законодательством; государственное регулирование цен и уровня торговых надбавок. К региональным факторам относят: уровень ставок, тарифов, региональных налогов и сборов; постановление местных органов власти в области регулирования деятельности торговых предприятий; ставки оплаты за аренду помещений, ставки по коммунальным платежам; средний уровень валовой прибыли в предприятиях торговли региона. Внутрихозяйственные факторы включают в себя факторы, влияющие на прибыль на уровне предприятия: размер полученных торговых надбавок; использование свободных денежных средств предприятия; выбор предприятием системы налогообложения прибыли; размер торговой площади, используемой самостоятельно для предпринимательской деятельности или для сдачи в аренду.
По времени воздействия факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на постоянно действующие (уровень постоянных издержек обращения, размер уровня торговых надбавок, уровень инфляции) и временные факторы (вложение денежных средств на депозит, резкое изменение конъюнктуры рынка, сезонный характер спроса потребителей).
По степени управляемости факторы подразделяют на две группы:
- дискреционные (управляемые) факторы: улучшение экономической работы на предприятии; регулирование уровня торговых надбавок; определение размера основных фондов, сдаваемых в аренду; изменение уровня дискреционных издержек обращения; повышение эффективности использования всех видов ресурсов.
- недискреционные (неуправляемые) факторы: ставки налогов, сборов; тарифы за коммунальные платежи; уровень инфляции; изменения в законодательной нормативной базе по вопросам формирования и налогообложения прибыли.
Учет всей совокупности рассмотренных факторов позволяет определить основные из них, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на прибыль торгового предприятия, и выявить на этой основе резервы повышения прибыли и роста рентабельности.
Далее рассмотрим методику анализа прибыли предприятия торговли, которая осуществляется по нескольким этапам.
Подготовительный этап.
Основной целью анализа прибыли предприятия является выявление резервов роста рентабельности предприятия на основе комплексного анализа формирования и распределения прибыли.
В соответствии с вышеуказанной целью решаются следующие задачи:
- изучение экономических предпосылок анализа прибыли;
- анализ прибыли торгового
- факторный анализ всех видов прибыли: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли;
- оценка показателей
- анализ эффективности
- выявление и мобилизация
Предметом анализа является прибыль, а объектом анализа – конкретное предприятие торговли.
При осуществлении анализа прибыли предприятия используется комплекс таких различных методов как: метод сравнения, метод группировок, графический метод, метод разниц, корреляционно-регрессивный анализ, метод цепных подстановок, использование абсолютных и относительных величин. Выбор каждого метода обусловлен задачами и требованиями к проведению анализа.
Информация о работе Сущность, понятие и значение прибыли предприятия торговли