Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель курсовой работы - изучение прибыли как важнейшего экономического показателя хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является Краснодонское производственно – коммерческое торговое предприятие магазин №4
Основными задачами курсовой работы является изучение вопроса управления формированием прибыли на предприятии, выявление основных резервов повышения прибыли, путей воздействия на ее величину, четкое определение влияния прибылеобразующих факторов и параметров на конечный результат деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
1.1.Понятие прибыли и ее роль в условиях рыночной экономики
4
1.2 Формирование прибыли по результатам основных видов деятельности предприятия
10


2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия КПКТП магазин № 4

22

22
2.2.Оценка хозяйственной деятельности предприятия и
её результатов
23
2.3.Факторный анализ прибыли от реализации продукции
27
2.4.Анализ показателей рентабельности
29


3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
32
3.1.Разработка стратегии оптимальной ассортиментной политики - важнейший фактор прибыльной работы торгового предприятия
32
3.2.Расширение сервисного обслуживания - эффективный способ конкурентной борьбы за покупателя
38
3.3.Внедрение стандартов обслуживания – основа эффективных продаж
39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)


Институт экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине «Экономика предпринимательства  в торговле»

Тема работы: «Управление формированием прибыли  в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли»

 

     
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

3

1.СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

1.1.Понятие  прибыли и ее роль в условиях  рыночной экономики

4

1.2 Формирование прибыли по результатам основных видов деятельности предприятия

10

   

 

2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Краткая характеристика предприятия  КПКТП магазин № 4

 

22

 

22

2.2.Оценка  хозяйственной деятельности предприятия  и

её  результатов

23

2.3.Факторный  анализ прибыли от реализации  продукции

27

2.4.Анализ  показателей рентабельности

29

   
   

3. ПУТИ  УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

32

3.1.Разработка  стратегии оптимальной ассортиментной  политики  - важнейший фактор прибыльной  работы торгового предприятия

32

3.2.Расширение  сервисного обслуживания  - эффективный способ конкурентной борьбы за покупателя

38

3.3.Внедрение  стандартов обслуживания – основа  эффективных продаж

39

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

48

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

49


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одной из главных экономических категорий, связанных с деятельностью предприятия, является категория прибыли. Ее   значение определяется тем, что она характеризует основную цель предпринимательской деятельности, является главным  экономическим  результатом этой деятельности.

В условиях рыночной экономики прибыль –  важнейший оценочный показатель деятельности предприятия в области предпринимательства и бизнеса.

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий.  [9,с.14]

Прибыль является источником материального  благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития.

Эффективное управление формированием прибыли  предусматривает построение на предприятии  соответствующих организационно –  методических систем обеспечения этого  управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Наряду  с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Поэтому  цель курсовой работы -  изучение  прибыли как важнейшего экономического показателя хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом  исследования является Краснодонское  производственно – коммерческое  торговое предприятие магазин №4

Основными задачами курсовой работы является изучение вопроса управления формированием прибыли на предприятии, выявление основных резервов повышения прибыли, путей воздействия  на ее величину, четкое определение  влияния прибылеобразующих факторов и параметров на конечный результат деятельности предприятия.

 

1.СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1  Понятие прибыли и ее роль в условиях рыночной экономики

   

Прибыль — наиболее простая  и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. В то же время ее сложность определяется многообразием сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает [22,с.56].

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь  отметить такие ее характеристики:

1. Прибыль представляет собой  форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.

2. Прибыль является формой дохода  предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха.

3.  Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса.

4. Прибыль характеризует не весь  доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от  затрат на осуществление этой деятельности.

5. Прибыль является стоимостным  показателем, выраженным в денежной форме.

С учетом рассмотренных  основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: "Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности".

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные  предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица). Эти различия в формах хозяйствования порождают и определенные особенности формирования и распределения прибыли.

Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики  отображена на рис.1.1.

Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа — "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" —также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

Рис.1.1. Характеристика роли прибыли  предприятия в условиях рыночной экономики

Прибыль предприятия  является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие [12,с.56]. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях—тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

 Прибыль является главным  источником возрастания рыночной  стоимости предприятия. Способность  самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Прибыль предприятия является важнейшим  источником удовлетворения социальных потребностей общества.

Социальная роль прибыли  проявляется, прежде всего, в том, что  средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала (социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений). Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан [7,с.122].

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Характеризуя роль прибыли в  рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от "теневой" деятельности предприятий и т.п. Рассмотрим, полностью ли лишены "позитива" эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.

Прибыль, полученная от спекулятивных  коммерческих операций (так называемых "арбитражных сделок", основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного (биржевого) рынка — товарного, фондового, валютного — спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска ("хеджирования", "свопа", "опциона" и т.п.) для предпринимателей, избегающих этого риска.

Прибыль, полученная предприятием в  связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая "сверхприбыль" от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня Цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие ''правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов, как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода [6,с.198].

Информация о работе Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли