Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель курсовой работы - изучение прибыли как важнейшего экономического показателя хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является Краснодонское производственно – коммерческое торговое предприятие магазин №4
Основными задачами курсовой работы является изучение вопроса управления формированием прибыли на предприятии, выявление основных резервов повышения прибыли, путей воздействия на ее величину, четкое определение влияния прибылеобразующих факторов и параметров на конечный результат деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
1.1.Понятие прибыли и ее роль в условиях рыночной экономики
4
1.2 Формирование прибыли по результатам основных видов деятельности предприятия
10


2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия КПКТП магазин № 4

22

22
2.2.Оценка хозяйственной деятельности предприятия и
её результатов
23
2.3.Факторный анализ прибыли от реализации продукции
27
2.4.Анализ показателей рентабельности
29


3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
32
3.1.Разработка стратегии оптимальной ассортиментной политики - важнейший фактор прибыльной работы торгового предприятия
32
3.2.Расширение сервисного обслуживания - эффективный способ конкурентной борьбы за покупателя
38
3.3.Внедрение стандартов обслуживания – основа эффективных продаж
39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Показатели (тыс.грн.)

2002 год

2003 год

Абсолютное отклонение

2004 год

Абсолютное отклонение


 

1

2

3

4

5

6

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ услуг)

998,80

998,90

0,10

1001,20

2,30

Валовая прибыль

99,80

106,10

6,30

189,20

83,10

Себестоимость реализованной  продукции

732,60

726,30

-6,30

814,20

87,90

Административные затраты

18,40

9,60

-8,80

10,10

0,50

Затраты на сбыт

83,90

82,50

-1,40

119,20

36,70

Другие операционные  затраты

7,80

3,40

-4,40

5,20

1,80

Операционные затраты

834,80

818,40

-16,40

901,20

82,80

Финансовые результаты  от операционной деятельности

11,0

18,60

7,6

19,20

0,60

Чистая прибыль

12,77

13,80

1,03

14,10

0,30

Затраты на  оплату труда

45,20

28,90

-16,30

31,20

2,30

Количество работающих на предприятии

24,00

15,00

-9,00

17,00

2,00

Общая стоимость имущества  предприятия

718,60

1001,20

282,60

1154,30

153,10

Собственный капитал

714,30

696,00

-18,30

701,20

5,20

Основные фонды

767,60

834,20

66,60

859,10

24,90

Необоротные активы

767,60

834,20

66,60

859,10

24,90

Оборотные активы

37,60

70,50

32,90

98,20

27,70

Дебиторская задолженность

1,70

2,70

1,00

3,10

0,40

Денежные средства и  их эквиваленты

4,50

7,00

2,50

9,10

2,10

Кредиторская задолженность

1,81

2,84

1,03

3,90

1,06


продолжение таблицы 2.1

 

Аналитический обзор  показателей хозяйственной деятельности предприятия сгруппированных в  таблице 2.1 позволяет сделать следующие  выводы:  выручка от реализации товаров  за анализируемый период выросла в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 0,1 тыс.грн., а в 2004 году на 2,3 тыс.грн., в связи с чем возросли и финансовые результаты от операционной деятельности предприятия на 7,5 тыс.грн. в 2003 году и на 0,6 тыс.грн. в 2004 году. Чистая прибыль предприятия выросла на 1,03 тыс.грн. в 2003 году по отношению к 2002 году и составила 13,8 тыс.грн., в 2004 году прибыль выросла на 0,3 тыс.грн. и составила 14,1 тыс.грн. Себестоимость   реализованной продукции снизилась в 2003 году по отношению к 2002 году на 6,3 тыс.грн., в 2004 году себестоимость реализованной продукции возросла  на 87,9 тыс.грн. в связи с увеличением объема реализации и расширением ассортимента  продукции. Снизились административные затраты в 2003 году по отношению к 2002 году на 8,8 тыс.грн. и составили 9,6 тыс.грн. (эта тенденция обусловлена снижением количества работающих на предприятии, сокращением административного персонала), в 2004 году административные затраты  выросли на 0,5 тыс.грн. и составили 10,1 тыс.грн. . Затраты на сбыт в 2003 году снизились на 1,4 тыс.грн. по отношению к 2003 году, а в 2004 году возросли на 36,7 тыс.грн. ( в связи с проведением рекламных мероприятий, введением отдельных услуг сервисного обслуживания, переходом магазина на систему самообслуживания).

