Трансакционные издержки в государственных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие вопроса формирования трансакционных издержек в государственных структурах.
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек в государственных структурах
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также система государственных структур.
.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек 4
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек 4
1.2. Виды трансакционных издержек 8
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора 12
2. Трансакционные издержки в государственных структурах 16
2.1. Трансакционные издержки в системе
размещения государственного и муниципального заказа 16
2.2. Трансакционные издержки в системе образования 22
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Трансакционные издержки в государственных структурах.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

3. Издержки измерения.

• Государственный заказчик несет расходы по разработке технического задания, оценке представленных заявок по критериям, которые оптимально соответствуют типу закупаемой продукции, контролю ее качества. Данные издержки можно нейтрализовать, привлекая экспертов для оценки качества товаров, работ и услуг и закупая специфическую однотипную продукцию соответствующими ведомствами.

• У поставщика данные издержки выражены в затратах на сбор документов, подтверждающих качество товаров, работ и услуг. Создание реестра добросовестных поставщиков и внесение поправок в законодательство, допускающее к участию в конкурсе только поставщиков, сертифицировавших свою продукцию по международным стандартам (за исключением товаров, которые возможно закупать у субъектов малого предпринимательства), позволит приобретать качественные товары и услуги с меньшими затратами общественных ресурсов.

4. Издержки заключения контракта.

  • Государственный заказчик должен разработать контракт, отвечающий требованиям эффективного расходования бюджетных средств, для чего необходимо создать базу типовых договоров по группам закупаемой продукции.
  • Поставщик же должен смириться с невозможностью изменения условий контракта, так как внедрение подобной практики может привести к снижению положительного эффекта от государственных закупок.

5. Издержки выполнения контракта.

  • Государственный заказчик несет расходы, связанные с содержанием службы контроля над выполнением контракта. Частично данные издержки можно нейтрализовать путем создания региональных экспертных советов по качеству.
  • Поставщик в ходе исполнения контракта должен уделить повышенное внимание управлению дебиторской задолженностью. Для исключения срывов поставок

(особенно, если поставка осуществляется в несколько этапов) необходимо повысить контроль над своевременностью осуществления платежей по выполненным контрактам (этапам).

6. Издержки защиты от третьих лиц.

  • Государственный заказчик несет расходы, связанные с организацией охраны складов, противопожарной безопасностью. Для снижения данных издержек необходимо оптимизировать размеры одной партии заказа.
  • Для поставщика имеет значение наличие риска отмены результатов конкурса по жалобе третьих лиц. В данном случае необходимо разделять причины расторжения контракта на реальные и определенные под давлением других поставщиков, которые необходимо исключать усилением контроля над государственными заказчиками.

7. Издержки оппортунистического поведения.

  • Эффективность проводимых закупок может снижаться в результате невыполнения должностных обязанностей служащими, занятыми размещением государственного и муниципального заказа. Для исключения данной возможности необходимо усилить контроль над процедурами закупок с увязкой заработной платы и результатов работы.

Поставщик же несет расходы, связанные с платой за победу в конкурсе, которые покрываются за счет лучших условий контракта.

При   анализе   издержек   системы  размещения  государственного  и муниципального заказа обязательно необходимо учитывать, что «в сфере государственных закупок сформировался неформальный «теневой» институт коррупции, препятствующий развитию цивилизованного рынка государственных заказов, формированию экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государством - заказчиком и его поставщиками. По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, коррупция ежегодно поглощает порядка 15-20% стоимости совокупного объема государственного заказа». Коррумпированность некоторых заказчиков приводит к тому, что затраты поставщиков значительно увеличиваются и общество получает меньше благ за одни и те же средства [5,c . 98].

Снижение издержек, прежде всего, должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов. Расширение спектра товаров, работ и услуг, закупаемых на аукционе, должно значительно снизить трансакционные издержки. При проведении аукциона разрешено указывать торговое наименование объекта закупок. Данное обстоятельство необходимо оценивать с двух сторон: с одной стороны, если необходимо закупить конкретный товар (при его более высоком качестве в сравнении с аналогом) и при этом существует развитый конкурентный рынок, то это позволит более эффективно использовать средства бюджета; с другой стороны, при отсутствии конкуренции возможна разработка конкурсной документации под конкретного поставщика, что негативно повлияет на эффективность закупок.

Для снижения трансакционныхиздер-жек в процессе размещения государственного и муниципального заказа необходимо четкое соблюдение принципов эффективности системы закупок. Правила проведения закупок должны быть четкими и ясными, а результаты - предсказуемыми. При этом лица, занимающиеся размещением заказа, должны быть максимально заинтересованы в действительно эффективном размещении заказа, а не стремиться использовать механизм заказа для личного обогащения.

При формировании политики размещения государственного и муниципального заказа следует учитывать и так называемые виртуальные трансакционные издержки, которые получили свое название по причине отсутствия трансакций, которые могут повлечь за собой данные издержки.

Таким образом, при анализе эффективности системы государственного и муниципального заказа и разработке направлений его совершенствования необходимо учитывать не только существующие издержки, но и последствия принимаемых решений, так как одно и то же мероприятие при рассмотрении с разных сторон может иметь различный эффект.

 

2.2. Трансакционные издержки в системе образования

 

Образовательное учреждение  - это открытая динамическая социальная система. Она состоит из взаимодействующих элементов, объединённых общей целью, образующих определённую структуру и связанных между собой определёнными отношениями. Открытость этой системы означает, что её элементы находятся в определённых  отношениях не только друг с другом, но и с внешней средой. Динамичность учреждения определяется необходимостью соответствовать изменениям внешней и внутренней среде.   Задача заведующего детского сада или школы – направить деятельность коллектива на решение главных задач педагогики, разумно распределять полномочия в соответствии с Уставом ОУ и правилами внутреннего трудового распорядка работников детского сада; с учётом условий и режима работы учреждения создавать творческую атмосферу в коллективе.  

