Теоретические аспекты организационной структуры государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является государственное управление агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Предметом исследования является функционирующая организационная структура государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Целью курсовой работы является изучение государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь и путей её совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.28 Кб (Скачать файл)

Преимущества линейно-функционального типа :

выполнение специалистами смежных задач, что позволяет создать специализированные (штабные) подразделения. Такую структуру называют линейно-штабной( позволяет повысить качество линейного руководства  путем освобождения руководителя органа управления от решения второстепенных вопросов, наделять функционального руководителя  правом давать указания объектам управления по отдельным функциям.) В ней за основу берется линейная структура, но при каждом звене управления создается штаб, состоящий из функциональных органов, которые специализируются на выполнении конкретной функции управления.

К недостаткам данной системы относится увеличение количества штабных подразделений и, как следствие отрыв от решения актуальных практических проблем. При этом увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который становится посредником между штабным и другими подчиненными ему структурными подразделениями.

Наибольшую гибкость в управлении имеют программно-целевые типы организации управления. Они бывают обычными и матричными.

Обычные структуры носят временный характер. Для выполнения какой-либо задачи в подчинение руководителю программы выделяются сотрудники  функциональных подразделений. Задание исполнителям дает руководитель программы, а дисциплинарные взыскания налагает линейный руководитель по представлению руководителя программ. Недостатком такого управления являются ограниченные права руководителей программ.

 При матричной структуре управления занятость в программе не освобождает её участников от выполнения постоянных обязанностей. Для такой организации характерна сложная система подчиненности структурных единиц – оно может быть двойное, тройное и большее. При такой структуре создаются различные комитеты, комиссии специалистов различных организаций, не связанные с организационной подчиненностью.

 

 Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган – это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан) наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.

Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:

  • орган государства – это элемент организационной структуры управления, наделенный властью;

  • орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;

  • государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

  • несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Правовой статус органов госуправления определяется следующими основными положениями:

  • они осуществляют свою деятельность на основе конституции и принятых в соответствии с ней законов;

  • в процессе осуществления исполнительно-рас- 
    порядительной деятельности они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;
  • все они подотчетны и подконтрольны органам государственной власти;
  • каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему органу.

 

В пределах своих полномочий государственные органы самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга и имеют свою внутреннюю структуру – внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.

Скоординированную и слаженную работу системы управления  обеспечивают организационные структуры государственного аппарата– совокупности административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции. Он обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке и характеризуется :

  • организационной упорядоченностью – все государственные органы выстроены по строгой иерархии;

  • все государственные органы системы узаконены, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;

  • каждый орган имеет определенный статус, т.е. свое предназначение, роль и место в системе;

  • каждый орган имеет свои компетенцию, полномочия, выполняет определенные функции.

Систему государственных органов можно представить через основные одсистемы , каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях.

 Подсистема национального уровня образуется на основе конституции страны. Фактически – это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития. К государственным органам подсистемы  национального уровня относятся:

  • глава государства;

  • представительные и законодательные органы;

  • правительство;

  • судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;

органы специального назначения

 

Подсистема регионального и местного  уровня   формируется основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Это исполнительно-распорядительные органы. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия. К государственным органам этой  подсистемы относятся:

  • администрация главы государства;

  • институт полномочных представителей президента  
    (в некоторых странах);

  • аппарат парламента;

  • аппарат правительства;

  • министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;

  • аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков . С учетом территориального масштаба органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. Деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные – действуют в пределах административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции выделяют:

  • органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительство, региональная и муниципальная администрация). Они несут ответственность за положение дел в государстве, административно-территориальных единицах, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности;

  • органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министерство связи и т.д.;

  • органы межотраслевой компетенции – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяются две группы органов – коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение.

Единоначальные органы – это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом:

  • бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые из бюджета;

  • осуществляющие хозяйственную, коммерческую деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Организационная структура государственного управления Республики Беларусь включает в себя:

- высшие органы государственной  власти и органы особой компетенции,

- органы исполнительной власти,

- органы управления административно-политической  сферой,

- экономические органы управления,

- государственные органы управления  социальной сферой,

-органы местного управления и самоуправления,

 - отраслевые органы государственного управления.

 

2.1. Высшие органы государственной власти  и органы особой компетенции.

 

Органы государственной управления обладая различными взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством. Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. 
 
Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района).

Особое место в системе государственной власти занимает Президент - глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Он является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан ,обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст.79 Конституции)

Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. . В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

 Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

  • Администрацию Президента Республики Беларусь;

  • органы государственного управления;

  • консультативные и иные органы при Президенте.

С согласия Палаты представителей Президент назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием.

В состав Администрации входят 14 структурных подразделений:

  1. Главное управление кадровой политики;

  1. Главное идеологическое управление;

  1. Главное государственно-правовое управление;

  1. Главное организационное управление;

Информация о работе Теоретические аспекты организационной структуры государственного управления