Анализ динамики товарооборота, расчет базисных и цепных темпов роста и  прироста (таблица 2.2) свидетельствуют, что объем реализации постоянно возрастает.

 Произошло это благодаря  росту спроса, расширению ассортимента, правильно проведенной маркетинговой стратегии предприятия.

Таблица 2.2.

Динамика товарооборота  за анализируемый  период

Год

 

Объем товарооборота

 

(тыс.грн.)

Темпы роста, %

базисные

цепные


 

1

2

3

4

2002

998,8

100,00

100,00

2003

998,9

100,01

100,01

2004

1001,2

100,24

100,23


Среднегодовой темп роста  (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

101,7%

= 101,7 –100 = 1,7%

На предприятии за три года объем товарооборота увеличился на 0,24%, среднегодовой темп прироста составил за три года 1,7 %.

Количество работающих на предприятии снизилось в 2003 году до 15 человек по сравнению с 2002 годом – 24 человека (введение системы самообслуживания позволило сократить количество работников торгового зала), в 2004 году было принято 2 человека и количество работников составило 17 человек, из которых 12 человек – женщины,  9 – человек имеют высшее образование. В связи с сокращением количества работающих снизились и затраты на оплату труда в 2003 году на 16,3 тыс.грн., но в 2004 году  эта статья затрат возросла на 2,3 тыс.грн. ( в связи с повышением заработной платы).

Возросла общая стоимость имущества  принадлежащего предприятию               в 2003 году на 282,6 тыс.грн.  (в связи с приобретением необходимого торгового оборудования для перехода на систему самообслуживания на сумму 66,6 тыс.грн., увеличением суммы оборотных активов на 32,9 тыс.грн., ростом денежных средств на счету, увеличением дебиторской задолженности)

Стоимость основных фондов предприятия за анализируемый период возросла, в 2003 году на 66,6 тыс.грн. по отношению к 2002 году                                 (приобретение  торгового оборудования для перехода на систему самообслуживания), в 2004 году на 24,9 тыс.грн. (приобретение ПЭВМ и контрольно – кассовых аппаратов, а также средств программного обеспечения).

Эффективность использования основных фондов предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

Фондоотдача – определяется отношением конечных результатов деятельности к стоимости основных производственных фондов:

Фондоотдача = КР / ОФ                                              (2.1)

где

 КР – конечные  результаты;

ОФ – стоимость основных производственных фондов.

2002 год :

Фондоотдача =99,8тыс.грн./767,6  тыс.грн.= 0,13

2003 год :

Фондоотдача=106,1тыс.грн. / 834,2 тыс.грн.= 0,13

2004 год:

Фондоотдача =189,2тыс.грн./859,1 тыс.грн.= 0,22

На  предприятии наблюдается  повышение показателей фондоотдачи  в течение трех последних лет,  что является позитивной тенденцией, свидетельствующей о  повышении  общей отдачи от использования каждой гривны на основные производственные фонды .

Фондоемкость основных фондов   рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов  к объему выпускаемой продукции. Показатель фондоемкости определяет необходимую величину основных фондов для производства заданной величины продукции.

Фондоемкость = ОФ/КР                                          (2.2)

где

ОФ-стоимость основных производственных фондов;

КР – конечные результаты.

