Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:37, курсовая работа
Издержки производства можно рассматривать как основную экономическую категорию, имеющую большое теоретическое и практическое значение. Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо под термином «издержки» понимали средние общественные затраты на производство единицы продукции. К. Маркс выделял действительные издержки производства товара (затраты труда) и издержки производства то, чего стоит производство товара капиталисту: сумма расходов на приобретение средства производства и рабочей силы. Представители австрийской экономической школы разработали теорию предельных издержек.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 3
1.1 Издержки предприятия и их виды 3
1.2 Себестоимость продукции и факторы влияния на неё 6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.1 Принципы формирования и учета затрат по центрам ответственности, факторы, влияющие на уровень затрат 10
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии 14
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО «МЕЛЬНИК» 26
3.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник» 26
3.2 Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям 28
3.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Мельник» 32
3.4 Мероприятия по совершенствованию управления затратами ОАО «Мельник» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Управление экономикой предприятия представляет собой целенаправленный процесс формирования затрат предприятия, исчисления себестоимости продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства и реализации, как всей продукции, так и отдельных ее видов, выявление резервов экономии производственных ресурсов, обеспечение контроля за выполнением бюджетных (плановых) нормативов.
При большом разнообразии затрат на разных уровнях управления предприятием, сложности их связей с различными управленческими функциями, выполняемыми организацией, крайне важны общие принципы формирования затрат предприятия, руководствуясь которыми можно определять, за счет каких источников и в каких пределах могут быть произведены те или иные затраты.
В затраты предприятия входят:
1) затраты, непосредственно
2) расходы на подготовку и
освоение производства, которые
включают затраты: на освоение
новых производств, цехов и
агрегатов, подготовку и
3) затраты некапитального
4) затраты на обслуживание
5) затраты на управление
6) амортизация основных средств
и нематериальных активов:
7) расходы на продажу: упаковку, транспортировку, хранение, расходы на рекламу и др.;
8) прочие затраты, не отнесенные
к ранее перечисленным, в
9) непроизводительные затраты,
в частности: потери от брака,
простоев, расходы на гарантийный
ремонт, недостачи материальных
ценностей при отсутствии
Для того, чтобы полнее выявить затраты предприятия, определить себестоимость отдельных видов продукции с учетом особенностей организации и технологии производства необходимо правильно определить объекты формирования и учета затрат.
Выбор объекта формирования и учета затрат зависит от возможности влиять на процесс формирования затрат, выявлять слабые места в производстве и управлении, прилагать усилия к достижению наибольших финансово-производственных результатов при оптимальных затратах.
Учетная система обеспечивающая регистрацию,
накопление, анализ и предоставление
информации о затратах и результатах
и позволяет оценить
Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. Обосновывая необходимость такой системы учета, он писал, что учет затрат по центрам ответственности - это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются на определенных уровнях управления. С именем Джона Хиггинса также связано его знаменитое правило: «Каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует».
Центрами ответственности
Деление предприятия на центры ответственности должно отвечать следующим основным требованиям:
Решающее значение на создание центров
ответственности оказывают
Традиционной является увязка построения
центров ответственности с
Практическая организация
Центры ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности подразделяются на центры затрат, продаж и прибыли.
Центр затрат - это структурное подразделение предприятия (производственный участок, цех, конструкторское бюро), руководитель которого отвечает только за затраты. При этом затраты можно детализировать и тем самым усилить контроль за их рациональным формированием. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат с целью контроля, анализа и управления факторами производства. Практическая системная организация центров затрат на уровне ниже цеха возможна только на основе широкой компьютеризации производства.
В коммерческих организациях немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.
Основные центры ответственности
занимаются непосредственным производством
продукции, выполнением работ и
оказанием услуг для
Вспомогательные центры ответственности
существуют для обслуживания основных
центров ответственности. Затраты
этих центров сначала распределяют
по основным центрам ответственности,
а уже потом в составе
Следует отметить, что центры ответственности - это не только центры затрат. Также на предприятии могут быть организованы центры продаж, прибыли и инвестиций. Рассмотрение особенностей организации таких форм центров ответственности в цели настоящей работы не входит.
Центры ответственности (затрат) - это определенное учение, новая психологическая трактовка учета формирования затрат, направленная на организацию поведения менеджеров. Ее цель - не столько контроль, сколько помощь менеджерам в организации самоконтроля, ибо предполагается, что ни один человек не станет нарушать выгодные для него цели и критерии.
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии
При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Исходя из высказывания, можно заключить, что целью планирования затрат является определение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных, трудовых и денежных).
По срокам различают следующие виды планирования себестоимости продукции (работ, услуг):
1. перспективное (охватывает
2. среднесрочное (от двух до трех лет);
3. краткосрочное или текущее (до одного года).
Целью перспективного планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в длительном периоде. А краткосрочное планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период.
Планирование расходов связано
с разработкой следующих
Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.
Планирование затрат на производство
и реализацию продукции осуществляется
различными методами, которые зависят
от общеэкономических условий, масштабов
предприятия и его
При учете затрат в разрезе постоянных
и переменных расходов планируются
переменные затраты. Планируемая сумма
переменных затрат определяется как
произведение удельных затрат на единицу
продукции на планируемый объем
выпуска продукции в
Все промышленные предприятия независимо от их организационно-правовых форм и собственности должны осуществлять калькулирование себестоимости продукции.
Калькулирование себестоимости продукции
способом суммирования затрат используется
в машиностроении и других сложных
сферах. В этом случае себестоимость
единицы продукции определяется
путем суммирования затрат по процессам
технологического цикла или по отдельным
частям изделия в разрезе
Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства.
Таким образом, при планировании себестоимости решают следующие задачи:
1. Выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;
2. Обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство;
3. Определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах).
Следовательно исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т.е. составление плановых калькуляций.
Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.
Информация о работе Управление затратами на предприятии ОАО «Мельник»