Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль товарного ассортимента в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей конкурентоспособности продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 10
1.2 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ЕЕ ОЦЕНКА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 37
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛМА» 38
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 45
2.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛМА» 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «ЭЛМА» 53
3.1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «ЭЛМА» 54
3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ОАО «ЭЛМА» 59
3.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 63
3.4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
3.5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛМА»……. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Банкроты – фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -7 до -10. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
Проведем расчет
конкурентоспособности ОАО «Элм
КП = 1,2*0,9828*(-0,8778) = -1,0352
Показатель
При расчетном значении КП = (-1,0352) ОАО «Элма» по итогам 2006 года занимает сектор матрицы, соответствующий фирме действующей в рыночной нише. Для ОАО «Элма» характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.
Однако предложенный
метод не учитывает структурного
характера конкурентоспособност
Таким образом, возникает необходимость оценки системы взаимосвязанных показателей, интерпретирующих влияние отдельных элементов комплекса маркетинга на результаты рыночной деятельности предприятия.
Для проведения такой оценки используется метод расстановки приоритетов. В его основе лежит измерение значений необходимых для подготовки принятия решений группой компетентных экспертов. Технология использования метода предполагает указание предпочтительного варианта в каждой паре. Выбор такого подхода связан с тем, что качественное сравнение 2-х вариантов проще, чем выражение предпочтения в балльной шкале.
Данный метод заключается в сопоставлении экспертных систем и сравнении вариантов по определенным критериям. При использовании данного метода можно выделить следующие этапы:
1) составление экспертной системы;
2) расчет вектор-столбца,
который представляет собой
3) определение абсолютного приоритета, где цифры каждой строки умножаются на соответствующий показатель вектора-столбца;
4) расчет относительного приорите
Применение данного метода для оценки структуры показателей конкурентоспособности предполагает выделение критериев и вариантов. Для нашего примера критериями будут выступать элементы комплекса маркетинга, такие как товар, цена, каналы сбыта, продвижение товаров на рынке. Важно, что невозможна ситуация, когда производственное предприятие имеет неконкурентоспособную продукцию на протяжении нескольких лет, но при этом демонстрирует финансовую эффективность. Несовместимость этих понятий состоит в том, что неконкурентоспособность продукции - это снижение объемов ее реализации, что в свою очередь ухудшает все финансовые показатели предприятия: рентабельность, оборачиваемость, ликвидность и пр. Результаты определения значимости критериев и значимости вариантов по критериям представлены в таблицах 3.3. – 3.17.
Таблица 3.3 – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – продукт
Наименование критериев |
Критерии |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | ||||
k |
k |
k |
k |
k | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Качество |
=1 |
> |
> |
> |
> |
7 |
34 |
0,30 |
Универсализм |
< |
=1 |
> |
< |
> |
5 |
22 |
0,19 |
Ассортимент |
< |
< |
=1 |
< |
> |
4 |
17,5 |
0,15 |
Упаковка |
< |
> |
> |
=1 |
> |
6 |
27,5 |
0,24 |
Стиль |
< |
< |
< |
< |
=1 |
3 |
14 |
0,12 |
Итого |
115 |
1 |
При определении значимости критериев по фактору – продукт, высший относительный приоритет относится к качеству, а самый низший к стилю.
Таблица 3.4 – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – цена
Наименование критериев |
Критерии |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | ||||
k |
k |
k |
k |
k | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Оптовая цена |
=1 |
> |
< |
> |
> |
6 |
27,5 |
0,24 |
Процент скидки с цены |
< |
=1 |
< |
> |
> |
5 |
22 |
0,19 |
Гибкость ценовой политики |
> |
> |
=1 |
> |
> |
7 |
34 |
0,30 |
Срок платежа |
< |
< |
< |
=1 |
> |
4 |
17,5 |
0,15 |
Условия кредита |
< |
< |
< |
< |
=1 |
3 |
14 |
0,12 |
Итого |
115 |
1 |
При определении значимости критериев по фактору – цена, высший относительный приоритет относится к гибкости ценовой политики, а самый низший к условиям кредита.