2002 год :

Фондоемкость =767,6  тыс.грн. / 99,8 тыс.грн.= 7,69

2003 год :

Фондоемкость= 834,2 тыс.грн. /106,1 тыс.грн. = 7,86

2004 год:

Фондоемкость = 859,1 тыс.грн. /189,2 тыс.грн. =4,54

Коэффициент фондоемкости  производственных фондов на предприятии значительно  снизился за исследуемый период  с 7,69 до 4,54 что свидетельствует  об уменьшении  необходимой величины основных фондов для производства продукции

Оборотные активы предприятия  увеличились в 2003 году на 32,9 тыс.грн. по отношению к 2002 году и составили 70,50 тыс.грн., в 2004 году оборотные активы  увеличились на 27,7 тыс.грн. и составили 98,2 тыс.грн.

Денежные средства  и их эквиваленты на счету предприятия возросли в 2003 году на 2,5 тыс.грн. составили 7,0 тыс.грн., в 2004 году возросли на 2,1 тыс.грн. составив 9,10 тыс.грн.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности предприятия  находится почти в пределах нормативного показателя (1), рассчитаем коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности за анализируемый период:

2002 год:

Кд/к = 1,7 тыс.грн.  / 1,81 тыс.грн. = 0,94

2003 год :

Кд/к = 2,7 тыс.грн. / 2,84 тыс.грн. =0,95

2004 год :

Кд/к = 3,1 тыс.грн. / 3,9 тыс.грн. = 0,8

Но в 2004 году коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности снизился на 0,15 пунктов , в связи с увеличением кредиторской задолженности, но в условиях инфляции это   снижение имеет позитивный характер.

 Одной из важнейших характеристик финансового положения предприятия является финансовая стойкость.

Финансовая стойкость характеризует  степень финансовой независимости  предприятия в отношении владения своим имуществом и его использованием. Эту степень независимости можно  оценивать по различным критериям:

-уровнем покрытия материальных  оборотных средств (запасов) стабильными  источниками финансирования;

-платежеспособностью предприятия  (его потенциальной возможностью  покрыть срочные обязательства  мобильными активами);

-частью собственных или стабильных  источников в общих источниках  финансирования.

 

2.3.Факторный анализ  прибыли от реализации продукции

 

Расчет влияния отдельных  факторов на  сумму прибыли определим  способом цепной подстановки, используя  данные таблицы 2.3. За базовый период примем 2003 год,  за отчетный период 2004 год

Таблица 2.3

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.грн.

Показатель

(тыс.грн.)

2003 год

Данные 2003 года, пересчитанные на объем продаж 2004 год

2004 год


 

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции  за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В)

832,4

889,4

911,2

Полная себестоимость  реализованной продукции (З)

726,3

872

814,2

Прибыль от реализации продукции (П)

18,6

17,4

19,2


продолжение таблицы 2.3

Сначала определим сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого необходимо рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП) . Индекс объема продаж рассчитаем сопоставлением объема реализации 2003 и 2004 года в стоимостном выражении.

Для  предприятия индекс объема продаж составляет:

IVРП = 832,4/911,2 = 0,91

Если бы не влияние  других факторов сумма прибыли должна была бы уменьшится  на 9  %  и  составить 16,92 тыс.грн.  (18,6тыс.грн.  х 0,91) .

Определим сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен.  Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

889,4 –872 = 17,4 тыс.грн.

Подсчитаем, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат

911,2 –872 =39,2 тыс.грн.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы  прибыли от реализации продукции  представлен в таблице 2.4

Таблица 2.4

Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение суммы прибыли  от реализации продукции

Показатель

Порядок расчета

Сумма прибыли , тыс.грн.


 

 

1

2

3

По

Воо

18,6

Пусл1

По х  IVРП

16,92

Пусл2

Вусл - З усл

17,4

Пусл3

В1 - З усл

39,2

П1

В1 –З1

19,2

Информация о работе Управление формированием прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятий торговли