Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:32, курсовая работа
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль как показатель наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.
Введение
4
1Теоретические аспекты прибыли на предприятии общественного питания
6
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
6
1.2 Классификация видов прибыли и источники их формирования
9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
15
2 Управление прибылью
22
3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и прибыли ОАО «Ресторан Сударушка»
26
3.1 Краткая характеристика исследуемого объекта
26
3.2 Анализ динамики и структуры финансовых результатов
27
3.3 Факторный анализ чистой прибыли
29
Заключение
30
Литература
32
Если на внешние факторы предприятие не может оказывать влияние (их трудно учитывать), то влияние внутренних факторов подлежит тщательному анализу, на основе которого принимают управление решения.
В условиях рыночной экономики прибыль играет важную роль, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.
Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса выступает рост благосостояния собственников предприятия. Этот рост характеризуется размером текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого служит полученная прибыль. Следует отметить, что при этом, реализуя интересы собственников предприятия, прибыль является также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива предприятий торговли и общественного питания.
Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что даст возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики [7].
Кроме того, реализация известного принципа: «Богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также связана с возрастанием прибыли предприятия, что обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
Прибыль предприятия – основа определения показателей эффективности конкретной торговой (производственно-торговой деятельности). Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.
Для менеджеров, которые не выступают в роли собственника предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. Для остального персонала прибыльность предприятия служит не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли отводится главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.
Прибыль – главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли состоит, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ.
Определенная социальная роль прибыли выражается в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказании материальной помощи отдельным категориям граждан.
Прибыль – основной защитный механизм, предохраняющий предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.
Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользы обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и т.п. [5].
Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и разнообразием форм, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной классификации используемых терминов.
Особую роль прибыли в развитии торгового предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяет необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
Для более эффективного управления прибылью нужно обеспечить:
1) интегрирование ее управления с общей системой управления торговым предприятием;
2) комплексный характер формирования управленческих решений, включая те, которые с ней связаны;
3) высокий динамизм управления ею;
4) многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
5) ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия [6].
Исходя из этой главной цели система управления прибылью призвана решить ряд задач:
1) обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача решается путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков являются основными естественными ограничителями размера прибыли выступают;
2) обеспечение оптимальных пропорций между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Эти два показателя являются прямо пропорциональными. С учетом отношения управляющих предприятия к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий уровень прибыли;
3) обеспечение высокого качества формируемой прибыли. При формировании прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет торговой деятельности и реального инвестирования, составляющие основу перспективного развития предприятия. В рамках торговой деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет увеличения объема реализации товаров (работ, услуг), роста валового дохода и оптимизации издержек обращения;
4) обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала; при необходимости он должен возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также потери, вызванные инфляцией;
5) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, то ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При самофинансировании развития предприятия прибыли должно отводиться главенствующее место;
6) обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективе. Темп роста рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетный период. Каждое предприятие, исходя из условий и задач хозяйственной деятельности, само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части;
7) обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны, с одной стороны, эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой — обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечивать не в состоянии.
Все рассмотренные задачи управления прибылью связаны между собой, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала и т.п.).
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна отражать, с одной стороны, функциональную его направленность, а с другой — различные уровни. По функциональной направленности объектов управления прибылью согласно общепринятым стандартам выделяют два основных их вида:
1) управление формированием прибыли;
2) управление ее распределением и использованием. Каждый из этих макрообъектов управления прибылью, в свою очередь, подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему.
Процесс управления прибылью предприятия имеет определенный механизм, который состоит из следующих элементов [8]:
1) государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия общественного питания;
2) внутренний механизм регулирования отдельных вопросов формирования, распределения и использования прибыли предприятия;
3) рыночный механизм
4) система конкретных методов и приемов управления прибылью.
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИБЫЛИ ОАО «РЕСТОРАН СУДАРУШКА»
3.1 Краткая характеристика исследуемого объекта
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Ресторан Сударушка».
Место нахождения и почтовый адрес: Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина,180.
Основной целью ОАО «Ресторан Сударушка» является получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- организация работы объектов общественного питания;
- организация оптовой, розничной и коммерческой торговли;
- организация грузовых перевозок;
- торгово-закупочная и
коммерческо-посредническая
- производство и реализация продуктов питания, кулинарии, потребительских товаров.
Масштабы деятельности предприятия характеризуют такие показатели, как его выручка (106221 тысяч рублей в 2012 году), (84766 тысяч рублей в 2011 году) и численность работающих (130 человек).
Приоритетным направлением деятельности Общества является максимизация прибыли путем производства продукции с повышенной потребительской ценностью, при сохранении финансовой устойчивости.
Основными сферами деятельности предприятия при достижении приоритетных направлений являются:
- производство,
- финансы,
- кадры,
- управление.
Высокая ставка в приоритетах Общества сделана на качестве и высоких потребительских свойствах продукции ОАО «Ресторан Сударушка».
3.2 Анализ динамики и структуры финансовых результатов
На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность ОАО «Ресторан Сударушка» являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер (таблица 1).