Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа
Целью работы является раскрытие вопроса формирования трансакционных издержек в государственных структурах.
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек в государственных структурах
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также система государственных структур.
.
Введение 3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек 4
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек 4
1.2. Виды трансакционных издержек 8
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора 12
2. Трансакционные издержки в государственных структурах 16
2.1. Трансакционные издержки в системе
размещения государственного и муниципального заказа 16
2.2. Трансакционные издержки в системе образования 22
Заключение 26
Список литературы 27
АННОТАЦИЯ
Гореванова О.К. Трансакционные издержки в государственных
структурах. Челябинск: ЧелГУ, 2013, 27 стр. Библиографический список
В теоретической части работы
исследованы теоретические и
методологические аспекты
В практической
части произведена диагностика
трансакционных издержек в
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек 4
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек 4
1.2. Виды трансакционных издержек 8
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора 12
2. Трансакционные издержки в государственных структурах 16
2.1. Трансакционные издержки в системе
размещения государственного и муниципального заказа 16
2.2. Трансакционные издержки в системе образования 22
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Введение в экономический анали
Актуальность темы работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.
Целью работы является раскрытие вопроса формирования трансакционных издержек в государственных структурах.
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек в государственных структурах
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также система государственных структур.
.
1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек
Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом. В качестве такого понятия было признано, введенное Р. Коузом в его работе «Природа фирмы» понятие трансакционных издержек.
К таким издержкам относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности.
В статье «Природа фирмы» обращается внимание на то, что появляются новые издержки, которые он назвал «трансакционными» (от слова сделка - трансакция). К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует немало издержек для своего создания и поддержания.
Две статьи Коуза породили неоинституционализм, ибо они дали начало новым идеям науки - трансакционной экономике и экономике права. По мнению К. Эрроу, трансакционные издержки в экономике подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек, а главное его преимущество - тенденция к минимизации затрат на получение информации.
Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:
В последние годы изучению трансакционных издержек посвятили свои работы и отечественные экономисты: А. Шеститко, С. Малахов, А. Нестеренко.
Неоинституционалисты в условиях рынка отводят достойное место фирме, при этом выделяют новый вид издержек, связанных с рыночными отношениями- трансакционные. Вместе с тем, они считают, что существует система общественного спроса и предложения институтов. К таким институтам отечественной экономики относят, например, институт регулирования коммерческого кредита или институт арбитража. Отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, ведет к трансакционным издержкам в форме неплатежей, а арбитражного института - к трансакционным издержкам неисполнения контрактов.
Из этого можно сделать вывод: чем выше величина трансакционных издержек, тем большая потребность в институтах. Общественный спрос на институты выражается величиной трансакционных издержек, а общественное предложение институтов определено издержками коллективного действия, т.е. издержек по созданию и функционированию институтов. Если трансакционные издержки отсутствия институтов равны издержкам коллективного действия, следовательно, на рынке возникнет состояние равновесия. Понятие трансакционных издержек для нашей страны ново, но на Западе, еще в эпоху раннего капитализма, с целью снижения издержек купцы объединялись в компании, стремясь к минимизации рисков торговых операций. В нашей стране наступает ситуация, когда предприятия вынуждены объединять свои капиталы и усилия с целью преодоления несовершенных рыночных отношений.
В настоящее время появился еще один вид издержек - издержки фрирайдерства (free rider - проблема безбилетника). Государственное вмешательство в экономические процессы, по мнению представителей теории трансакционных издержек, способствует росту издержек фрирайдерства. Например, при уплате налогов. Законопослушные налогоплательзщики - фирмы оказываются в проигрыше, так как другие пренебрегают своими обязанностями, но участвуют наравне со всеми в бюджетном распределении. Чтобы избежать роста издержек фрирайдерства, государство должно не увеличивать, а снижать налоги. Говоря о трансакционных издержках, нужно учитывать, что в условиях рынка они являются обычным явлением. Вот почему речь идет не об исключительных трансакционных издержках, а об их минимизации. «Этот принцип лежит в основе определения границ роста размеров фирмы или изменения ее организационной формы при заданной технологии измерения и контроля»1.
В период советской плановой экономики государственный контроль цен препятствует установлению равновесия и денежных, и неденежных трансакционных издержек, при котором минимальная совокупность трансакционных издержек (А) обеспечивается равенством:
T = S(A min = S + T = 2T)
Сдерживание роста цен обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непрапорциональному росту неденежных издержек, т.е росту совокупности ТИ = А (т.е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). По мнению А. Шеститко, при исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности следует использовать критерий минимализации издержек производства, а не трансакционных издержек, что в свою очередь предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности организаций и институтов, но и от технологии.
Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).
Можно ввести понятие «маркетинговые издержки», которые в какой-то степени являются синонимом понятия «трансакционные издержки» В литературе существует много определений трансакционых издержек:
В их составе Й. Барцель выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунисического поведения» и т.п.
Следует отметить, что понятие трансакционных издержек вошло в язык отечественной экономической литературы совсем недавно. Например, Шаститко и А. Олейник дают определение трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. С. Малахов пытается ввести понятие трансакционных издержек в неоклассическую теорию тоже, а Капелюшников Р.И. рассматривает их с точки зрения экономической теории прав собственности.
1.2. Виды трансакционных издержек
Рассмотрим характеристику трансакционных издержек с позиции теории прав собственности. Регламентируемые тем или иным способом отношения собственности и их защита в случае необходимости, снижая уровень трансакционных издержек, был призван институт права. Наряду с понятием «собственность», используемое в экономике, было адаптировано понятие «право на собственность», «право собственности». Так появилась взаимосвязь экономики и права во взгляде на собственность.
Поэтому именно в недостаточной спецификации прав собственности кроется причина существования и возрастания трансакционных издержек.
А. Оноре дал полное
определение права
Р.И. Капелюшников выделяет 5 классов издержек трансакции:
2. Издержки ведения переговоров - этот вид издержек складывается из-за неудачно заключенной, плохо оформленной сделки. Основным инструментом экономи этих затрат нам представляются типовые договоры.
Эти издержки связаны с расходами на содержание суда, арбитража, государственных органов; затраты, необходимые для восстановления нарушенных прав, потери от плохой их защиты.
«Оппортунистическое поведение» - введенное О. Уильямсоном -понятие недобросовестного поведения., нарушающего условия сделки и приносящие тем самым ущерб. Это может быть и ложь, и обман.
Такие издержки представляют собой издержки измерения, но относятся не к результату, а к процессу - не к передаваемому продукту, а к поведению контрагентов по сделке.
Информация о работе Трансакционные издержки в государственных структурах