Управление затратами на производство продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Содержание

Введение
Глава 1 Роль и значение управления затратами на производство продукции предприятия
Сущность управлением затратами на производство продукции
Виды затрат на производство продукции
Глава 2 Анализ состояния, факторы и резервы совершенствования управления затратами на производство продукции предприятия
2.1 Анализ состояния затрат на производство продукции на примере предприятия ООО «Стимул»
2.2 Факторы, влияющие на стратегию управления затратами на производство продукции предприятия
2.3 Резервы совершенствования управления затратами на производство продукции предприятия
Глава 3 Основные предложения по совершенствованию уменьшения затрат на производство продукции предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

По способу включения в себестоимость товара затраты организации подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются затраты на производство конкретного вида товара, поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.

Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов товаров, например, затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные).Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, в организациях, где производится один вид товара, расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными.По роли в технологическом процессе изготовления товаров и целевому назначению затраты организации подразделяются на основные и накладные.Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления товаров. К ним относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.).

Накладные затраты образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией товаров и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, продолжительности отчетного периода и других факторов.

Разделение затрат на основные и накладные основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы товара. Накладные расходы используются для обеспечения процесса реализации товаров и функционирования организации как хозяйственной единицы, в связи с чем должны списываться на уменьшение прибыли от реализации товаров.

В международной практике основные затраты выступают в виде производственных, а накладные – периодических затрат. Такая группировка пока редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, использующих систему учета “Директ–кост”. В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости товаров.Большое значение имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость товаров. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся затраты по производству и продажам товаров в текущем периоде. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.Расходы будущего периода – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость товаров, которые будут выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов товаров). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения и другие затраты, имеющие периодический характер).Большое значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения контроля затрат их группируют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны организации. Неконтролируемые же затраты не зависят от деятельности организации, например, инфляционный рост цен на сырье, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

-  систему подконтрольных показателей, состав и уровень их детализации;

-  сроки представления отчетности;

- распределение ответственности  за полноту, своевременность и  достоверность информации, содержащейся  в отчетах по затратам, то есть  “привязать” систему контроля  к центрам ответственности в  организации.

Для того, чтобы система контроля затрат в организации была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, определить из нормативные или плановые значения и вести постоянный контроль. В этом случае создается возможность своевременно выделять “узкие места” в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения по ихрегулированию. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, и величина их зависит от степени регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного организации: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует – ее можно разработать только применительно к конкретной организации.

Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:

-   длительности периода времени принятия решения (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

- полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора организации).

Успех любой производственной и коммерческой деятельности в первую очередь зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма работников, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования, где затраты организации подразделяются на обязательные, связанные с выполнением работниками основных трудовых обязанностей, и на поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей. Приведенные классификации затрат позволяют каждой организации выбрать систему классификации затрат, исходя из специфики производства, перечня и мест возникновения затрат, сформированной системы учета и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ состояния, факторы и резервы совершенствования управления затратами на производство продукции предприятия

2.1 Анализ состояния затрат на производство продукции на примере предприятия

 

На основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия можно провести анализ эффективности производства и реализации готовой продукции.

Объем производства и реализации готовой продукции являются взаимозависимыми величинами. В условиях ограниченных производственных возможностей и нерегулируемого спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он, в некоторой степени, определяет объем продаж. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Основные задачи анализа можно сформулировать следующим образом:

- оценка степени выполнения плана производства продукции;

-  оценка степени выполнения плана реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется  по отгрузке продукции покупателям. Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Они используются при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Нормативные трудозатраты используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начнем с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.1).

Таблица 1

Динамика производства и реализации продукции, тыс. руб.

 

Год 

Объем производства продукции в текущих ценах (по фактической цене учета)  

Индекс цен 

Объем производства продукции в ценах базисного года 

Темпы роста производства, %

Объем реализации 

Темпы роста реализации, %

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2005

130264

1,15

113272,0

101

106

128775

102

88

2006

140790

1,12

125705,0

91

90

136211

97

96


 

 

Вб =                       (1)

Индекс изменения цен (Иц) в свою очередь определяется по формуле:

Иц =                       (2)

, где Уц - уровень изменения цены

При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Чтобы определить объем валовой продукции некоего периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за предыдущие периоды.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему году.

Из таблицы видно, что в 2006 году по отношению к 2005 годом происходил спад производства продукции (106-96).Темпы роста реализации продукции наоборот возросли 88% в 2005 г. и 96% в 2006 г.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 2. В качестве объекта исследования возьмем основное производство предприятия.

Таблица .2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 1-й кв. 2006 г.

Наименование продукции

Объем производства продукции в плановых ценах (тыс. шт.)

Реализация продукции (тыс. шт.)

план

факт

+/-

в % к плану

план

факт

+/-

в % к плану

Блоки выпрямителей БВ

75000

78000

3000

104,0

76000

76500

500

100,7

Реле (электромагнитные, управления, перехода)

90000

89000

-1000

98,9

94500

85440

-9060

90,4

Датчики индуктивные

90000

98200

8200

109,1

94500

94272

-228

99,8

Выключатели педальные

315000

310000

-5000

98,4

330750

297600

-33150

90,0

Разъединители, переключатели, рубильники

175000

180000

5000

102,9

178000

179250

1250

100,7

ИТОГО

745000

755200

10200

101,4

736750

733022

-30688

94,7


 

Из таблицы 3.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 1,4%, а по реализации недовыполнен на 5,3%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществим на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3). Подобный анализ проводится по каждому месяцу.

Таблица 3

Оперативный анализ выполнения плана

по выпуску  и отгрузке продукции в апреле месяце, тыс. руб.

 

Вид операции

План

План с начала месяца

Фактический объем 

 

Отклонение от плана

на сутки

на месяц

за сутки

с начала месяца

 
 

Блоки выпрямителей БВ

Выпуск

205

6150

205

214

6420

 

270

отгрузка

208

6240

208

210

6300

 

60

 

Реле (электромагнитные, управления, перехода)

Выпуск

247

7410

247

243

7290

 

-120

отгрузка

258

7740

258

234

7020

 

-720

 

Датчики индуктивные

Выпуск

247

7410

247

269

8070

 

660

отгрузка

258

7740

258

258

7740

 

0

 

Выключатели педальные

Выпуск

863

25890

863

849

25470

 

-420

отгрузка

906

27180

906

815

24450

 

-2730

 

Разъединители, переключатели, рубильники

Выпуск

479

14370

479

493

14790

 

420

отгрузка

487

14610

487

491

14730

 

120

 

Итого

Выпуск

2041

61230

2041

2069

62070

 

840

отгрузка

2120

63600

2120

2008

60240

 

-3360

               
               
               
               

Информация о работе Управление затратами на производство продукции предприятия