Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа
Целью работы является раскрытие вопроса формирования трансакционных издержек в государственных структурах.
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек в государственных структурах
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также система государственных структур.
.
Введение 3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек 4
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек 4
1.2. Виды трансакционных издержек 8
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора 12
2. Трансакционные издержки в государственных структурах 16
2.1. Трансакционные издержки в системе
размещения государственного и муниципального заказа 16
2.2. Трансакционные издержки в системе образования 22
Заключение 26
Список литературы 27
По существующим оценкам трансакционный сектор занимает очень большое (более 50 %) место в национальной экономике, что, с одной стороны, вынуждает экономистов заниматься проблемами трансакционных издержек, а с другой стороны, разработкой методов и путей снижения операционных издержек.
Но все трансакционный издержки можно разделить на две группы по степени возможности определения для фирмы их реальной стоимости, выраженной в денежном эквиваленте:
Явные трансакционные издержки: все трансакционные издержки, которые имеют определенную рыночную цену в денежном выражении и могут быть отражены в бухгалтерских документах, например, затраты на рекламу, услуги адвоката.
Неявные трансакционные издержки: не выраженные в денежной форме трансакционные издержки, которые не могут быть зафиксированы в бухгалтерских документах, например, затраты, складывающиеся от потерь свободного времени. Они могут быть покрыты (как и вмененные) за чсет экономической прибыли от производства и реализации.
В начале XXI века в сфере экономического производства происходят глобальные изменения. Трансакционные издержки являются не только «двигателем» эволюции общественных институтов, стремление к их минимизации способствует, по нашему мнению, научному техническому прогрессу.
Областью применения трансакционных издержек является, наряду с экономикой, политика и социология, т.е. те виды человеческой деятельности, которые обусловлены взаимодействием между отдельными индивидами или их объединениями.
Таким образом, трансакция понимается как активное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, охватывающих материальные, контрактные аспекты обмена и используются для обозначения как обмена товаров, так и обмена различными видами деятельности.
Характеристика трансакционных издержек варьируется от узких определений, связывающих трансакционные издержки с отдельными видами деятельности и затратами, возникающими в ходе заключения сделки, до широких.
А вот разнообразие подходов к анализу трансакционных издержек и значительное расхождение по поводу не только сферы их образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что развитие теории трансакционных издержек находится на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию закономерностей их образования.
1.3. Масштабы деятельности
Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Единственная пока попытка количественно оценить их уровень (на материале экономики США) принадлежит Дж.Уоллису и Д.Норту.
Исходным для их анализа является упоминавшееся уже деление издержек на два основных класса – "трансформационные" (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные: "Трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением затрат в готовую продукцию, издержки по осуществлению трансформационной функции. Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена.
И трансформационные, и трансакционные издержки признаются производительными. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия. И функция трансформации, и функция трансакции требует реальных затрат. В известных пределах две эти категории издержек взаимозаменяемы.
Для определения издержек трансакции Дж.Уоллис и Д.Норт пользуются следующим критерием: с точки зрения потребителя, таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, с точки зрения продавца – все его затраты, которые он не нес бы, если бы "продавал" товар самому себе. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют "трансакционными услугами" [5, c. 89].
Согласно полученным оценкам, в ВНП США доля трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством -- с 3, 6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г., что в сумме составило рост с 26,1% до 54,7%. Часть этого роста в течение столетия была отражением передвижки трансакционных затрат из внерыночной сферы на рынок, но другая часть представляла реальное инвестирование ресурсов.
Расширение трансакционного сектора, по словам Дж.Уоллиса и Д.Норта, явилось "структурным сдвигом первостепенной важности". Дело в том, что снижение трансакционных издержек в расчете на одну сделку (то есть их удельного уровня) открывает путь дальнейшему углублению специализации и разделения труда: "...ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, которые заполнили нашу современную экономику и которые являются ключом к объяснению контраста между высокоразвитыми странами и странами "третьего мира".
Дж.Уоллис и Д.Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: "С нашей точки зрения, трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором".