В работе с клиентами (родителями воспитанников )    работа учреждения нацелена на :  

 •    наличие партнёрских отношений с родителями воспитанников;  

•    умение руководителя создавать комфортные условия  работы для своих сотрудников и нацелить на реализацию поставленных целей;  

 •    способность образовательного учреждении представить услуги, отвечающим запросам родителей;  

•    возможность своевременного информирования родителей ;  

 •    качество выстроенных коммуникаций учреждения со своими контрагентами: поставщиками, учредителями, другими социальными институтами.  

Поддержание перечисленных факторов порождает трансакционные издержки образовательного учреждения.   В основе оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольном учреждении лежит динамика педагогических процессов, выявление того, как осуществляемые преобразования действуют на развитие личности каждого ребенка. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений.  

Любое управляющее воздействие идет через информацию управления (или командную информацию), а сообщение органу управления о сложившейся обстановке - через информацию состояния. Другими словами, принятие   решений - это целенаправленный процесс переработки «информации состояния» в «командную информацию».   Движение информации по функциональным уровням образовательного учреждения. и управления в процессе выполнения организационной функции сопровождается искажениями (преградами), которые могут быть как непреднамеренными, так и сознательными.  

Непреднамеренные искажения могут быть в силу непродуманности структуры управления учреждением, перегрузки информацией, в силу затруднений в межличностных контактах, ошибок и т.п.   Сознательные искажения обычно с так называемой фильтрацией информации: желание сообщить только хорошие новости, данные, страх перед наказанием и т.п.   Отрицательное влияние на коммуникационный процесс могут также оказывать плохие отношения между отдельными подразделениями, конфликтные ситуации между отдельными работниками.   Межличностные отношения (соглашения) занимают много времени руководителя. Речь идёт о прямом межличностном обмене информацией разговоров (трансакциями).  

На пути  эффективности  межличностных коммуникаций возникают преграды (помехи), связанные с искажением восприятия информации, семантические помехи, некачественная обратная связь, плохое слушание и др.   Персонал (агенты)  по – разному воспринимают одну и туже информацию в силу своих знаний, опыта, убеждений, интересов, эмоционального состояния. Это является причиной избирательного восприятия информации. На коммуникативный процесс оказывает влияние степень открытости, степень доверия к подчиненному, предвзятость, несправедливость.   В качестве преграды в соглашениях между агентами нередко выступают семантические неточности – неоднозначное понимание слов (символов), а также невербальная информация (интонация, мимика, жесты, поза.).   Во всех случаях руководитель должен принять решение.

Умение готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Многие из указанных выше авторов считают, что информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного обеспечения управления.     В дошкольном учреждении с каждым годом увеличивается документооборот.  

В документационной деятельности возникают фактические однообразные трудности:   - неизбежная утрата документов, следовательно, информации;   - попадание документов и  информации, содержащихся в них третьему лицу.   - скопление  множества документов;   - избыточность документооборота, крупная утрата времени на обработку входящей и исходящей информации, а это означает – медленная реакция на новейшие действия.   -  издержки рабочего времени на поиск нужного документа;   - лишние издержки на бумагу и копирование для сотворения нескольких копий.    

Направления снижения трансакционных издержек в информационно – аналитическом обеспечении управленческой деятельности дошкольного учреждении.     Чтобы избежать трансакционных информационных издержек в дошкольном учреждении можно предложить следующие рекомендации:     •    Чётко обдумывать содержание информации, предназначенной для передачи;    

 •    Следить за точностью выбранных слов, используемой интонации, позы, жестов;      

•    Необходимо быть внимательным к чувствам собеседника, получателя сообщения или указания для исполнения;     •    Добиваться установления обработкой связи.      

 •    Положительная реакция собеседника, получателя сообщения, подчинённого  заметно влияет на повышение эффективности обмена управленческой информацией.       Эти  рекомендации могут быть прописаны в Корпоративном кодексе дошкольного учреждения.     Если говорить о информационных издержках при работе с документами, то можно,  чтобы избежать их , информацию хранить в ячейках (папках), каждая из которых имеет своё название и код (порядковый номер)   Это способствует рационализации труда руководителя     Для снижения издержек по поиску информации подключить не только образовательные учреждения (школы) ,  но и дошкольные учреждения к локальной сети Интернет.  

 

 

Заключение

 

Введение понятия «трансакционные издержки» в экономическую науку связано с именем Р.Коуза. В статье «Природа фирмы» он говорил о существовании «издержек использования ценового механизма» там же он обозначил, что «издержки на проведение переговоров и заключение контракта также следует принять во внимание». В более поздней статье «Проблема социальных издержек» Р.Коуз определил, что «для осуществления рыночной трансакции необходимо: выявить - с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются».

Следует отметить, что трансакционные издержки являются неотъемлемой составляющей   современной   экономики.

Трансакционных издержек не было только в обществе, в котором не существовало разделения труда. Все экономические субъекты действуют в условиях положительных трансакционных издержек.

Трансакционные издержки оказывают отрицательное влияние на результаты деятельности участников системы бюджетных закупок, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности государственных расходов. Реформирование системы закупок позволит сократить значительную часть трансакционных издержек.

Информация о работе Трансакционные издержки в государственных структурах