Управление персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть такой аспект в деятельности предприятий, как трудовые ресурсы и способы их оценки, найма и улучшения квалификации.
Задачей курсовой работы является анализ общих принципов управления персоналом на предприятии, классификации работников, анализ численности и состава персонала, производительности и стимулирования труда. Необходимо рассмотреть хозяйственную деятельность торгового предприятия ОАО «Пищекомбинат «Воткинский», а также необходимо найти и оценить возможные резервы роста производительности труда на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Сущность и цели управления персоналом

1.2. Субъекты и методы управления персоналом

1.3. Особенности управления персоналом в современной экономике

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Экономическая характеристика организации

2.2. Анализ финансовых показателей деятельности организации

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Мероприятия по повышению квалификации персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Управление персоналом на предприятии.docx

— 96.25 Кб (Скачать файл)

в) методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

г) методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

А.Я. Кибанов предлагает несколько  иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких  методов Управление персоналом:

а) административные методы, формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации;

б) экономические методы: технико-экономический анализ; технико- экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;

в) социально-психологические методы: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).

Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников  и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим  методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного  времени и обязательности этого  воздействия. Они допускают в  известных пределах свободу индивидуального  выбора и поведения, во многом зависят  от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

 

1.3. Особенности управления персоналом в современной экономике

В ходе эволюции производства глобальные технологические и структурные  изменения, повышение уровня конкуренции  и гибкости предприятий, а также  децентрализация и приватизация привели к перерастанию управления персоналом из кадровой функции в  управление человеческими ресурсами. Некоторые авторы выделяют два главных  этапа в развитии управления персоналом: управление кадрами и управление человеческими ресурсами (УЧР) (хотя в данном случае между этими очень близкими понятиями не будет проводиться особых различий).

В общем смысле эти два  этапа соответствуют индустриальной и постиндустриальной стадиям развития общества. Однако и в постиндустриальном обществе многие предприятия могут  находиться на этапе управления кадрами, культивировать соответствующие этому  этапу организационные формы (речь идет не о формах организации вообще, а об организационных формах управления персоналом, например, делегировании), методы и культуру управления персоналом. В чем же состоят главные отличия  управления человеческими ресурсами  по сравнению с традиционной практикой  деятельности «отдела кадров»?

Управление человеческими  ресурсами исходит из того, что  в мире возрастающей глобальной конкуренции  наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не земля, капитал и природные ресурсы, как считали приверженцы классической экономической теории, а высококвалифицированные  и мотивированные человеческие ресурсы, а также научная база.

Для управления человеческими  ресурсами характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших  ресурсов организации, необходимого для  достижения всех ее целей, в том числе стратегических. Сотрудники -важнейшее достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации - важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал.

Управление человеческими  ресурсами наиболее полно и широко используется в коммерческом секторе. Компании, практикующие управление человеческими ресурсами, как правило, отличаются более высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью удовлетворения потребностей потребителей. В таких организациях лучше система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность трудом.

Основные отличия современного, более высокого этапа управления персоналом (УЧР) от традиционного управления достаточно детально представлены в  табл.1.

В силу первостепенной важности персонала управление человеческими  ресурсами обычно входит в сферу  компетенции непосредственно президента компании или его первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех уровней непосредственно  участвуют в управлении персоналом, прямо соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает, что усилия руководителей, действующих  в единстве со службой персонала, сосредотачиваются на привлечении, отборе, продвижении, стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в данной организации  сотрудников, соответствующих ее потребностям и стратегических целям.

 

 

 

Таблица 1. Особенности управления человеческими ресурсами

 

Управление кадрами 

 

Управление человеческими  ресурсами

 

Вертикальное управление подчиненными,«кадры»  - отдельная  функция

 

Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды

 

       Централизованная  кадровая функция, которую выполняет «отдел кадров»; специалисты планируют, мотивируют и т.д. Персоналом же управляют линейные руководители 

 

Децентрализованная кадровая функция реализуется в линейном управлении. Последнее  отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и за достижение целей Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту.

 

Кадровое планирование –  следствие производственного плана  и реакция на него, связь односторонняя. 

 

Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано  в корпоративное планирование; связь  двусторонняя. 

 

Цель - обеспечить наличие  нужных людей в нужном месте, в  нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как  с «фактором производства», их «расставляют», как фигуры в шахматах.

 

Цель - совмещение имеющихся  человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и  целями компании. С сотрудниками обращаются как с объектом корпоративной  стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе.

 

       Кадровая  политика направлена на достижение  компромисса между экономическими  и социальными партнерами. 

    

  Управление человеческими  ресурсами нацелено на развитие  целостной, сильной корпоративной  культуры и балансирование текущих  потребностей интегрированной организации  с окружающей деловой средой




 

 

 

 

Наиболее важными элементами реального управления человеческими  ресурсами являются: акцент на качество привлечения, найма и развития сотрудников; применение коллективных, групповых  методов организации труда в  целях формирования благоприятного климата для делегирования компетенции  и ответственности, а также сотрудничества работников. На основе эмпирических исследований нескольких сот компаний, культивирующих управление человеческими ресурсами, М. Альберт Мескон М.Х., Альберт М., Хезоури Ф. «Основы менеджмента» выделяет следующий перечень приоритетов их деятельности:

а) занятие руководящих должностей в первую очередь сотрудниками своей компании;

б) забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;

в) устранение статусного разрыва между руководителями и подчиненными (ликвидация различных привилегий: отдельных ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);

д) обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;

е) поощрение открытого делового общения, обоснованности и доказательности решений, участия работников в принятии решений;

ж) увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;

з) обучение работе в команде и формирование соответствующей  культуры;

и) участие работников в прибыли компании (получение работниками определенной доли прибыли компании);

к) повышение квалификации работников.

