Устройство, и планировка магазина «Торговая база» Климовского Райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть задачи совершенствования и общие требования к устройству и планировке магазинов;
-проанализировать практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов 6
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов 6
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь 14
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования 20
Глава 2 Характеристика торгово-хозяйственной деятельности («Торговая база»Климовского Райпо) 27
2.1 Общая характеристика торговой организации и материально-технической базы «Торговая база» Климовского Райпо 27
2.2 Анализ устройства и планировки магазина «Торговая база» Климовского Райпо 29
Глава 3 Пути совершенствования устройства и планировки помещений магазина («Торговая база»Климовского Райпо) 38
Заключение 43
Список использованных источников 48
Приложения……………………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.79 Кб (Скачать файл)

-торговый зал и кладовые  расположены на одном уровне;

-торговый зал связан  с помещениями для приемки  товаров кратчайшим путем, что  особенно важно при поступлении  в магазин товаров в таре-оборудовании;

-помещения для хранения  тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря  расположено непосредственно у  приемочной или разгрузочной  рампы;

-административно-бытовые  помещения связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями  для приемки, хранения и подготовки  товаров к продаже.

Размещение этих помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии. При этом рациональное осуществление всех торгово-технологических операций возможно только на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования

Основным торговым помещением магазина является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. При этом устройство и планировка торгового зала магазина отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Часть площади торгового зала магазина отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения для хранения оснащены соответствующим технологическим оборудованием.

В магазине учтены требования эргономики, это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Площадь магазина составляет 650 м2: из них 211 м2 занимают торговые помещения, 120 м2 - административно-бытовые, 30 м2 - подсобные помещения и 289 м2 - помещения для приемки и хранения товаров (таблица 2).

Таблица 2 - Структура площадей магазина («Торговая база» Климовского Райпо)

Название

Размер, кв.метров

Удел. вес, %

Торговая площадь

211

32,41

Административно-бытовая площадь

120

18,52

Подсобные помещения

30

4,63

Помещения для приемки и хранения товаров

289

44,44

Общая площадь

650

100,00


 

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что торговые площади занимают только 1/3 от общей площади магазина, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.

Определим степень эффективности использования площади путем расчета технико-экономических показателей.

1. Коэффициента установочной  площади:

 (3.1)

S у - установочная площадь  равна 90 м2;

S т. з - площадь торгового  зала равна 211 м2,

Ку - коэффициент установочной площади равен 0,43 при норме 0,3.

С учетом того, что это небольшой магазин коэффициент установочной площади находится на низком уровне. Это свидетельствует о перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.

2. Коэффициента выкладки:

 (3.2)

S выкл - площадь выкладки товаров равна 180 м2;

S т. э - площадь торгового  зала равна 211 м2;

К выкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 0,857 при норме 0,75.

Данный показатель говорит о том, что торговый зал перенасыщен выкладкой. Для того чтобы этот показатель соответствовал норме необходимо либо увеличить площадь торгового зала до 240 м2.

3. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина:

 (3.4)

S т.з. - площадь торгового зала (211 м2) равна 0,32 или 32 %;

S дем - демонстрационная площадь (180 м2) равна 0,27 или 27 %;

S уст - установочная площадь (90 м2) равна 0,14 или 14 %.

То есть данные показатели характеризуют неэффективное использование площади магазина.

4. Коэффициента емкости:

 (3.5)

Площадь торгового зала равна 211 м2;

S вык - площадь выкладки (180 м2).

К ем - коэффициент емкости равен 1,17.

На основании этого можно сделать вывод, что площадь магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена. Например, в зарубежной практике приемлемым является соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине «Торговая база» Климовского Райпо наоборот 1:2.

Таким образом, магазин «Торговая база» Климовского Райпо имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений. Поэтому переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей. Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1 % товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4 %, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08 %.

Как известно, мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями.

Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.

При монтаже пристенных и островных горок в линию не возникает зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели малозаметны, а горизонтальные - подчеркнуты.

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина «Торговая база» Климовского Райпо во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием.

Выбор типов оборудования, в магазине и комплектование его набора основываются на следующих основных принципах:

-соответствие оборудования  товарному профилю и размерам  торгового зала магазина;

-оснащение магазинов  торговым оборудованием осуществляется  с учетом используемых методов  продажи товаров;

-оборудование в основном  обеспечивает эффективное использование  торговой площади магазина.

Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Расчеты с покупателями в магазине осуществляются путем приема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д.

Среди недостатков следует отметить, то что торговые площади занимают только 1/3 от общей площади магазина, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки. Таким образом магазину необходимо уменьшить неторговые площади.

Поэтому необходимо разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию: планировки магазина и размещению товаров; оснащенности магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И ПЛАНИРОВКИ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА «ТОРГОВАЯ БАЗА» КЛИМОВСКОГО РАЙПО

 

Проведенное исследование планировки оборудования помещений магазина «Торговая база» Климовского Райпо позволило сделать следующие выводы.

-помещения для хранения  товаров в рассматриваемом магазине  по своему устройству отвечают  требованиям рационального хранения  необходимого запаса товаров, а  также оснащены соответствующим  технологическим оборудованием;

-торговые помещения непосредственно  связаны с помещениями для  хранения и подготовки товаров  к продаже, что обеспечивает оперативное  пополнение товарных запасов  в торговом зале, используя кратчайшие  пути движения товаров;

-торговый зал связан  с помещениями для приемки  товаров кратчайшим путем, что  особенно важно при поступлении  в магазин товаров в таре-оборудовании;

-торговый зал имеет  большой периметр глухих стен  и перегородок, что очень важно  для расширения возможности установки  торгового оборудования, стены имеют  блестящую поверхность, поверхность  полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая  и прочная.

-искусственное освещение  торгового зала равномерное, яркое  и имеет благоприятный спектральный  состав.

-планировка узла расчета  обеспечивает беспрепятственное  направление движения покупательских  потоков, исключать встречные потоки.

-административно-хозяйственные  помещения магазина расположены  удобно для всех работников;

Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:

-площадь магазина используется  неэффективно, так как значительная  её часть предназначена не  для обслуживания покупателей, а  для выполнения функций складского  звена. Например, в зарубежной практике  приемлемым является соотношение  торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине «Торговая база» Климовского Райпо наоборот 1:2. То есть магазин имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений.

-коэффициент установочной  площади находится на низком  уровне. Это свидетельствует о  перегруженности торгового зала  установочным оборудованием и  поэтому требуется более рациональное  размещение оборудования.

-коэффициент использования  площади торгового зала под  выкладку товаров довольно высок, это говорит о том, что торговый  зал перенасыщен выкладкой;

-необходимо также улучшить  организацию и обслуживание рабочих  мест, что должно обеспечивать  персоналу магазина благоприятные  условия для эффективного использования  рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

Информация о работе Устройство, и планировка магазина «Торговая база» Климовского Райпо