Управление активами и пассивами ОАО «ОТП БАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель управления активами и пассивами состоит в предотвращении или исправлении дисбаланса и защите от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности. Отправной точкой управления активами и пассивами является анализ источников ресурсной базы банка и направлений вложения средств, а также связанных с этим рисков. Постановка эффективной системы управления активами и пассивами банка актуальна как в периоды кризиса, так и экономического подъема.
Управление активами и пассивами − это постоянное сопоставление и регулирование показателей баланса кредитной организации с целью поддержания прибыльности и минимизации неоправданных рисков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управления активами и пассивами
коммерческого банка……………………………………………………………6
1. Активные операции коммерческих банков……………………………….6
2. Пассивные операции коммерческих банков……………………………..14
3. Управление активами и пассивами коммерческих банков……………..20
3.1 История возникновения управления активами и пассивами
коммерческого банка………………………………………………………...21
3.2 Теории управления активами и пассивами коммерческого банка…...23
3.2.1 Теория коммерческих ссуд………………………………………...24
3.2.2 Теория перемещения………………………………………………25
3.2.3 Теория ожидаемого дохода………………………………………..28
3.3 Методы Управления активами и пассивами коммерческого банка…..29
2. Управление активами и пассивами ОАО «ОТП Банк»………………..35
2.1 Анализ деятельности ОАО «ОТП Банк». Анализ активов и пассивов
ОАО «ОТП Банк»……………………………………………………………35
2.1.1 История создания и темпы развития КБ «ОТП Банк» в России…….35
2.1.2 Финансовые показатели ОАО «ОТП Банк» по состоянию на 26
мая2010 г……………………………………………………………………...37
2.2 Проведение ГЭП – анализа ликвидности ОАО «ОТП Банк» …………39
2.3 Проведение анализа ликвидности ОАО «ОТП Банк» по
опубликованной отчетности…………………………………………………….45
3. Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка…………52
Заключение……………………………………………………………………...76
Список литературы…………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

0379261_F7920_upravlenie_aktivami_i_passivami_kommercheskogo_banka.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

Срочные вклады —  это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка платы по ним зависит от размера и срока  вклада.

При том обстоятельстве, что владелец срочного вклада может распоряжаться своим вкладом только по истечении оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения денежных средств. Тогда в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Разновидностью срочного вклада являются депозитные сертификаты, рассчитанные на точно зафиксированное время привлечения средств. Владельцам счетов выдаются специальные именные свидетельства (сертификаты), в которых указаны срок погашения и процентная ставка. Депозитный сертификат — это письменное свидетельство о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой надбавки.

Депозитные сертификаты  выдаются только юридическим лицам. Они могут быть именными и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу. Депозитные сертификаты выпускаются банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банками как на фиксированный срок, так и до востребования.

Определенную роль в ресурсах банка играют сберегательные вклады населения, в частности, вклады целевого назначения. Они вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Это могут быть вклады, выплата по которым приурочена к отпуску, дню рождения, так называемые новогодние вклады. Особенно популярны указанные виды вкладов в промышленно развитых странах.

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и поставлена в зависимость от конъюнктуры денежного рынка. Однако этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной степени от клиентов (вкладчиков), а не самого банка. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения дополнительных денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. Межбанковский кредит обычно предоставляется в рамках корреспондентских отношений. Механизм межбанковских корреспондентских отношений предусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками в других для осуществления платежных и расчетных операций по поручениям друг друга. Привлечение межбанковского кредита осуществляется либо самостоятельно банком путем прямых переговоров, либо через финансовых посредников. Если банки сами договариваются о межбанковском кредите, то их отношения оформляются специальными договорами, основная масса которых заключается на срок.

Пассивной операцией коммерческих банков является получение ими централизованных кредитных ресурсов. Кредиты центральных банков предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования и на конкурсной основе, а также в форме ломбардных кредитов.