Обобщая вышесказанное, можно  отметить, что суть современного этапа  в управлении персоналом (УЧР) составляют:

а) предоставление управления человеческими ресурсами высшему уровню руководства организацией;

б) его вовлечение в определение стратегии и организационной структуры компании;

в) участие всех линейных руководителей в реализации единой политики и решении задач в области управления персоналом;

г) интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных руководителей, постоянное участие первых в качестве советников вторых при решении вопросов, связанных с персоналом, во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;

д) системное, комплексное решение вопросов управления персоналом и всех других стратегических задач на основе единой программы деятельности организации.

Движение от управления кадрами  к управлению человеческими ресурсами - достаточно длительный процесс.

Р. Марр и Г. Шмидт «Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики» выделяют различные стадии в развитии управления персоналом корпорации: от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами и увязывают это с общей эволюцией организации. Они разбивают развитие компании на пять основных стадий, которым соответствуют характеристики управления персоналом, отраженные в табл. 2.

По оценкам специалистов, современные западные компании соответствуют  примерно III, восточно-европейские - II стадии развития. Большая часть эффективных  западных фирм находится между III и V стадиями; предприятия России и  Восточной Европы -- в основном между I и III стадиями.

Процесс трансформации функций  управления персоналом продолжается и  сегодня. Шкатулла В.И. «Структура кадровой службы в современных условиях» выделяет целый ряд тенденций в эволюции управления человеческими ресурсами, которые отчасти повторяют некоторые уже рассмотренные особенности современного этапа управления персоналом. Эти тенденции таковы:

а) переход от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами, т.е, от вертикального управления, централизованной кадровой функции и традиционного отдела кадров к горизонтальному управлению, децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей линейное управление; от планирования персонала как реакции на производственные планы к планированию человеческих ресурсов, полностью интегрированному в корпоративное планирование;

б) трансформация управления человеческими ресурсами из инструментальной кадровой функции в стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии организации;

в) переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельности к интеграции функций руководства и кадровых функций. При этом линейное руководство вовлекается в управление человеческими ресурсами, особенно в развитие будущего человеческого потенциала организации, и одновременно получает помощь со стороны служб персонала. Сохраняя ряд прежних кадровых функций, управление человеческими ресурсами добавило себе новую важную функцию - оказание помощи линейному руководству в развитии и лучшем использовании подчиненных ему сотрудников.

Специалисты в области  управления человеческими ресурсами  все больше становятся высококвалифицированными советниками и консультантами руководителей  разных уровней, помогающими им решать общие проблемы при подборе сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и  осуществлении различных организационно-культурных изменений;

Таблица 2. Стадии развития управления персоналом

Стадии развития компании

Основные характеристики компании

Основные характеристики управления  персоналом

 

I

Зарождение компании

 

     Компания только  создана, отличается предпринимательством  и управляется собственником

 

Ведение личных дел. оплата труда, наем и увольнение; УП часто  неформальное, размытое; все дела ведутся  вручную 

  

     II

Функциональный Рост

    Происходит техническая  специализация; растут подразделения,  производственные линии и рынок;  орг. структура формализована

Поиск нужных работников для  поддержки роста; тренинг для  специфических должностей; появляется начальник отдела кадров; обработка  данных по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не становится частью УП 

 

    III

Контролируемый рост

 

     Рациональная  администрация; профессионализация  управления дефицитными ресурсами;  покупаются другие фирмы, диверсифицируется  производство: усиливаются конкуренция  за ресурсы и контроль за  инвестициями

 

Управляющий персоналом с  более высоким статусом; большая  автоматизация кадровой информации, включая квалификационные профили; рост профессионализма; кадровая функция  постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена  о ней: УП становится более ориентированным  на конечные результаты бизнеса 

 

     IV

Функциональная интеграция

 

  Диверсификация, децентрализация,  структура организации строится  вокруг продуктов и центров  прибыли, проектное и матричное  управление; больше внимания уделяется  интеграции; оргструктура более  плоская и горизонтальная

 

УП ориентировано на интеграцию различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение, коммуникация и  т.д.); расширение кооперации с другими  менеджерами; долгосрочное планирование; междисциплинарные проекты; акцент на производительность, эффективность, гибкость; широко применяется информационная технология в планировании, анализе  и оценке; развитие интеграционных квалификаций: внешние колебания  деловой среды известны и интегрированы  в управление изменениями. Практика УП отработала 

 

     V

Стратегическая интеграция

 

    Сотрудничество, групповая культура; межфункциональная  горизонтальная интеграция: большая  адаптируемость к частым изменениям; стратегическое планирование; структура  строится вокруг центров прибыли,  обслуживаемых местными и функциональными  менеджерами и их командами

 

УП построено вокруг стратегии  компании и является ее составной  частью; систематический анализ внешней  среды и оценка ее возможного воздействия; активная роль в принятии управленческих решений; долгосрочное планирование развития персонала; акцент на эффективность. УЧР  входит в компетенцию президента компании или его первого заместителя

Информация о работе Управление персоналом на предприятии