Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:32, курсовая работа
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль как показатель наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.
Введение
4
1Теоретические аспекты прибыли на предприятии общественного питания
6
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
6
1.2 Классификация видов прибыли и источники их формирования
9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
15
2 Управление прибылью
22
3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и прибыли ОАО «Ресторан Сударушка»
26
3.1 Краткая характеристика исследуемого объекта
26
3.2 Анализ динамики и структуры финансовых результатов
27
3.3 Факторный анализ чистой прибыли
29
Заключение
30
Литература
32
Результаты инвестиционной деятельности отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично в прибыли от операционной деятельности.
Особого рассмотрения требует понятие «прибыль от финансовой деятельности». В процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах финансовой прибыли. Поэтому прибыль от финансовой деятельности представляет собой косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные [9].
По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, налогооблагаемую прибыль и чистую прибыль предприятия.
Маржинальная прибыль – один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации продукции.
Налогооблагаемая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания. Именно эта прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», подлежащая распределению между предприятием и государственным бюджетом.
Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Предприниматели и коммерсанты получают прибыль путем выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главной преградой, с которой сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.
Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия – из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нарушение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собственных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами ни ведение хозяйственной деятельности. За рубежом, в странах с развитой экономикой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.
По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.
Налогооблагаемая прибыль – это прибыль до налогообложения, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.
По характеру инфляционной «очистки» прибыль делится на реальную и номинальную.
Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
С планируемым объемом деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.
Прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период, называется минимальной.
Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия и его социальном и производственном развитии.
Нормальная прибыль представляет собой минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу, что в дальнейшем повысит прибыльность предприятия. Если спрос на данные товары (услуги) постоянен, тогда меньший по массе капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и уровень прибыли снизится до нормального.
Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам [7].
Исходя из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего периода (периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.
Нерегулярности формирования выделяют прибыль, которая планомерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычайную прибыль.
Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.
По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.
Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию социальных программ предприятия.
По значению окончательного результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (убыток).
Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности (торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество – ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.
Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить ее сопоставление с прибылью других предприятий.
Торговые предприятия при определении прибыли оперируют чаше всего терминологией, определенной положениями законодательства о налогообложении, инструкциями налоговых органов, и измеряют прибыль суммой и уровнем (в процентах к товарообороту).
1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Абсолютная величина и относительный уровень прибыли существенно изменяются под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия.
Так как прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.
Прибыль предприятия формируется под влиянием различных факторов, которые классифицируются по разным признакам. Выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия общественного питания и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние. К ним относятся: инфляция; природные условия; не предусмотренные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприятий, оплаты труда работников; нарушения поставщиками, снабженческо-бытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. Экстенсивные – это факторы, влияющие на прибыль через количественные изменения (изменение товарооборота, времени работы предприятия, среднесписочной численности работников, финансовых ресурсов и т.д.)
Интенсивные – факторы, влияющие на прибыль через качественные изменения (повышение производительности труда, качества торгового обслуживания, квалификации работников; внедрение прогрессивных методов обслуживания, новейшего оборудования, компьютеризация и пр.). К основным факторам, влияющим на формирование прибыли, относят: товарооборот, валовой доход, издержки.
Особое значение для прибыли имеет объем реализации товаров. В условиях рыночных отношений он занимает особое место, во-первых, потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются запасы товаров, материалов, работники получают заработную плату; во-вторых, реализация товаров – это самый сложный момент в деятельности предприятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конкурентоспособность. Любая заминка в реализации товаров или какой-то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает критический момент в деятельности предприятия [1].
Объем получаемой прибыли зависит от валового дохода, получаемого в результате реализации товаров. Валовой доход от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торговых услуг), или, проще говоря, сумму торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара. Размер торговых надбавок устанавливается самостоятельно, с учетом спроса, конъюнктуры рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хранением и реализацией.
Валовой доход имеет решающее значение для формирования прибыли предприятия общественного питания; его увеличение в процессе деятельности положительно влияет на формирование прибыли.
Издержки также влияю на формирование доходов предприятия и получения прибыли. Прибыль находится в обратной зависимости от величины и уровня издержек. Так, в связи с увеличением количества работников возрастают затраты на оплату труда и социальные нужды, что, в свою очередь, может повлиять на рост издержек, а следовательно, снизить прибыль.
Рост товарооборота приводит к увеличению транспортных расходов, расходов по приемке, хранению, реализации товаров, что также увеличивает издержки обращения предприятии.
Увеличение арендованного имущества приводит к увеличению размера арендной платы, что, со своей стороны, повышает расходы предприятия.
В итоге увеличение затрат предприятия влечет за собой рост издержек обращения и, как следствие, снижение прибыли.
Величина прибыли зависит также от объемов спроса на товары и их предложения на рынке. Трудности, возникающие при продаже товаров ввиду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется, и, наконец, она стабилизируется или снижается в зависимости от группы реализуемых товаров. Различная степень покупательского спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов продажи и прибыли.
К вспомогательным факторам относятся: условия груда и быта работников предприятия, их социальная защищенность, коммерческая цельность (эффективность заключенных коммерческих сделок на поставку товаром), размер прочей прибыли и прибыли от внереализационных операций, соблюдение хозяйственной дисциплины (нарушение налогового законодательства, несоблюдение методов списания надежных долгов, начисления износа основных фондов и т.д.).