Еще одним методом привлечения  средств является соглашение об обратном выкупе (репо). Это соглашение заключается между банком и фирмой или с дилерами государственных ценных бумаг. Когда фирма хочет заложить большую сумму наличных денег на очень короткий срок, она покупает у банка ценные бумаги на условиях обратного выкупа. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Подобного рода соглашения стали важным каналом для привлечения временно свободных средств.

Также получили развитие евровалютные кредиты как финансовый инструмент управления пассивными операциями. Евровалютные кредиты это кредиты, полученные от иностранных банков в евровалюте. Ведущей валютой в структуре международного рынка ссудных капиталов являются евродоллары.

 

3. Управление активами и пассивами коммерческого банка

Управление активами и пассивами  − это постоянное сопоставление  и регулирование показателей  баланса кредитной организации  с целью поддержания прибыльности и минимизации неоправданных рисков.

Управление активами и пассивами  помогает четко решить проблемы:

• привлечения средств (в том числе определения сроков и ставок),

• распределения свободных средств,

• вложений в основные средства,

• поддержания собственного капитала и т.п.

Основная цель управления активами и пассивами состоит в поддержании  процентных доходов и валютного  положения банка в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных  средств в разумных пределах.

Задачи управления активами и пассивами:

• подборка и очистка исходных данных;

• систематизация баланса;

• моделирование финансовых характеристик текущих счетов;

• моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.

Аналитическая задача управления активами и пассивами состоит в оценке чувствительности подверженности баланса к различным изменениям одного или нескольких факторов, а также в количественной оценке влияния непредвиденных колебаний в одном или нескольких факторах.

Результатом операций управления активами и пассивами можно считать создание эффективных страховых стратегий для реализации задач управления рисками и обеспечения согласованной, четкой и надежной отчетности.

 

3.1 История возникновения управления активами и пассивами коммерческого банка

Методика управления активами и  пассивами находится на стадии активного  развития. Она появилась в конце 70-х - начале 80-х (в период высоких процентных ставок в США) в финансовых организациях.

 Традиционно,  банки и страховые компании  использовали учет на основе начисления (accrual accounting) практически для всех активов и пассивов. Они брали обязательства (депозиты, страховые полисы, аннуитеты), затем инвестировали поступления от этих обязательств в активы (кредиты, закладные, недвижимость). Все активы и пассивы учитывались по балансовой стоимости.

Но такая методика не учитывала возможные риски, возникающие в зависимости от структуризации активов и пассивов.

Пример 1.

Рассмотрим банк, который берет ссуду на 100 млн. долл. под 3% годовых, а затем отдает надежному заемщику те же деньги в  кредит под 3,2 % на 5 лет. Для удобства счета будем считать, что все проценты по кредиту выплачиваются ежегодно и весь процентный доход накапливается к моменту выплаты соответствующих обязательств.

Балансовая стоимость  ссуды (актив банка) составляет 100 млн. *1,032 = 103, 2 млн. долл. При этом балансовая стоимость обязательства 100 млн.* 1,03 = 103 млн. Итого банк за первый год зарабатывает 200 тыс. долл.

Сама по себе транзакция кажется прибыльной, банк зарабатывает ежегодно 0,2 %. Однако при  этом он подвергается определенному  риску. В конце года необходимо будет  изыскать новое финансирование для  кредита, который будет выплачиваться еще 4 года до момента погашения. Однако если процентная ставка повысится, то банку, возможно, придется платить больше процентов по своему обязательству, чем он зарабатывает на ссуде.

Допустим, в конце года для четырехлетнего кредита процентная ставка составит 6%. Банк оказывается перед серьезным затруднением, зарабатывая 3,2 %, он выплачивает 6%. Учет на основе начисления не выявляет проблемы.

Однако если применить учет на основе рыночной стоимости (market-value accounting), то сразу выявится возникающее у банка затруднение.

Рыночная стоимость ссуды составит 100 млн. * (1,032)5 /  (1,06)4 = 92,72 млн., а рыночная стоимость обязательства − 103,0 млн. Таким образом, следуя этому учету, банк потеряет 10,28 млн.