Значение затрат по спецификации и правовой защите контрактов возрастало по мере расширения рынка и усиления процесса урбанизации. На смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами пришел обезличенный обмен, требовавший детального определения условий сделки и разветвленных механизмов правовой защиты. Снижение удельного уровня трансакционных издержек началось в середине 19 в. в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширения рынков. Последствия большего товарного разнообразия и ослабления личных контактов выразилось в том, что экономические агенты увеличили свои расходы на поиск и обработку рыночной информации.
Использование капиталоемких технологий оправдано только при достаточно значительных масштабах производства, что требует ритмичного поступления сырья и материалов и налаженной системы сбыта. Сокращение издержек и повышение скорости транспортировки сделали возможным переход к крупным организациям. Благодаря этому больший поток трансакций стал осуществляться не только через рынок, но и непосредственно внутри фирм.
Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж.Уоллис и Д.Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.
Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить:
1) при простом перемещении
трансакционных услуг из
2) при снижении стоимости
единичной трансакции (за счет
экономии на масштабах или
лучшей спецификации и защиты
прав собственности государство
3) при постоянной или повышающейся удельной стоимости трансакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса;
4) при удорожании процесса
обмена вследствие
2. Трансакционные издержки в государственных структурах
2.1. Трансакционные издержки в системе размещения государственного и муниципального заказа
Трансакционные издержки оказывают отрицательное влияние на результаты деятельности участников системы бюджетных закупок, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности государственных расходов. Реформирование системы закупок позволит сократить значительную часть трансакционных издержек.
Трансакционные издержки существенно влияют на доходы и расходы бюджета, эффективность проводимых государством закупок.
Введение понятия «трансакционные издержки» в экономическую науку связано с именем Р.Коуза. В статье «Природа фирмы» он говорил о существовании «издержек использования ценового механизма» там же он обозначил, что «издержки на проведение переговоров и заключение контракта также следует принять во внимание». В более поздней статье «Проблема социальных издержек» Р.Коуз определил, что «для осуществления рыночной трансакции необходимо: выявить - с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются».
Следует отметить, что трансакционные издержки являются неотъемлемой составляющей современной экономики.
Трансакционных издержек не было только в обществе, в котором не существовало разделения труда. Все экономические субъекты действуют в условиях положительных трансакционных издержек.
«Для осуществления добровольного взаимовыгодного обмена и объяснения его масштабов значение имеет не только абсолютная величина трансакционных издержек, но и распределение их между заинтересованными сторонами». В процессе реализации государственного и муниципального заказа данные издержки распределяются между заказчиками и поставщиками.
Одним из видов трансакционных издержек, связанных с государственным и муниципальным заказом, являются издержки выявления альтернатив. Профессор А.А.Аузан подчеркивал, что «существование данного вида трансакционных издержек определяется, прежде всего, дифференциацией цен на один и тот же продукт, не обусловленной различиями в транспортных расходах. Именно разброс цен на одно и то же благо (т.е. в пределах относительно небольшого региона) является одним из признаков незрелости, несовершенства рынка».
При размещении государственного и муниципального заказа у поставщиков возникают следующие издержки, которые не связаны с производством и относятся к трансакционным:
Трансакционные издержки функционирования системы государственного и муниципального заказа являются фактором, снижающим эффективность государственных расходов. Вместе с тем дальнейшее реформирование системы закупок позволит сократить значительную часть трансакци-онных издержек.
Применительно к системе государственных и муниципальных закупок трансакционные издержки и меры их нейтрализации выглядят следующим образом:
1. Издержки поиска информации.
Для государственного заказчика данные издержки заключаются в исследовании рынка для определения степени его конкурентности и первоначальной цены контракта. Данные издержки можно сократить созданием информационной базы цен на уровне субъекта РФ.
Поставщик несет расходы, связанные с поиском информации о размещаемых заказах, изучением конкурсной документации. Создание системы поиска информации на официальных сайтах по группам закупаемой продукции, возможность получения консультации по возникшим вопросам (относительно предмета закупок и конкурсной документации) по телефону должны снизить для поставщика издержки поиска информации.
2. Издержки ведения переговоров. Официально отсутствуют, но возможны в случаях согласования условий заявки с коррумпированными сотрудниками госзаказчика, что снижает эффективность проводимых конкурсных процедур. Для исключения возможных случаев сговора между поставщиками и заказчиками необходимо усилить контроль над последними.
Информация о работе Трансакционные издержки в государственных структурах