Таблица 3.5 – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – каналы сбыта
Наименование критериев |
Критерии |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | |||
k |
k |
k |
k | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Формы сбыта |
=1 |
< |
> |
> |
4,5 |
17,25 |
0,28 |
Степень охвата рынка |
> |
=1 |
> |
< |
4,5 |
17,25 |
0,28 |
Система контроля запасов |
< |
< |
=1 |
< |
2,5 |
9,25 |
0,16 |
Система транспортировки |
< |
> |
> |
=1 |
4,5 |
17,25 |
0,28 |
Итого |
61 |
1 |
При определении значимости критериев по фактору – каналы сбыта, низший относительный приоритет относится контролю запасов, относительные критерии имеют одинаковой приоритет.
Таблица 3.6 – Экспертная система для определения значимости критериев по фактору – продвижение продуктов на рынке
Наименование критериев |
Критерии |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | |||
k |
k |
k |
k | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Реклама |
=1 |
> |
> |
> |
5,5 |
21,25 |
0,36 |
Индивидуальная продажа |
< |
=1 |
< |
< |
2,5 |
9,25 |
0,16 |
Продвижение продуктов по каналам торговли |
< |
> |
=1 |
< |
3,5 |
12,25 |
0,21 |
Упоминание об изделиях в средствах массовой информации |
< |
> |
> |
=1 |
4,5 |
16,25 |
0,27 |
Итого |
59 |
1 |
В процессе обработки экспертных систем по факторам конкурентоспособности были выделены такие значимые критерии, как качество, упаковка, оптовая цена, гибкость ценовой политики, формы сбыта, степень охвата рынка, система транспортировки, реклама, упоминание об изделиях в средствах массовой информации.
Таблица 3.7 – Экспертная система для определения значимости вариантов по критерию – качество
Наименование вариант |
Варианты |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | ||||
x |
x |
x |
x |
x | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ОАО «Элма» |
=1 |
> |
> |
> |
> |
7 |
34 |
0,19 |
ООО «Милана» |
< |
=1 |
> |
> |
> |
6 |
27,5 |
0,24 |
ЧУПП «Надин-Н» |
< |
< |
=1 |
< |
> |
4 |
17,5 |
0,15 |
ООО «Fashion Lux» |
< |
< |
> |
=1 |
> |
5 |
22 |
0,30 |
Продолжение таблицы 3.7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ООО «Мода-Юрс» |
< |
< |
< |
< |
=1 |
3 |
14 |
0,12 |
Итого |
115 |
1 |
Далее по этим критериям сравним варианты, представленные фирмами и выберем наилучший.
Так, по результатам оценки значимости вариантов по критерию – качество, можно увидеть следующую картину. ОАО «Элма» имеет средний относительного приоритета равный 0,19, самый же маленький балл 0,12 – у ООО «Мода-Юрс». Данный факт говорит о том, что у исследуемого объекта не самое высокое качество выпускаемой продукции по сравнению с другими производствами, которое может соответствовать европейским стандартам.
Таблица 3.8 – Экспертная система для определения значимости вариантов по критерию – упаковка
Наименование вариант |
Варианты |
Вектор-столбец |
Абсолютный приоритет |
Относительный приоритет | ||||
x |
x |
x |
x |
x | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ОАО «Элма» |
=1 |
=1 |
=1 |
< |
=1 |
4,5 |
21,5 |
0,18 |
ООО «Милана» |
=1 |
=1 |
=1 |
< |
=1 |
4,5 |
21,5 |
0,18 |
ЧУПП «Надин-Н» |
=1 |
=1 |
=1 |
< |
=1 |
4,5 |
21,5 |
0,18 |
ООО «Fashion Lux» |
> |
> |
> |
=1 |
> |
7 |
34 |
0,28 |
ООО «Мода-Юрс» |
=1 |
=1 |
=1 |
< |
=1 |
4,5 |
21,5 |
0,18 |
Итого |
120 |
1 |
Информация о работе Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)