Проблема связана с несоответствием  активов и пассивов. До начала

70-х годов ХХ века такие несоответствия не имели существенного значения. Процентные ставки в развитых странах испытывали лишь незначительные колебания, поэтому и потери были очень небольшими. Банкам удавалось устранить убытки за счет краткосрочных займов и долгосрочных ссуд.

Однако в конце 70-х начался  период резкого повышения процентных ставок. Многие компании не сразу распознали возникающий риск. В результате понесли существенный ущерб.

Руководству компаний пришлось сосредоточить  свое внимание на рисках активов и  пассивов. Проблема заключалась не в том, что активы понижались, а пассивы росли. Основная сложность состояла в том, что основной капитал мог истощаться за счет колебаний разницы между активами и пассивами (то есть за счет того, что стоимости активов и пассивов изменялись не синхронно).

Риск активов и пассивов усиливается за счет того факта, что их стоимость становится выше, чем стоимость капитала. В такой ситуации незначительные изменения этих показателей приводят к очень существенному сокращению капитала. Учет методом начисления не отражал эту проблему, поскольку потери распределялись на будущие периоды.

В результате компании стали учреждать  комитеты, занимающиеся управлением  активов и пассивов с целью  оценки АП-рисков.

3.2 Теории управления активами и пассивами

Теории управления активами и пассивами  для поддержания ликвидности банка появились практически одновременно с организацией коммерческих банков.

Первоначально вопрос о банковской ликвидности имел два теоретических  подхода.

Первый подход был основан на том, что структура активов банка  по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов, а это практически исключало возможность проведения коммерческими банками активной политики управления своей ликвидностью. На данной теоретической основе было выработано

так называемое золотое банковское правило, состоящее в том, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.

Второй подход базировался на реальном несоответствии структур активов и  пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам, конъюнктуры спроса и предложений на рынках ссудных капиталов денежных средств, ценных бумаг и других проявлений несбалансированности рыночных отношений. Такие явления наиболее характерны для стран, осуществляющих переход от планово-централизованной к рыночной экономике.

Проблема управления активами и  пассивами с целью поддержания ликвидности является одной из ключевых для российских банков. В банковской практике имеются многочисленные подходы к измерению ликвидности. Но, с другой стороны, это разнообразие указывает на то, что до сих пор нет доступной и приемлемой формулы для расчета потребностей банка в ликвидных средствах. Согласие достигнуто только в определении того, что сумма ликвидных средств отдельно взятого банка зависит от колебаний общей суммы вкладов и спроса на кредит. И для проведения сбалансированной активной или пассивной политики сотрудники, ответственные за управление состоянием ликвидности баланса банка, опираются на одну или несколько теорий управления.

В настоящее время различают  четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода - они связаны с управлением активами и теория управления пассивами. На практике в той или иной степени используются все теории, но в разных банках одной из них придается большее значение.

Теория коммерческих ссуд

Теория коммерческих ссуд уходит корнями в английскую банковскую практику XVIII в. Защитники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Другими словами, банкам следует финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. В наше время эти ссуды получили бы название ссуд под товарные запасы или на пополнение оборотного капитала.

На протяжении почти всей истории банковского дела считалось, что банки не должны кредитовать покупку ценных бумаг, недвижимости или потребительских товаров или предоставлять долгосрочные кредиты сельскому хозяйству.

Теория коммерческих ссуд была ведущей  банковской теорией в США с  колониальных времен до конца 30-х годов нынешнего столетия.

Хотя теория коммерческих ссуд широко пропагандировалась экономистами, органами контроля и регулирования, банками, ее применение на практике не было столь строгим.

Основным недостатком теории было то, что она не учитывала кредитных потребностей развивающейся экономики. Строгое соблюдение теории запрещало банкам финансировать расширение предприятий и оборудования, приобретение домов, скота, земли. Неспособность банков удовлетворять подобного рода потребности в кредите явилась важным фактором в развитии конкурирующих финансовых институтов, таких, как взаимосберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании потребительского кредита и кредитные союзы.

Информация о работе Управление активами и пассивами ОАО «ОТП БАНК»