Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:42, курсовая работа
В работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
Курсовая работа написана на основе материалов и документов конкретного торгового предприятия ООО «Анюта», имеющего объекты розничной торговли и общественного питания в г.Набережные Челны.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях 5
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования 5
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета 9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия 12
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта») 15
2.1 Краткая характеристика ООО «Анюта» 15
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 21
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности 30
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия 30
Заключение 36
Список литературы 39
Продажу продовольственных товаров осуществляют мини-магазины и закусочные. В основном магазине помимо продажи кондитерских и гастрономических товаров, осуществляется продажа товаров промышленного ассортимента. Поэтому основной магазин состоит из трех отделов: кондитерского, гастронома и промышленного.
Ассортимент гастрономического отдела составляют: различные консервы, замороженные продукты, колбасы, мясная нарезка, рыба соленная, молочные продукты и др.
Ассортимент кондитерского отдела составляют: конфеты, печенье, торты, пирожные, хлебобулочные изделия, чай, кофе, а также мороженое.
Ассортимент промышленного отдела очень широк. Здесь продается: посуда, декоративная косметика, бытовая химия, парфюмерия, лаки и краски для волос, средства по уходу за телом.
В мини-магазинах приблизительно такой же ассортимент продовольственных товаров и алкоголя как в основном магазине, только в меньших объемах.
В закусочных в основном осуществляется продажа винно-водочной продукции и различных закусок.
На предприятии применяются в основном две системы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. Повременная оплата труда применяется для работников бухгалтерии и руководства. Заработная плата продавцам выплачивается в зависимости от объема товарооборота. Процент от выработки определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от трудоемкости реализуемых товаров. К примеру, для продавцов кондитерского, вино-водочного отделов и гастронома этот показатель равен 3% от товарооборота, а для продавцов промышленного отдела и мини-магазинов 5%, так как мини-магазины осуществляют круглосуточную торговлю, а ассортимент товаров промышленного отдела относится к товарам с низкой оборачиваемостью. Заработная плата заведующих отделами состоит из фиксированных окладов и суммы, исчисляемой в процентах к товарообороту закрепленных за ними отделов. Такая система оплаты труда является дополнительным стимулом и влияет на качество их работы и деятельности всего магазина. Бухгалтерией ведется учет всех затрат предприятия, и эти данные используются руководством для принятия решения об уменьшении или увеличении некоторых статей расходов.
Начиная с 2000 г. предприятие постепенно переходило на уплату единого налога на вмененный доход. Сначала на уплату этого налога были переведены Закусочная №1 и Закусочная №2. Затем в 2010 г. предприятие полностью перешло на уплату ЕНВД в соответствии с российским законодательством. Так как ЕНВД уплачивается отдельно с каждого подразделения, учет хозяйственных операций и выявление финансового результата проводится отдельно по каждому подразделению. Такое положение, конечно, осложняет организацию учета и проведение анализа хозяйственной деятельности ООО «Анюта». Поэтому, в целях более полной сопоставимости факторов, для проведения анализа в дипломной работе будут использоваться данные, характеризующие различные аспекты деятельности предприятия за 2010–2011 гг. Сравнение этих периодов удобно еще и с той точки зрения, что в ООО «Анюта» компьютерный учет всех бухгалтерских операций ведется, начиная только с 2010 г. Использование компьютера позволяет сформировать отчетность по любым параметрам деятельности фирмы. Бухгалтерская программа 1:С Бухгалтерия намного облегчает работу бухгалтера. С ее помощью можно выдать информацию о деятельности любого подразделения ООО «Анюта» на любой момент времени. Не требуется больших усилий для проведения экономического анализа, так как в конце каждого отчетного периода программа выявляет финансовый результат по каждому отделу. А составление различных внутрифирменных отчетов и проведение расчетов по экономическому анализу, характеризующему финансовое состояние фирмы, делается в программе Microsoft Excel, которая имеет широкие возможности использования математических формул при расчете аналитических показателей.
Анализ хозяйственной
деятельности является одной из важнейших
подсистем общей системы
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
В задачи анализа финансовых результатов входят:
Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.
На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
Не требует капитальных
затрат ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которое также
ведет к росту объемов производ
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
Анализ прибыли поводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание).
Анализ прибыли начинается
с изучения динамики массы прибыли
и анализа выполнения плана прибыли,
если он был разработан на данном предприятии.
При анализе прибыли
Анализ прибыли торгового
предприятия необходимо проводить
не только путем сравнения фактически
достигнутых результатов с
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения.
Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:
Вл.Т = Ро (Т1 – То) / 100,
где Вл.Т – влияние изменения объема товарооборота, руб.;
Ро – уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), % к обороту;
Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;
То – объем товарооборота в предшествующем году (по плану), руб.
Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле:
Вл.УВД = Т1 (УВД1 – УВДо) / 100,
где Вл.УВД – влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.;
Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;
УВД1 – уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту;
УВДо – уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту.
Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле:
Вл.УИО = Т1 (УИО1 – УИОо) /100,
где Вл.УИО – влияние изменения уровня издержек обращения, руб.;
Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;
УИО1 – уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту;
УИОо – уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту.
Анализ выполнения плана по прибыли, ее динамики, основных факторов, влияющих на ее величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью систем коэффициентов.
Начнем анализ прибыли ООО «Анюта» с рассмотрения этапов формирования чистой прибыли по каждому отделу фирмы. Для наглядности представим эти данные в таблице.
Таблица 1. – Формирование чистой прибыли ООО «Анюта»
Отдел |
Прибыль от реализации, руб. |
Внереализац. доход, руб. |
Внереализац. расход, руб. |
Сумма ЕНВД, руб. |
Чистая прибыль, руб. | |||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
Зак. 1 |
54509 |
97910 |
210 |
- |
43 |
178 |
32232 |
36500 |
224440 |
612320 |
Зак. 2 |
19067 |
23965 |
- |
- |
- |
76 |
28237 |
17136 |
-91700 |
67530 |
ММ 03 |
174058 |
207521 |
184 |
- |
- |
181 |
35999 |
688182 |
1382430 |
1385220 |
ММ 66 |
190930 |
251441 |
225 |
- |
- |
209 |
13918 |
22140 |
1772370 |
2290920 |
Магазин |
192181 |
313314 |
247 |
- |
10376 |
357 |
54213 |
121931 |
1278390 |
1910260 |
Итого |
630745 |
894150 |
866 |
- |
10419 |
1000 |
164599 |
266525 |
4565930 |
6266250 |